В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Что наша жизнь? Игра...

Виктор САРАЙКИН: "Когда я беспробудно пил, жена терпеливо возвращала меня к реальности. Так терпеливо, что хотелось ее убить"

Ольга КУНГУРЦЕВА. «Бульвар Гордона» 23 Ноября, 2005 00:00
Редкий украинский и даже российский сериал обходится сегодня без Виктора Сарайкина. "День рождения Буржуя", "Новый русский романс", "Леди мэр", "Олигарх", "Темная лошадка", "Каменская" и даже итальянский многосерийный детектив "Отряд особого назначения", снятый режиссером Франческо Викарио, - это далеко не весь его послужной список.
Ольга КУНГУРЦЕВА
Редкий украинский и даже российский сериал обходится сегодня без Виктора Сарайкина. "День рождения Буржуя", "Новый русский романс", "Леди мэр", "Олигарх", "Темная лошадка", "Каменская" и даже итальянский многосерийный детектив "Отряд особого назначения", снятый режиссером Франческо Викарио, - это далеко не весь его послужной список. Но спектр сарайкинских ролей строго ограничен: от бандитов до ментов. Как правило, и в первом, и во втором случае люди это нехорошие, неправильные, все больше норовящие деньжат по-легкому срубить. Зато в Театре имени Леси Украинки Виктор Сарайкин - полная противоположность себе экранному. Это подтвердят те, кто видел его в спектаклях "Пизанская башня", "Школа скандала", "Волки и овцы", "Дон Жуан", "Кошка на раскаленной крыше"... По жизни Витя человек чрезвычайно активный, заводной, легкий на подъем. И вполне закономерно, что планов у него громадье.

"В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ У МЕНЯ НЕ БЫЛО НИ ОДНОЙ РОЛИ. ДАЖЕ В МАССОВКЕ"

- В отличие от твоих безалаберных и "распальцованных" экранных героев в жизни ты человек ответственный, серьезный, к тому же примерный семьянин. С актрисой Ниной Нижерадзе вы состоите в законном браке ни много ни мало...

-...26 лет. "Годы шли, смеркалось". (Смеется). Скажу больше - уже два года мы пребываем в статусе дедушки и бабушки, растим внучку.

- Если не ошибаюсь, вы поженились еще студентами. Причем учились на том курсе Олега Табакова, из которого позднее родилась студия, а затем и театр "Табакерка"?

- Совершенно верно. С одной стороны, наша студия была запрещенная, гонимая, ютилась в подвале. А с другой - ее обожала, боготворила театральная Москва. Нашими однокурсниками были Лариса Кузнецова, Марыся Шиманская, покойные ныне Игорь Нефедов и Лена Майорова...

С Ниной мы поженились на третьем курсе, вскоре родился Матвей. Олег Павлович Табаков оказался милосердным и все понимающим человеком. Он дал Нине ровно три месяца на восстановление формы, а затем велел продолжить учебу. Матвею повезло меньше - он сразу был отправлен в Киев к бабушке и дедушке.

...Наверное, теперь у нас идеальный семейно-творческий союз, мы во всем поддерживаем друг друга. А ведь знавали времена всякие, и порой ох какие несладкие! К примеру, был у меня жуткий период, - много лет! - когда я беспробудно пил горькую.

- Кажется, вы с Ниной тогда работали в Театре на Левом берегу?

- Совершенно верно. Выражаясь современным языком, я был полностью невостребован. В течение пяти лет ни одной роли, даже в массовке, представляешь?

- А Нина, наоборот, вела репертуар.

- Множество главных ролей, премьерство - это не шутка. И тут на ее блестящем фоне я - никакой. В период моего карьерного застоя спиртное оставалось для меня единственной сферой, где я чувствовал себя комфортно и уверенно. Знаю много семей, которые не выдержали такого дисбаланса: распадаются от злости, зависти и прочего негатива... А вот Нина молодец, из ямы меня вытащила.

- Не пилила: мол, почему дурью маешься, денег в дом не приносишь?

- Насчет денег исключено, эта тема закрыта. А вот за пьянство доставала с особым пристрастием, доводила меня до белого каления. Ладно бы набрасывалась, кляла, как жены других пьяниц. А она терпеливо возвращала меня к нормальной жизни. Но так настойчиво, что порой хотелось на нее наорать, а еще лучше - убить.

День и ночь внушала мне: "Пойми, на театре свет клином не сошелся. Существует еще телевидение, кино". Я ведь человек по натуре своеобразный: если что-то перестало получаться - это для меня катастрофа. Ломаюсь, впадаю в депрессию...

В конце концов Нина своего добилась. Я протрезвел и задумался: "А действительно, в чем проблема? Я же окончил ГИТИС, в кино в главной роли снялся. Почему нужно себя терять и уничтожать?". Пить бросил раз и навсегда. Сейчас спиртное вообще не употребляю. Могу, но не хочу! Ведь есть масса других удовольствий - спортивный зал, поездки к морю, хорошая музыка, книги.

Как-то мы разговорились с лучшим другом Сережей Газаровым. Похоронив жену - красавицу-актрису Ирину Метлицкую, он сознательно решил сделаться алкоголиком: начал пить, курить. Правда, толком у него все равно ничего не получилось. Так вот, Серега тогда сказал мудрую фразу: "Надо попробовать приучить себя не быть зависимым от удовольствия".

Так что лозунг: "Учиться, учиться и учиться!" я воспринимаю по-своему. У каждого человека есть пороки, которые мешают ему жить. Их надо мужественно перебороть и забыть, как кошмарный сон. Последние полтора года меня другая беда преследует - книг не читаю.
"В 11 ЛЕТ ОТЕЦ ПОШЕЛ РАБОТАТЬ "СОБАКОЙ"

- Некогда или нечего?

- Вроде и время было... Наверное, просто облом. Предложили какую-то современную литературу - понял: она вторична. Стало вдвойне неинтересно.

Я ведь родом с Урала, из города Магнитогорска. Папа с мамой глухонемые. Разве могли они изначально дать мне толковое образование? Поэтому все приходило с опытом. Помню, после первого курса один из преподавателей сказал: "Старик, все хорошо. Тебе бы только читать побольше".

- Извини за бестактный вопрос. Имея столь тяжелую наследственность, ты родился здоровым ребенком?

- Абсолютно, поскольку у мамы и у папы эти хвори не врожденные, а приобретенные. Мама в детстве переболела менингитом и получила тяжелейшее осложнение. А отец в 11 лет остался в семье за кормильца, когда деда репрессировали. Вот он и пошел к состоятельным людям на работу. В его обязанности входило "быть собакой".

- Как это?!


"Многи семьи распадаются от злости и зависти. А Нина, молодец, из ямы меня вытащила". С супругой Ниной Нижерадзе в фильме "Глубокие родственники"



- Вместо спаниелей лазить по болотам и доставать застреленную хозяином дичь. Он получил воспаление легких, за ним последовала полная потеря слуха. Если мама сразу перестала слышать и говорить, то отец вначале просто оглох, а потом, не слыша даже себя, разучился разговаривать. По наследству это, естественно, не передается. Правда, Нина перед рождением Матвея сильно волновалась. Но врачи ее успокоили.

- Еще раз извини, ты никогда... не стеснялся болезни родителей?

- Ты что! Наоборот. Кого я стеснялся, так это самого себя. Разговаривая с человеком, мог бог знает что ляпнуть. Помню, долго мы беседовали с однокурсником. Говорили о сновидениях, и вдруг он бросил фразу: "Это сродни мечте старика о том, чтобы поймать большую рыбу". Я не понял - какой старик, какая рыба? Собеседник, увидев мою растерянность, расхохотался: "С тобой все ясно. Мы сейчас о Хемингуэе говорили, о "Старике и море". Как тебе не стыдно?". Вот таких личных промашек я действительно опасался, пока всерьез не взялся за повышение своего литературного и культурного уровня.

- На курс к Табакову с первого раза поступил?

- С первого. Я всегда мучительно хотел вырваться из Магнитогорска. Друзья поступили в Свердловский театральный институт. Ну а я, с детства коллекционирующий открытки актеров советского кино, прекрасно знал: какую из них ни перевернешь, обязательно прочтешь "оканчивал или Щукинское училище, или ВГИК".

- Ты мечтал о кино?

- Только! Рядом с моим домом находился кинотеатр "Родина". Мы с другом пристроились в подмастерья к художнику, рисовавшему афиши. Смывали с полотен старые анонсы, просушивали и грунтовали. За это нас бесплатно пускали в кино. На все фильмы мы ходили ровно столько раз, сколько их показывали, и, конечно, знали тексты наизусть. Помню, посмотрел картину "Шельменко-денщик", вернее, сцену, где главный герой катает свою пассию на лодочке и поет ей песенку, и подумал: "Боже мой, как красиво! Умру, но стану артистом".

В школе заявил: "Вот увидите - жить буду за границей, сниматься в другой стране, еще и женюсь на иностранке". Так оно и получилось. Слова оказались пророческими. (Хохочет). Живу в Украине, женат на иностранке Нижерадзе, да и киностудия Довженко какой ни есть, но все-таки зарубеж (хохочет).

- Во время учебы Табаков делал ставку на тех или иных студентов как на своих будущих премьеров? Насколько я помню, все главные роли доставались Андрею Смолякову и Василию Мищенко.

- Эти ребята действительно считались фаворитами. К моменту нашего выпуска и рождения студии все было предопределено и распределено. Каждый занимал свое место, и это не обсуждалось. Нас было 15 человек-студийцев, и каждый понимал, кто он, где, зачем и почему.

- Ваши первые спектакли сопровождал небывалый ажиотаж. И чем больше было запретов, чем чаще визиты в студию Табакова наносили кагэбэшники и милиционеры, тем восторженней реагировала публика на увиденное. Ваша студия в числе первых поехала на гастроли в Венгрию. И хотя она не имела официального статуса, было понятно, что ее ждет успех, блестящее будущее. Почему вы с Ниной решили переехать в Киев?

- В первую очередь именно из-за отсутствия пресловутого официального статуса. Мы ведь с женой жили в помещении студии, в знаменитом подвале на улице Чаплыгина. Вместе с нами кров делили Сережа Газаров со своей первой супругой. Условия были нормальные - душ, мини-кухня, но срок прописки истек. Кто-то стуканул, меня начал отлавливать военкомат...

- Уезжать не хотелось?

- Очень не хотелось, но что было делать? У Нины папа военный, и я лелеял надежду, что он меня от армии отмажет. Но тесть придерживался совершенно иной, строгой позиции: настоящий мужчина должен свое отслужить. Поэтому отправил меня в железнодорожные войска. В результате я строил БАМ.

"ПОЙДУ ПОЗВОНЮ СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ВДОВЕ..."

- Как вы попали в Театр на Левом берегу?

- Пригласил покойный Паша Морозенко, с которым мы снимались в фильме "Последний гейм". Этот театр тогда только-только открылся. Затем - армия, по возвращении - трения с главным режиссером. Понимаешь, мы ведь всегда находились под надежным отеческим крылом Олега Павловича Табакова. Единственное, чего недополучили в студии, - это умение за себя постоять.


"День рождения Буржуя". Виктор Сарайкин и Дмитрий Шевченко

Когда Эдуард Маркович Митницкий попытался меня повоспитывать, и случился первый алкогольный срыв. Все это продолжалось достаточно долго и мучительно. Хотя в последние годы в Театре на Левом берегу я играл много ролей, даже вел репертуар, но...

Помню, после того как мы с Ниной приняли приглашение перейти в Театр имени Леси Украинки, Митницкий вызвал меня в кабинет и с горечью сообщил, что ему очень и очень обидно. Оказывается, он столько лет меня растил, а я, гад эдакий, ухожу.

- Нынче как ни включишь телевизор - в каждом фильме Сарайкин. Да и в театре у тебя загруженность - будь здоров. А вот Нину на экране не видно. Она, часом, к твоему успеху не ревнует?

- Наоборот! Просто Нина в какой-то момент решила: "Мне не нравится работать в кино". И все! Она не ходит на кастинги, не принимает приглашения на пробы. Помню, однажды в перерыве на съемках услышал хохму из уст коллеги - актера Долинского. "Пойду, - говорит, - позвоню своей будущей вдове". Пришел я домой и поставил ультиматум: "Давай, Нинок, начинай потихоньку сниматься. На тот случай, когда сама вдовой станешь". Поэтому пусть и понемногу, но жена начинает светиться в телесериалах.

Кстати, тот факт, что наш сын Матвей успешно окончил экономический факультет театрального института, несколько лет проработал продюсером на "Интере", а сейчас серьезно занимается банковским делом, - стопроцентно Нинина заслуга. Жена помогает семье Матвея, к тому же много занята в театре. У нее отличная роль в премьере "Немного нежности". Так что в целом все в порядке.

- С Табаковым часто видитесь?

- Последний раз - пару лет назад, в Киеве. Он много говорил о том, как хорошо работать во МХАТе, интересовался, не хотим ли мы потрудиться в его коллективе.

- Ну, это из серии "когда будете у нас на Колыме...".

- Да-да! (Хохочет). "Лучше уж вы к нам!". От добра добра не ищут.

- В последнее время ты стал таким популярным! Небось, уже на улицах узнают?

- Самое приятное, что не только на улицах Киева, Москвы и Питера (о родном Магнитогорске лучше и вовсе помолчать), но даже на улицах Штутгарта. Спасибо спутниковому телевидению!

"ВО ВРЕМЯ СЪЕМОК СЕРИАЛА "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУРЖУЯ" МОСКВА ДИКТОВАЛА СВОИ УСЛОВИЯ"

- Во время съемок сериалов многое остается за кадром?

- Конечно. К примеру, когда начинался "Буржуй", на главную роль было два реальных претендента - я и Леша Горбунов. А в итоге сработал Валера Николаев. Тогда Москва диктовала условия и к чьему-либо мнению на местах не особо прислушивалась. Слава Богу, сейчас мы начали потихоньку освобождаться от кабалы.

Перед съемками второго "Буржуя" я пробовался на роль главного гада - мента Мовенко. Все было хорошо, и вроде бы уже утвердили. Но после выяснилось, что эта работа давно припасена для Андрея Панина. Мне объяснили кратко: "Он сработает не хуже". Ну что было делать? Режиссер Толя Матешко предложил малюсенький эпизод: дескать, если будет "Буржуй-3", мы роль обязательно разовьем. И дал... две страницы текста. Правда, мы с Димой Шевченко (в сериале - сутенер Артурчик. - Авт.) расширили ее до неузнаваемости, целый сценарий насочиняли. Поэтому мой Жека не сходит с экрана с девятой по 15 серию.

- Недавно по телевизору с успехом прошел украинский сериал "Новый русский романс". Твой герой - тренер по парашютному спорту, эдакий весельчак, бодренько благословляющий группу на первый прыжок: "Ну что, смертнички, полетаем?". Помнится, в воздухе он спасает девушку, у которой не раскрылся парашют. Сам прыгал?

- Нет, конечно. Кто бы мне разрешил? Тем не менее поинтересовался у профессионалов, как правильно выпрыгивать из самолета.

- И как?

- Словно в воду ныряешь. На поверку оказалось, что наши герои сигали неправильно - ногами вперед. Мой прыжок снимали на земле. Я выпрыгнул из кабины по всем правилам и сделал кульбит на летном поле, который в кадр не вошел. Остальное довершил монтаж. На экране - полное впечатление парения в воздухе.

- Откуда в тебе, интеллигентном человеке, потрясающее знание блатных заморочек - тюремный сленг, пальцы веером, точный плевок сквозь зубы?

- Не забывай, что родом я из Магнитогорска. Это комсомольская стройка 20-х годов, но комсомольцев там было процентов 20, не больше. Остальной люд - ссыльные да заключенные. Я вырос в стопроцентно криминальном районе. Помню, играл как-то с мальчишками во дворе, а бабушка моя у подъезда на лавочке сидела. "Бабушка, - спрашиваю, пробегая мимо, - какая у меня судьба будет?". - "Да какая судьба, внучек? - вздохнула бабуля. - Из тюрьмы в тюрьму".

Но мне здорово повезло. В школе я подружился с молодым учителем по имени Саша. Именно он рассказал мне о драматической студии во Дворце пионеров, приобщил к музыке, книгам, спорту. Я ведь даже фигурным катанием с его подачи занимался. К тому времени большинство моих одноклассников свое уже отсидели по малолетству. Когда они освобождались, мы продолжали общаться. Отсюда недюжинные знания в области криминальной атрибутики. Тут мне не нужно ставить руки, как в балете. Эти фишки я хорошо знаю изнутри.

Уже в Киеве у меня появился товарищ из, так сказать, новой преступной волны. Он тогда только вернулся после отсидки, а познакомились мы случайно, во время моей службы в Театре на Левом берегу. Кстати, этот парень тоже многое сделал для того, чтобы я завязал с алкоголем и пришел в спортзал, поскольку сам он спортсмен. От него я узнал немало интересного о сегодняшних отношениях в криминальном мире.


Сарайкин (справа) на съемках сериала "Темная лошадка"



- "Чисто ка-а-анкретные пацаны" с тобой познакомиться никогда не хотели?

- Что-то я такого не припоминаю. Лишь однажды на рынке подошел какой-то товарищ, долго выяснял, где он мог меня видеть - на Колыме или в Магадане. Когда же круг его поисков сузился до Киевской области, я деликатно намекнул: "Возможно, нас познакомил голубой экран?". Он сконфузился, покраснел и раскланялся.

- Уверена, в театре не все с восторгом относятся к тому, что ты частый гость на телеэкране?

- Как говорится, наличие врагов мешает, а отсутствие - пугает. Если думать только об этом, с ума сойти можно. Хотя я далеко не пофигист, пытаюсь все неприятные проблемы направить в иное русло.

Был момент, когда я знал: вокруг меня плетется интрига. В итоге потерял работу, лишился роли, но и не сильно страдал по этому поводу. Мы ведь с Ниной как жить привыкли: есть 20 копеек, живем на 20 копеек. Есть 20 тысяч - кутим на все. Конечно, иная жена за такую промашку насмерть запилила бы мужа - я ведь потерял неплохие деньги. Но Нина слова не сказала.

Так же с пониманием она отнеслась к моему отказу от серьезной киноработы из-за... суеверия. Я только-только сдал на права, и вдруг предлагают сценарий, где мой герой попадает в аварию и остаток дней проводит в инвалидной коляске. Вдобавок тот год оказался трагичным для актера нашего театра Валерия Сивача, который погиб под колесами автомобиля, машина насмерть сбила лучшего друга нашего сына Матвея, с которым они вместе работали в банке. Словом, я решил не рисковать, и Нина меня поддержала. В результате я получил роли куда интереснее и выигрышнее, нежели те, которые у меня отобрали и которых лишился добровольно.

"УЧИТЕЛЬНИЦА ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ ПЫТАЛАСЬ СНЯТЬ МОЮ ФОТОГРАФИЮ СО СТЕНДА"

- В мини-сериале "Торгаши" ты снимался вместе с молодым московским актером Даниилом Страховым (барон Корф из "Бедной Насти". - Авт.). Этот юноша отличается сложным характером и явно завышенной самооценкой. На съемочной площадке он самолично пытался режиссировать все сцены. Режиссер Татьяна Магар рвала и метала. Как тебе работалось в таком дуэте?

- Нормально, и объясню почему. Уже при первом знакомстве стало понятно, что у Дани нехилое ощущение собственной значимости... Просто Страхов в кино не так давно. Он даже нашу с ним сцену пытался перекроить по-своему. Я его внимательно выслушал, затем начал говорить сам, опираясь на первоисточник и вспомнив основоположников - от Станиславского до Михаила Чехова. В ответ на страховскую бурную деятельность мы с партнером Юрием Яковлевым предложили на выбор не один - четыре варианта. И Даня как-то быстро притих, пошел на посадку и больше не пытался возноситься.

- То есть вы с партнером эффектно поставили его на место?

- Просто начали действовать его же, страховскими, методами. Я ведь работал с целой плеядой выдающихся московских актеров - Вицыным, Стекловым, Леной Яковлевой, Сергеем Гармашем. Все они очень уважительно и тепло относятся к украинским коллегам. Милые, интеллигентные, воспитанные люди. А Даня... Тогда он здорово растерялся и, как мне показалось, многое понял.

Съемочная группа от Даниных выходок действительно стонала. Но мне кажется, что это тот случай, когда время лечит.

- В родных местах давно не был?

- Последний раз - года три назад. Под Киевом живет моя бывшая одноклассница вместе с мамой Валентиной Гавриловной - нашей учительницей. Недавно они пришли ко мне на спектакль, а после я пригласил их в кафе поболтать. Валентина Гавриловна рассказала, что была в Магнитогорске на юбилее школы. Оказалось, что оканчивали ее две знаменитости: я (хохочет) и Паша Крашенинников - бывший министр юстиции России. Так вот, после торжества она хотела тихонько снять мою фотографию со стенда. И не успела, представляешь! Оказывается, Сарайкин нарасхват! (Хохочет).

- У тебя звание имеется?

- Целых два: заслуженный артист Украины и заслуженный артист России.

- Да ты что! А кто дал-то?

- Как кто? Путин. В прошлом году. Также звание народных артистов России получили Валерия Заклунная и Лариса Кадочникова. В посольстве России, в торжественной обстановке их поздравил Виктор Степанович Черномырдин. Правда, вместо меня награду получала заслуженная артистка Украины Нина Георгиевна Нижерадзе, поскольку ее супруг Виктор Сарайкин в это время ехал в поезде в Минск, на съемки "Каменской-4". Я жене строго-настрого наказал: "Ты на церемонии так и передай, что мчится, мол, супруг, в российском кино сниматься, чтобы отработать присужденное ему высокое звание по полной программе".



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось