В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка

Искусство говорить о себе

Виталий КОРОТИЧ 21 Октября, 2004 21:00
В начале 70-х годов прошлого века, во времена неудачного социалистического эксперимента в Чили, когда прекраснодушный Сальвадор Альенде не мог похвалиться ни экономическими, ни дипломатическими успехами, одно великое дело все-таки было сделано.
Виталий КОРОТИЧ

В начале 70-х годов прошлого века, во времена неудачного социалистического эксперимента в Чили, когда прекраснодушный Сальвадор Альенде не мог похвалиться ни экономическими, ни дипломатическими успехами, одно великое дело все-таки было сделано.

Знаменитого чилийского поэта Пабло Неруду назначили послом его страны в Париже. Парижане до сих пор вспоминают, как в их городе, что называется, "повидавшем виды", все заговорили о вчера еще никому не интересной стране Чили. Чилийское посольство стало одним из культурных центров французской столицы, а сам Неруда - одним из самых заметных в Париже деятелей культуры. Тогда же, в 1971 году, он получил и Нобелевскую премию по литературе...

Умение государства рассказывать о себе - искусство непростое и важное. Когда в конце прошлого века в центре Москвы, на самой драгоценной ее территории - Арбате кипрские строители возводили за немалые украинские деньги роскошнейший - весь в бронзе, мраморе и хрусталях - украинский культурный центр, планировалось, что там будет и магазин украинской книги, и киноконцертный зал, и галерея украинского искусства, и торговля украинскими сувенирами, и много чего еще. Строили-строили и построили. Ну и что?

Сегодня, если пройти по Арбату, в доме

N9 при определенных усилиях можно оный Центр обнаружить и увидеть могучих секьюрити при входе, бдительно оберегающих врата в загадочное строение. Свободно войти разрешается лишь в плохонький и очень дорогой ресторан, где вам по цене французского коньяка предложат рюмку водки "Гетьман", или в газетный киоск, где торгуют украинскими газетами двухнедельной давности ("Бульвара" среди них не бывает). Вот и все.

Не знаю, зачем было городить этот мраморно-бронзовый огород, если о его существовании не знает толком никто из местной актерской, писательской и журналистской братии, если мероприятия в Центре проводятся так, что никогда в читаемой московской прессе я не видел ни слова о каких-нибудь событиях, связанных с Украиной и отмеченных в ее культурном представительстве на Арбате. А ведь столько можно было бы делать! Еще в старину делали немало - вот, кстати, и тема для выставки в загадочном Центре...

Самый старинный московский памятник - Минину и Пожарскому, которые в начале XVII века спасли Москву от поляков, - сооружен на Красной площади по проекту украинского скульптора Ивана Мартоса. За неимением фотографий героев Мартос лепил и Минина, и Пожарского с добрых украинских парубков, собственных сыновей. В Москве есть несколько церквей, сооруженных в стиле украинского барокко, и жива память об украинцах, выполнявших в городе просветительскую функцию, поскольку Московский университет был основан только 250 лет назад, а Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович или Стефан Яворский понабрались учености в европах. Самый ученый из современных им россиян, Михайло Ломоносов обучался не где-нибудь, а в Киевской коллегии. Когда императрица Анна Иоанновна задумала учредить театр, то обратилась к киевскому архиерею: "Делаю я комедию, для которой надобны три человека, умеющих петь. Только у меня нет хороших певчих - надеюсь, что у вас подобрать можно". Подобрали...

А что, если и сегодня кого-нибудь подобрать для того, чтобы Украина зазвучала в полный голос на одной из самых шумных в Европе улиц? Павло Загребельный, Юрий Щербак, Иван Драч - могу назвать еще несколько фамилий людей, которые любят Украину и умеют работать для нее. Почему бы и нет?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось