В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Из любви к искусству

Инна ЧУРИКОВА: "Меня спросили, могла бы я уйти от мужа. И я ответила абсолютно честно: "Да!"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар» 22 Сентября, 2004 00:00
Главный режиссер "Ленкома" Марк Захаров называет ее "царица сцены" и "сударыня рыбка", а Глеб Панфилов снял ее почти во всех своих фильмах и считает, что только ей обязан своим успехом. Она - наша любимая актриса и, как никто другой, имеет право уже при жизни называться великой, хотя сама и против этого.
Людмила ГРАБЕНКО
Главный режиссер "Ленкома" Марк Захаров называет ее "царица сцены" и "сударыня рыбка", а Глеб Панфилов снял ее почти во всех своих фильмах и считает, что только ей обязан своим успехом. Она - наша любимая актриса и, как никто другой, имеет право уже при жизни называться великой, хотя сама и против этого. А ведь когда Инна Чурикова пришла поступать в театральный, в приемной комиссии спросили: "Девушка, ты в зеркало-то на себя давно смотрела?!". Она расплакалась... Потом сказала себе: "У меня своеобразное лицо, не каждому дано оценить!". И все равно поступила. В Щепкинское, где ее, похоже, просто пожалели. Вряд ли приемная комиссия могла себе представить, какую звезду ей предстоит зажечь.

"КОГО Я ТОЛЬКО НЕ ИГРАЛА: И БАБУ-ЯГУ, И СВИНЬЮ С ЛИСОЙ"

- Инна Михайловна, кто-то из мечтающих о театре после неласкового приема развернулся бы и ушел, а вы решили добиться своего.

- Так ведь охота пуще неволи. В молодости не задумываешься, что тобой движет. Скорее всего, внутренняя неосознанная потребность самовыражения. Может быть, желание самоутвердиться. А со стороны кажется: актер всегда на виду, о нем пишут в газетах и журналах, по телевизору показывают. Есть в этом какая-то привлекательность! Правда, только до тех пор, пока ты с этой профессией не столкнулся.

Я поначалу кого только не играла: и Бабу-ягу, как моя героиня в фильме "Начало", и Свинью с Лисой в детских сказках. Ждала своего часа. Дождалась. А кто-то всю жизнь положит, а шанс ему так и не выпадет. Вообще же, мне кажется, что такое призвание от Бога, который предназначает тебе ту или иную судьбу. Поэтому если есть у тебя сильное желание (я бы даже сказала - недуг) стать актером или режиссером, никуда ты от этого не денешься. Потребность играть будет выше, важнее внешних атрибутов профессии. А популярность, честно говоря, - проверка на прочность. Не в этом дело, вовсе не в этом...

- Согласно Пастернаку, "цель творчества - самоотдача".

- Не только. Еще поиск, нахождение нового, анализ. Любая работа - это решение каких-то жизненных проблем, в том числе и твоих личных. И если бы мы, актеры, не работали, не знаю, каким образом мы бы двигались, развивались, менялись. Каждая новая роль - это еще и приобретение. Во-первых, все те размышления о жизни, вопросы и проблемы, которые в спектакле или фильме рассматриваются, заставляют тебя искать ответ. Во-вторых, это непременно поиск нового характера, нового человека.

Трудно спорить с тем фактом, что все-таки чаще всего мужчины влюбляются в красоток. Кинорежиссер Глеб Панфилов, за плечами которого на тот момент уже был один брак, влюбился в... Бабу-ягу. Впервые он увидел Чурикову в этой роли по телевизору и бросился разыскивать. Нашел. И предложил главную роль в своей картине "В огне брода нет". А вскоре они поженились. Потом было "Начало", ее практически биографический фильм. И - четырехлетний простой. Госкино запретило снимать Чурикову в главных ролях, кто-то сказал, что своим видом она... клевещет на государство, партию и красоту советского человека. Долгих четыре года они были без работы: Панфилову не удавалось утвердить сценарий для очередной картины, Чурикову просто не снимали. Не выдержав вынужденного безделья, она попросилась в "Ленком" к Марку Захарову.

- Наверное, актер, помимо таланта, должен обладать еще и особой энергетикой, чтобы в течение спектакля удержать внимание зрительного зала?

- Несомненно! А иначе на сцене вообще ничего не произойдет: актер не сможет заразить зрителей и донести до них идею спектакля, и они останутся посторонними. А если зритель не стал твоим партнером, если не понял, что ты хотел ему сказать, зачем тогда вообще ставить спектакль? Сильной энергетикой обладают практически все актеры, но только избранные чувствуют в профессии Бога. А если человек, чувствуя Бога, может существовать в нашей повседневности, - это уже признак гениальности.

- Как вы считаете, актер должен быть умным или ему достаточно научиться "с чувством, с толком, с расстановкой" произносить авторский текст?

- В любой жизненной ситуации лучше иметь дело с умным человеком, а не наоборот. А что главное для актера? Пожалуй, не смогу однозначно ответить. Конечно, ум. Обязательно интуиция. И любознательность - надо много знать, смотреть, читать и не лениться каждый день узнавать что-то новое. Наблюдательность, потому что любой характер, который тебе предстоит сыграть, можно подсмотреть. Расположение к людям и жизни: она тебя вертит, молотит, а ты не только не обижаешься, но и извлекаешь из всех неприятностей выгоду - используешь свой жизненный опыт в работе. Жизнь - наш главный режиссер!

- А как же Марк Захаров?

- Марк Анатольевич - замечательный режиссер, с которым мне посчастливилось работать. Во-первых, он великий труженик. Во-вторых, несмотря на опыт и возраст, совершенно не устал от своей работы и не стесняется учиться. Все время размышляет, сам себе задает массу вопросов: "Что нужно сегодня зрителю?", "На каком языке с ним разговаривать?". Он уже лет 10 как занимается театром ХХI века и умеет уловить то новое, что появляется в театральном искусстве. С актерами работает терпеливо, с каждым долго возится и делится тем, что знает и умеет.

- Как вы определяете свою тему в искусстве?

- Как размышление о женщине: ее жизни, ее проблемах. О том, зависима она или нет, каким образом выходит из сложных жизненных обстоятельств. Так или иначе, но все мы в них попадаем, а вот выходим - каждая по-своему. Почему? Да потому, что мы разные! Мне ближе женщины, которые в любых обстоятельствах сумели сохранить достоинство. Согласитесь, они вызывают уважение.

- Тяжело женщине в искусстве?

- Так же, как и в жизни...

- Возможно, мужчины более свободны?

- В театре и кино мужчины и женщины абсолютно равноправны: они полностью зависят от режиссера. Но это издержки профессии. Что же касается банальной зависимости актрисы-женщины от режиссера-мужчины, когда считается, что женщина для достижения цели может пойти на какой-то компромисс, то в нашем театре такого нет и быть не может. Марк Анатольевич - очень достойный человек. Возможно, в сфере шоу-бизнеса, где молодые девочки без слуха и голоса хотят петь, кому-то и приходится платить собой. У нас другая история. Захаров никогда не возьмет человека из личной симпатии, в ущерб работе.
"ЗА КУЛИСАМИ МЫ ЧИХАЛИ И КАШЛЯЛИ, А НА СЦЕНЕ ВСЕ ЭТО КУДА-ТО ИСПАРЯЛОСЬ"

- Разве Марк Анатольевич не ставит спектакли в расчете на конкретного актера или актрису?

- Ставит, конечно. Например, он искал пьесу для Саши Абдулова - так в репертуаре театра появился "Игрок", искал для меня - и поставил "Три девушки в голубом". Но это же не потому, что он хотел сделать нам приятное. Для Захарова главное - спектакль, который станет важным, значительным не только для нашего театра, но и для всего театрального искусства в целом. Который вберет в себя массу проблем и потому будет волновать зрителей. Но сначала Марк Анатольевич волнуется сам и заражает этим волнением нас.

- Вы довольны тем, как сложилась ваша театральная и киношная судьба?

- Как-то по просьбе журналистов я подсчитала, сколько ролей сыграла за все годы работы в "Ленкоме". К моему великому удивлению, не набралось и 10-ти. Обнаружив это, я так расстроилась, что чуть было не кинулась звонить Захарову, чтобы спросить: "Почему вы так мало меня занимаете?". Конечно, у меня были прекрасные спектакли, среди которых самые любимые - "Тиль Уленшпигель", "Иванов", "Чайка". Но их могло быть гораздо больше. То же самое и в кино...

- Жертв искусство от вас часто требовало?

- В нашей профессии в жертву приносится и сама жизнь. Что же до историй о каких-то сценических подвигах, то их много у каждого актера. Например, премьеру спектакля "Город миллионеров" я играла с высочайшей температурой. Тогда как раз зверствовал какой-то страшный грипп с летальным исходом. Но так сложилось, что незадолго до премьеры почти две недели проболел мой партнер по спектаклю Армен Джигарханян, поэтому взять больничный мне было просто неудобно. А "Тиля Уленшпигеля" как-то играла с травмой крестца, после чего слегла почти на месяц. Интересно, что во время спектакля боли совсем не чувствовала.

Есть такая особенность сценического пространства. Помню, как-то мы поехали на гастроли с "Чайкой" и заболели абсолютно все, поголовно - и Треплев, и Нина, и я. Так вот, чихали и кашляли мы за кулисами, а на сцене все это чудесным образом куда-то испарялось. Просто мистика какая-то!

- Ваша личная женская тема - одна на всю жизнь. Уже много лет вы замужем за кинорежиссером Глебом Панфиловым...

- Да, мне с ним очень повезло! Он дал мне такие замечательные роли! Что может быть интереснее таких его картин, как "В огне брода нет", "Начало", "Тема", "Васса"? А когда человек к тому же верит в тебя, ценит тебя, любит тебя - это же великое счастье. Он считает, что я - многомерная величина. Это поразительное чувство, когда в тебя верят не как в жену, а как в актрису, которая многое может: способна все понять и сделать так, как хочет режиссер, а может быть, даже и лучше.

Мы в работе очень нужны и полезны друг другу. Случается, что он снимает не меня, а других актрис. Но я обязательно смотрю отснятый материал, он со мной советуется. Мы вместе много читаем, обсуждаем прочитанное - ему очень важно мое мнение, потому что он мне доверяет. Поверьте, в жизни такое взаимопонимание встречается редко. И это большая удача, что у меня оно случилось!
"ЕСЛИ ДЕНЬГИ СТАНОВЯТСЯ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ, ЖИЗНЬ ТЕРЯЕТ СМЫСЛ

- Наверное, вы знаете секрет женского счастья?

- Мне кажется, это опять-таки дело случая. Мне просто повезло. До Глеба у меня, конечно же, были какие-то полудетские влюбленности, но ничем результативным они не закончились. Наверное, судьба берегла меня для него. Как-то в интервью меня спросили, смогла бы я уйти от мужа. И я ответила абсолютно честно: "Да, если бы встретила мужчину достойнее его". Но дело в том, что такого мужчины я до сих пор не видела и абсолютно уверена, что не увижу. Так что никаких моих заслуг в нашей встрече нет...

Много лет Панфилов мечтает снять фильм о Жанне д’Арк, трагическая история которой вторым планом прошла в его картине "Начало". Пока не удается. Однажды, казалось бы, все складывалось хорошо: и деньги нашлись, и подготовительный период начался. Но французы хотели видеть в роли своей национальной героини Катрин Денев, а Панфилов - Инну Чурикову. Кто-то, возможно, в такой ситуации пожертвовал бы женой, Глеб Анатольевич не смог. Или не захотел?

Сегодня можно сказать, что их брак выдержал проверку временем. 30 лет с одним мужем - это рекорд! Журналисты, с присущей им дотошностью, искали хоть что-нибудь, что могло бы опорочить отношения Чуриковой и Панфилова. Не нашли. Во всяком случае, пока. "Ваши семейные отношения давно переросли в деловые!" - говорят Панфилову. "Неправда, - парирует режиссер, снявший фильм "Романовы. Венценосная семья", - они похожи на отношения Николая II и его Алекс".


- Есть женщины, которые умеют сглаживать углы в личной жизни и семье. Вы себя относите к ним?

- Семейная жизнь - это великий труд, и не только физический. Конечно, трудно содержать дом в порядке - стирать, убирать, мыть, готовить. Но гораздо труднее быть терпеливой. Представьте себе: вдруг женщина чувствует, что ситуация в ее семье стала напряженной, что, возможно, муж ей изменяет. Что бы там ни говорили, я уверена: такие ситуации бывают в жизни каждой. Это очень больно, обидно, оскорбительно. Можно вспылить и наделать глупостей. А можно найти верный путь и преодолеть обиду. Если, конечно, это не большая обида. Она может оказаться не такой уж и большой, если хорошо подумать. Надо уметь прощать людям их ошибки, наступая на свое самолюбие. Это очень трудно и не всегда удается, но надо учиться, стараться. Когда в любой ситуации человек думает только о себе, он на все обижается, ему кажется, что все желают ему зла. А ведь на самом деле это не так.

- Но сейчас психологи в один голос кричат, что надо себя любить.

- Любить и думать о себе надо, а вот жалеть себя - нет. И поступать надо так, чтобы в любой ситуации сохранять к себе уважение. Помню, как я в первый раз пришла в храм на исповедь и, как истинная материалистка, говорю своей крестной: "В чем мне исповедоваться? Я ведь не грешный человек". А она так удивленно посмотрела на меня и отвечает: "Грешный! Все люди грешны!". И потом, когда батюшка стал со всеми нами разговаривать об отношении к родителям, детям, друзьям, я вдруг осознала, насколько же человек несовершенен! Вот в этом смысле надо себя любить и думать, как стать совершеннее, лучше.

- Как сочетается ваша вера с актерской профессией, испокон веку считающейся греховной?

- Знаете, я часто об этом размышляю... И вот к какому выводу пришла: если играть добрых, любящих, душевно чистых людей, то это Божье дело. А если нести сладость порока, разрушения, демонизма, то, конечно, ни к чему хорошему это не приведет. Может, кто-то сочтет меня несовременной, но меня задевает только то, что проникнуто любовью.

- А у вас на всех хватает доброго отношения?

- Стараюсь, чтобы хватило. Хотя, возможно, в суете своих дел мимо кого-то пробегаю, и на меня обижаются. Но профессия у меня в этом смысле сложная - требует душевного погружения. Поэтому, когда работаешь над очередной ролью, можешь не услышать даже то, что говорят тебе самые близкие люди. У меня и муж такой: когда занят новой картиной, до него не достучишься.

Можете себе представить: они вообще не ссорятся! Даже готовят вместе, у кого есть свободное время, тот и становится к плите. А еще Панфилов - малопьющий и некурящий, и Инна Михайловна с трудом может припомнить случай, когда он явился домой пьяный. Они одинаково думают и чувствуют. У них даже реакции общие: когда идут вместе по улице, то, не сговариваясь, поворачивают в одну сторону. На вопрос, как сохранить семью, сам Панфилов отвечает: "Главное - не допустить, чтобы "любовная лодка разбилась о быт". Вообще, Чурикова считает себя счастливым человеком. Иногда на нее что-то такое накатывает - какое-то совершенно невероятное чувство. "Что с тобой?" - спрашивает муж. И она отвечает: "Прилив счастья!". От измен не застрахован никто. "Откровенно говоря, - сказала как-то Инна Михайловна, - я от такой напасти зарекаться не могу. А вдруг действительно влюбится? Но мне бы этого очень не хотелось".

- Как вам в суете нынешней уж очень быстрой жизни удается сохранить душевное равновесие?

- Если возникает напряженная жизненная ситуация, я призываю всех - мужа, сына, себя - к покою. И даже, как ни странно это прозвучит, к улыбке. И пройдет. Бог тебя надоумит. Появится ясная мысль, или помощь придет с совершенно неожиданной стороны. Главное - не впадать в панику. И уж совсем никуда не годится, когда человек, которому плохо, начинает срываться на близких, которые абсолютно ни в чем не виноваты. Это ужасно! Наоборот, надо смыкать ряды, потому что только всем вместе можно справиться с ситуацией.

Сейчас много у людей горя. Но вокруг нас люди, и они помогут. Мы с мужем всегда помогаем тем, кто просит. Если, конечно, это не профессиональные нищие, есть у нас такие на Тверской. Они не просят, а требуют и подходят только к иномаркам. Ко мне как-то одноногий человек подошел. А я, как только вижу калеку, думаю: "Господи! Наверное, был в Чечне!". И вдруг он как рявкнет: "Дай 50 рублей!". А я ему: "Проходи мимо!". Но однажды мы с мужем видели женщину, которая, очевидно, страшно нуждаясь, вышла на улицу. И платье свое лучшее надела, а попросить не может! Наверное, у нее действительно случилась беда, раз пошла на такой отчаянный шаг. Но даже в этой истории она вела себя достойно, и думаю, все у нее образуется.

Конечно, нелегко в трудную минуту сохранить в душе добро, свет, слушать и слышать людей, улыбаться, не зацикливаться на себе, не жалеть денег, не ставить их во главу угла. Не спорю: деньги сейчас очень важны. Но если они становятся смыслом жизни, сама жизнь теряет смысл.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось