В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Крупный план

Звезда российских сериалов Сергей ЧОНИШВИЛИ: "Иногда ведешь себя, как проститутка"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар» 14 Декабря, 2004 00:00
О Сергее Чонишвили можно говорить много. Дескать, прекрасный актер, которого после Щукинского училища пригласил в "Ленком" сам Марк Захаров.
Людмила ГРАБЕНКО
О Сергее Чонишвили можно говорить много. Дескать, прекрасный актер, которого после Щукинского училища пригласил в "Ленком" сам Марк Захаров. И теперь он играет в таких спектаклях, как "Мудрец", "Королевские игры", "Мистификация", "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Две женщины", "Варвар и еретик", "Юнона" и "Авось". А еще Сергей - звезда сериалов, которые, несмотря на всеобщее презрение к "мылу", как на подбор являются вполне приличными: "Семейные тайны", "Пятый угол", "Азазель", "Next". Но, как правило, Чонишвили не представляют долго. Достаточно бывает сказать: "Это Вольдемар Шадурский из "Петербургских тайн". Правда, эта роль не только принесла актеру славу, но и обрекла его на определенное амплуа - чаще всего Сергею достаются отрицательные роли.

"МОИ ГЕРОИ ЛИБО УМИРАЮТ ПО ХОДУ ДЕЙСТВИЯ, ЛИБО ЯВЛЯЮТСЯ ПОЛНЫМ ГОВНОМ"

- Сергей, у вас есть хотя бы одна положительная роль?

- Мои герои действительно либо умирают по ходу действия, либо являются полным говном - почему-то мне приходится воплощать самые неприятные человеческие пороки. Единственный сериал, где я скорее положительный, нежели отрицательный, - "Право на защиту" Вячеслава Криштофовича. Кстати, снимался он у вас в Киеве.

- Почему вы так часто играете негодяев?

- Трудно сказать... Знаете, это ведь началось давно, когда я, окончив училище, пробовался на главную роль в картине "Курьер". Режиссер Карен Шахназаров сказал мне тогда: "Понимаешь, у тебя хорошие пробы, выглядишь ты прекрасно, но у тебя старый, циничный глаз". А мне на ту пору не исполнилось и 21 года... И после его слов я замечательным образом в течение года не прошел на роли от 18 до 28 лет.

- Расстроились?

- Просто понял, что моя киношно-телевизионная карьера начнется ближе к 30 годам, когда мой "старый, циничный глаз" будет уместен.

- Приходилось читать, что у вас какое-то диковинное происхождение.

- Оно не столько диковинное, сколько запутанное. У меня много кровей, и все они перемешаны: среди предков были поляки, русские, грузины, немцы, чехи, французы и шведы. Бабушка по отцовской линии жила где-то в Западной Украине, потом переехала в Петербург и уже оттуда - в Тбилиси. Кто я? Честно говорю: не знаю.

- А в паспорте у вас что написано?

- Русский, естественно! И фамилия, и отчество типично русские, только с именем немного не повезло - Сергей Ножериевич Чонишвили.

- Ножериевич - это красиво...

- Мой папа грузин. Начинал свою карьеру в Тбилиси, в русском ТЮЗе, где в свое время работали Георгий Товстоногов и Евгений Лебедев. Потом работал в Туле, в Омске. Умер в 1987 году, будучи секретарем Омского отделения Союза театральных деятелей. В рабочем сейфе нашли 200 рублей и записку: "Это мне на похороны". Теперь в Омске есть Дом актера имени Ножери Чонишвили.

- Ну а вы сами хоть немного считаете себя грузином?

- Как я могу называть себя грузином, не зная языка? Да и в Грузии я в последний раз был достаточно давно - аж в 1987 году. Но, с другой стороны, я обожаю грузинские песни и грузинскую кухню. Да и все, что составляет грузинскую культуру, мне очень близко, я бы даже сказал - это часть моей души. В детстве я часто ездил в Грузию к бабушке с дедушкой. Наверное, это и сыграло свою роль.

- Ваши родители были театральными актерами. Можно сказать, что ваше детство прошло за кулисами?

- Была у меня и обычная школа, и музыкальная - восемь лет, с первого по восьмой класс. Но были и гастроли с родителями. В 13 лет я первый раз вышел на сцену в спектаклях "Беседы при ясной луне" по Шукшину и "Дон Хиль Зеленые штаны" Тирсо де Молина. Как сейчас помню, это произошло 13 июня в Одессе, во время гастролей Омского театра в этом славном городе.

- Так, может быть, в смысле профессии у вас и выбора не было, кроме как пойти в актеры?

- Почему? Был. Более того, вплоть до пятого класса я совершенно не собирался в эту профессию идти, хотя сегодня, задним умом, раскладывая и анализируя свои детские поступки, я понимаю: актерство жило во мне всегда. У меня, например, не было просто игр - я к ним всегда тщательно готовился, и в них непременно присутствовала некая театральщина. Я не понимал, как можно играть с 15 солдатиками. Глупо! Их должно быть по меньшей мере 300! А поскольку в моем детстве недоразвитого социализма с игрушками (да и не только с ними) была напряженка, я в большом количестве делал солдатиков из пластилина. Причем знал, чем простой пластилин отличается от воскового: последний дольше держится.

Еще у меня было дикое увлечение океаном, а Жак Ив Кусто был моим кумиром. Но в пятом классе вдруг резко повернулись мозги и я сказал родителям, что буду заниматься театром.

- Надо думать, они не обрадовались?

- Целый год со мной проводились аккуратные беседы по поводу моего будущего финансового неблагополучия, личной, семейной и общественной неустроенности и возможных поруганных амбициозных состояний. Но я честно все это выдержал. После чего, классе в восьмом, мне было сделано еще одно скромное предложение: "Может быть, тебе стоит пойти в режиссеры?". На что я сказал: "Может быть, и стоит, но только после того, как поработаешь артистом: чтобы знать предмет изначально".
"ЧТОБЫ КУПИТЬ ЕДЫ, МНЕ ПРИХОДИЛОСЬ СДАВАТЬ ПУСТЫЕ БУТЫЛКИ"

- Родительские предсказания сбылись?

- Конечно. Если учесть, что свою театральную карьеру я начал в 21 год, а киношную - в 23, можно сказать, что все произошло достаточно поздно. Я человек, прошедший в жизни и через неоднократное поругание (бывало, что опускали в хорошие помои), и через относительный голод. Иногда, чтобы купить еды, пустые бутылки приходилось сдавать... Да и москвичом (несмотря на то что существую в этом городе с 82-го года) я стал всего четыре года назад, когда сделался обладателем жилплощади, на которой я прописан постоянно.

Наверное, надо было все это пережить. И даже лучше, чтобы всегда все несчастья происходили с нами как можно раньше, пока организм еще молодой и может с ними справляться, пока существует энергия, которая не позволяет опустить руки и сказать: "Да пошло оно все!". На сегодняшний день я работаю на пяти работах, еще порядка 12-ти у меня сдельные - вот таким образом жизнь и устраивается.

- В связи со всем вышесказанным: актерская профессия - насколько она мужская?

- Безумно мужская! И это несмотря на то, что есть подозрение в обратном, ведь иногда ведешь себя, как проститутка: тебе нужно понравиться режиссеру, оператору, зрителям, партнерам, поскольку хороший партнер - это 50 процентов успеха.

- Это то, что касается морального аспекта. А физически?

- Актерская работа и физически очень сложна. С одной стороны, удобно: можно работать в театре, ни хрена не играть и совершенно спокойно заниматься своими делами. А можно заниматься профессией, но тогда надо много внимания уделять своей физической форме, потому что ты сам себе станок и сам себе производитель. Долгое время бытовало ошибочное мнение, что актер поздно ложится, поздно встает и все у него в жизни весело и замечательно. Но если хочешь существовать в этой профессии, то, как правило, спишь очень мало - день ненормирован как физически, так и психологически. Я же не могу выключить мозги. Когда работаешь над ролью, не скажешь себе: "О’кей, до шести вечера я думаю о работе, а потом переключаюсь и думаю о другом".

Но дело в том, что было время, когда театр был исключительно мужской работой, а женщины даже на сцену не допускались.

- Но ведь это было давно.

- Относительно давно, поскольку человечество не так уж долго существует в своем нынешнем состоянии. Мы пережили, пожалуй, только три более или менее развитые цивилизации: Атлантиду, Грецию и Рим. Нынешнее же состояние общества еще не достигло своего пика. Возможно, мы еще будем наблюдать и расцвет, и закат нашей цивилизации.

- А жизнью на съемках вам рисковать не приходилось?

- Я, конечно, не буду сейчас снимать штаны и показывать шрамы на ногах, но были у меня "неприятности". Когда мы снимали "Петербургские тайны" в Шереметевском дворце, там было так холодно, что приходилось выходить на улицу... греться. И коньячок пить. Стоял ноябрь, в Москве в это время уже не жарко, но все-таки гораздо комфортнее, чем во дворце. А если учесть, что там еще и босиком приходилось ходить, то это называется: здравствуй, простатит!

А чего стоят многочисленные форс-мажорные ситуации! Как-то заболел один из наших актеров, и меня срочно вводили в спектакль "Варвар и еретик". Представьте себе: в четыре часа - репетиция, а уже в семь я вышел на сцену. Часто спрашивают: "Ну и как, хорошо сыграли?". Они не понимают, что достаточно того, что я просто сыграл: это уже актерский подвиг!

- Может, вспомните какую-нибудь веселую историю?

- Помню, как меня из театра в армию провожали. Я играл последний свой - перед уходом, разумеется, - спектакль, в ходе которого должен был выпить стакан воды. Схватил, опрокинул, оказалось... водка. После спектакля, который как-то очень быстро пролетел, мы продолжили...
"НЕ ЗНАЮ, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ЛЮДЕЙ КИДАТЬСЯ АКТЕРУ НА ШЕЮ"

- Как вы относитесь к сериалам? Презирать их нынче стало хорошим тоном, но ведь именно они сделали вас известным для широкой публики.

- Разговор о сериалах вообще должен быть очень подробным и объемным, поскольку у меня существует по этому поводу серьезное мнение. То, что мы снимаем (я имею в виду русский продакшн), не сериал в чистом виде. Настоящее "мыло" - это ежедневные съемки, работа для огромного количества людей, в том числе и сценаристов. И это обязательно отснятый в течение дня материал - таким образом происходит оборот.

То же, чем занимаемся мы, скорее, напоминает многосерийное кино, снятое в дико сжатые сроки. Конечно, можно кинуть камушек и сказать, что такая продукция не всегда качественная. Так для того и существует свобода выбора, чтобы что-то было качественное, а что-то нет и каждый мог выбрать то, что ему нравится.

Нынешнее обилие сериалов рано или поздно перерастет в хорошие художественные картины. А сегодня, естественно, выгоднее продавать сериалы. Тем не менее, если делать это вдумчиво и снимать пакет - сериал плюс его киноверсию, - мы будем иметь и одного зрителя, и другого.

Если же говорить о моем отношении к сериалам вообще, то оно, скорее, хорошее, поскольку участие в них дает людям работу - актерам, которые без нее теряют свой возраст и мастерство, операторам, режиссерам, монтажерам и другим киношникам, которые во время простоя тоже теряют свои профессиональные качества. Я помню ситуацию пятилетней давности, когда "Мосфильм" стоял, - ночью там было страшно. А сейчас работа не прекращается ни днем, ни ночью.

- Вы помните момент, когда после премьеры "Петербургских тайн" проснулись знаменитым?

- Признаюсь честно: такого у меня никогда не было.

- Неужели на улице никогда не узнают?

- Редко. Правда, я часто ловлю себя на мысли: может, оно и к лучшему? Меня вполне устраивает, что я могу совершенно спокойно ездить на метро. К тому же я категорически не знаю, как в таких случаях себя вести. А если это внимание еще и навязчивое, то вообще теряюсь. Не знаю, что заставляет людей кидаться актеру - по сути, совершенно незнакомому человеку - практически на шею. У меня в жизни был совершенно замечательный случай, который, когда меня спрашивают о популярности, всегда вспоминаю. Я шел как-то по Нью-Йорку и увидел пожилого мужчину, который при более пристальном рассмотрении оказался Кирком Дугласом. Я буквально боготворю этого человека, но мне и в голову не пришло навязывать ему свое общество...

- Простите, а вы что, на метро ездите?

- Периодически. Что вас так удивляет? Во-первых, иногда за тот промежуток времени, который остается между двумя работами, я просто не успеваю доехать - в Москве сумасшедшие пробки. А во-вторых, я совсем недавно начал ездить на своей машине. Вообще-то, я за рулем с 91-го года, но ездил в основном в Соединенных Штатах и на чужих машинах. А водить чужую машину не очень приятно: не дай Бог по закону подлости с ней что-нибудь случится! Поэтому, как только я поимел какое-то количество денег, на которое мог купить не ведро с запчастями, а все-таки машину, тут же это сделал.

- Кто она?

- Не шикарная, но вполне приличная - третий "Гольф" 97-го года выпуска. Хорошая городская машина, кентавр - сел и поехал.

- Вы лихач?

- Лихач, но аккуратный. Конечно, иногда нарушаешь и уходишь на скорости 100 километров в час, но средняя скорость по городу у меня все-таки около 70-ти. На дороге я не хамлю, не подрезаю, иногда даже помогаю кому-нибудь выехать.

- Честно говоря, меня поразило ваше определение семейной жизни, высказанное в одном из интервью: "Семья - это когда люди, придя домой, закрывают дверь и выключают телефон". Вы до сих пор не женаты, потому что не нашли ту, с которой хотели бы отгородиться от целого мира?

- У меня нет времени на поиски... Приходится выбирать: либо ты занимаешься работой, либо личной жизнью. Я сейчас гораздо больше трачу на работу. Да и требования у меня наверняка завышенные. Хочется, чтобы умная была, независимая и при этом оставалась женственной. Ну и чтобы красивая... Где ж такую взять?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось