В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Крупный план

Директор киностудии имени Довженко Виктор ПРИХОДЬКО: "Вступив в должность, первое, что я сделал, - ввел на киностудии жесточайший сухой закон"

Людмила ГРАБЕНКО. Специально для «Бульвара» 11 Января, 2005 00:00
Мне говорили, что этот человек ни перед чем не остановится. Вон, даже на святая святых покусился - сад, посаженный самим Александром Довженко, ради выгоды решил вырубить.
Ольга КУНГУРЦЕВА
Мне говорили: "Он жесток, циничен, безжалостен. Директором киностудии имени Довженко стал благодаря руке невероятной волосатости". Мне говорили: "Его назначением недовольны абсолютно все: от уборщицы тети Клавы до народных артистов Украины. Более того, негодуют кинематографисты всего мира - как "от Москвы до Бреста", так и "от Чукотки до Канар". Мне говорили, что этот человек ни перед чем не остановится. Вон, даже на святая святых покусился - сад, посаженный самим Александром Довженко, ради выгоды решил вырубить. Словом, не человек - монстр. Именно поэтому наш диалог с генеральным директором киностудии имени Довженко Виктором Приходько я решила построить следующим образом: "Говорят - отвечаем". Визави с удовольствием согласился. К слову, на чудовище этот обаятельный и интеллигентный человек совершенно не похож. Даже наоборот.

"АМЕРИКАНСКИЕ АКТЕРЫ ПОДРАБАТЫВАЮТ В РЕСТОРАНАХ, ЧТОБЫ ОПЛАТИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КУРСЫ. А МНОГИЕ ИХ УКРАИНСКИЕ КОЛЛЕГИ ХОДЯТ НА СВОИ "КУРСЫ" - В БУФЕТ"

- В ожидании нашего с вами интервью я вдоль и поперек исколесила необъятную, обновившуюся территорию киностудии. При этом почему-то не нашла одну из главных ее достопримечательностей - знаменитый, обожаемый киношниками старый, прокуренный насквозь буфет, где за гривну наливали 100 граммов, а на закуску обязательно выдавали каменный пирожок за 50 копеек. Зато ахнула, увидев ресторанчик "Кинокухня".

Выполнен он по высшим европейским стандартам. При этом цены явно не кинематографические. А из спиртного, учитывая наличие бара, не то что горилки - безобидного пива не наблюдается. Говорят, вы ввели сухой закон?


- Да. Причем строжайший. Вы правы - у нас теперь даже пива не выпьешь. А те, кто норовят тайно протащить горячительное, немедленно вышвыриваются за территорию охраной. Сами понимаете, людям занятым пить некогда, да и незачем. К тому же руководство любого предприятия вряд ли согласится держать на хорошей должности подчиненного, от которого пусть и немного, но пахнет спиртным.

Что касается того пресловутого буфета, где под нетрезвые разговоры: "Тот бездарность, этот бездарность, зато я..." - рекой лилась "паленка", то его нет и, надеюсь, не будет. Причем никогда. На месте гадюшника после завершения ремонта скоро откроется бесплатный медицинский консультативный центр. Теперь любой сотрудник киностудии сможет получить бесплатную консультацию.

- Но разве киевские, далеко не самые богатые в мире кинематографисты смогут осилить цены вашей "Кинокухни"?

- Во-первых, 12 гривен за комплексный обед из трех блюд - это совсем недорого. А что касается нищих актеров, то, извините, если они круглосуточно гудели в буфете и литрами глушили водку, значит, средства на эти развлечения изыскивали.

Сейчас иные времена и иные законы. Если актер нищий, значит, это плохой актер. Классные исполнители нынче получают огромные гонорары, причем независимо от возраста. За последний год как в Москве, так и в Киеве ставки у артистов заметно выросли. К примеру, в Голливуде значительная часть людей этой профессии, помимо своей основной работы, трудится в ресторанах. И это норма. Лишь некоторые из них получают те многомиллионные гонорары, о которых пишет пресса. Остальные подрабатывают официантами, абсолютно того не стесняясь, поскольку не пропивают кровные, а оплачивают профессиональные курсы, которые посещают все без исключения.

А наши деятели привыкли ходить на другие "курсы" - в буфет. После того как на киностудии это безобразие прекратилось, все резко переместились в Дом кино. То есть вместо того, чтобы одуматься, начать работать над собой, они вновь принимают на грудь и вновь жалуются. Потому и нищие. Выход один - для того чтобы выжить, нужно или кардинальным образом менять профессию, или становиться хорошими актерами. Третьего не дано. Поверьте, профи, которые получают больше тысячи долларов за съемочный день, у нас уже не единицы - десятки.

- Говорят, вы круто разобрались со старой киношной гвардией, которая в добрые советские времена часто мелькала на экране. Им-то что прикажете делать, если они, кроме как играть, ничего больше не умеют, а заявок на них сегодня нет. Киностудия таковых как-то поддерживает?

- Конечно. Многие из тех, кого вы имеете в виду, в тех же эпизодах и снимаются. Но, повторяю, работают те, кто хочет работать. Что касается поддержки, то мы учредили Фонд поддержки украинского кино, а при нем пенсии. Ежемесячно 14 заслуженных деятелей украинского кино получают по 500 гривен. В этот список входят не только известные артисты, такие, например, как Кость Петрович Степанков, который, увы, так вышло, последнюю пенсию получил в день кончины, или Маргарита Криницына, Николай Олялин... К сожалению, многие ушли из жизни, поэтому деньги получают их вдовы. Вдовы Борислава Брондукова, Николая Гринько, Сергея Параджанова. Мне кажется, это нормально.

- Говорят, фонд отобрал эту самую материальную поддержку у вдовы Леонида Осыки Светланы и передал ее вдове Параджанова.

- Ничего подобного. Вдова Параджанова всегда получала и будет получать от нас поддержку по максимуму. А вдова Осыки Света Князева еще молодая и трудится на киностудии имени Довженко.

- Но за остальными, ныне неработающими, выброшенными за борт, хоть символическая ставочка сохранилась? В той же Крымской филармонии она составляет, смешно сказать, 16 гривен. Тем не менее...

- Ну что ж, это неплохие деньги. (Смеется). Но дело в том, что из госбюджета киностудия не получает ни копейки. Деньги зарабатываем исключительно за счет госзаказов. К примеру, заказывают нам в год энное количество фильмов. Из средств, которые мы за это время сумеем заработать, 19 процентов уходит на общестудийные расходы: зарплаты, содержание студии, тепло, свет и так далее. Короче, все отчисления, включая налог на землю (а это ни много ни мало 100 тысяч гривен в месяц), составляют девять миллионов в год. А прибыль с госзаказа - два миллиона. Вот и посчитайте разницу.
"МЫ УВОЛИЛИ С КИНОСТУДИИ ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ РЕДАКТОРОВ. НИГДЕ В МИРЕ НЕТ ТАКОЙ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ"

- Став генеральным директором киностудии, вы по примеру Олега Павловича Табакова, возглавившего МХАТ, безжалостно сократили штат.

- Да, но не таким образом, как Табаков, и не в таком количестве. Чтобы вы знали, с государственного предприятия просто так никого не уволишь. Даже если человек отсидел свое в тюрьме, его после освобождения все равно обязаны восстановить на работе. Мы сделали следующее. На 100 процентов поменяли руководителей всех без исключения подразделений - начальников цехов и так далее. Правда, часть из них оставили на киностудии, но на менее высоких должностях.

Решились на столь крайние меры в связи с тем, что эти люди без стыда и совести по всем параметрам развалили подведомственные им подразделения. Поверьте, они заслуживали столь строгого наказания. А некоторые - более жестких мер. Но мы расстались спокойно, и дальнейшая их судьба нас не интересует. На освободившиеся места пришли настоящие профессионалы, которых я прекрасно знаю и с которыми проработал много лет.

- Кто же попал под кровавую секиру?

- Сократили всех редакторов. Кино - это не печатное издание. При коммунистах люди этой профессии выполняли роль цензоров и церберов. Они, как те же гэбисты, следили за идеологией, не допускали антисоветчины и чтобы ни единого плохого слова про партию.

Слава Богу, времена те канули в Лету, а за компанию с ними и подобные должности. Если в какой-нибудь киногруппе возникнет необходимость в услугах таких специалистов - пожалуйста, заключайте трудовое соглашение и работайте. Это логично. Нигде в мире никаких редакторов не существует. Не нужны они и нашей киностудии.

Есть еще один немаловажный момент. Многие увольняются сами. Причина самая тривиальная - деньги, вернее, их отсутствие. Я через вашу газету могу официально заявить: на киностудии Довженко катастрофически не хватает электриков, осветителей, водителей, сантехников, уборщиц, дворников. Не говорю уже о творческих работниках, таких, как сценаристы, режиссеры, ассистенты, директора, художники. Приходите, милости просим. Но как, спрашивается, можно удержать на месте классного водителя, выдавая ему зарплату 250-300 гривен, если в каждой газете масса объявлений, предлагающих за ту же работу оклад минимум 850?

- Вроде бы многих актеров вы сократили если не из-за профнепригодности, то за аморальное поведение.

- Нет. Я даже не уверен, есть ли сегодня такая статья, как "аморалка". А вот с профнепригодностью в юридическом плане было очень тяжко. Это сложный, длительный процесс. Было несколько случаев, когда люди упорно сопротивлялись, и мы с ними судились. Троих пришлось уволить по решению суда.

- Вы много производственных площадей киностудии сдаете в аренду различным фирмам?

- Сдаем. Но повторюсь: за счет госзаказа мы зарабатываем два миллиона в год, а отчислений с киностудии в госказну набегает девять миллионов. Мы ведь должны покрывать эту разницу, правда? Но заметьте, до моего прихода здесь трудились 92 арендатора. Осталось 43. Мы убрали практически всех, кто не был связан с кинопроизводством, а таковых насчитывалось предостаточно: риэлторы, псевдошколы по развитию актерского мастерства, где за 100 долларов в месяц из тебя обещали сделать звезду, а затем попросту кидали, непонятные компьютерные курсы. Даже цеха по разливу паленой водки и те трудились в поте лица. Когда я вступил в должность, все они пахали на полную катушку. Но мы целенаправленно и упорно от них избавились. Многие ушли, не расплатившись за аренду, со многими мы выиграли суды.

Сейчас из 43 арендаторов 35 так или иначе связаны с кино. К примеру, у нас снимает офис известный сценарист Юрий Рогоза, агентство "Интермедиа", производящее фильмы и сериалы. Фирма "Иллюминатор" сдает в аренду осветительное оборудование. Есть у нас студия компьютерной графики, которая занималась спецэффектами для "Ночного дозора". Есть также две студии озвучания, несколько телекомпаний.
"СЕГОДНЯШНЕЕ РОССИЙСКОЕ КИНО - ХАМСКОЕ, АГРЕССИВНОЕ И ШОВИНИСТИЧЕСКОЕ"

- Российские кинематографисты, которым вы тоже сдаете в аренду павильоны, остаются довольны?

- Особых нареканий не было, хотя инфраструктура требует улучшения. Асфальт мы везде заменили. Сейчас полностью меняются окна, крыши, полы. Киностудия ведь стоит на песке, поскольку строилась в спешке. Поэтому уже заменено несколько тысяч квадратных метров полов, а это хлопотно, дорого, хотя внешне и незаметно. В павильонах деревянные покрытия меняются на бетонные. И это при том, что основная работа по производству кино идет безостановочно. Сегодня мы уже порой отказываем в предоставлении павильонов, поскольку их элементарно не хватает. Так же как творческих работников и технического персонала. Поэтому создали свою киношколу. Набираем в нее молодых людей, которые жаждут заниматься этой профессией серьезно. Все это создано под эгидой Фонда поддержки украинского кино.

- Как вы относитесь к расхожему и вполне справедливому мнению о том, что российский кинематограф усиленно набирает обороты, а украинский если и не загнивает, то по-прежнему буксует на месте?

- Известный польский режиссер Кшиштоф Занусси высказал замечательную фразу: "Большинство всегда не право". А расхожее мнение, как известно, это самое большинство и формирует. По статистике, русское кино выпускает намного больше фильмов, нежели Украина. Не задумываясь, назовите хоть несколько российских картин, созданных за последние 10 лет, которые можно было бы сравнить хотя бы с одним из классических фильмов 70-80-х годов.

- Две-три, да и то с натяжкой.

- Вот-вот. Согласен, наши соседи снимают по 100 киноработ в год. Но в большинстве своем это крайне непрофессионально. Кроме того, российское кино - чрезвычайно хамское, агрессивное и даже шовинистическое зрелище. От него идет мощная отрицательная энергетика. Все пьяные, грязные, все друг друга убивают. Наматывают на вилку кишки и при этом рассуждают, какая же светлая душа у них.

Хотя в какой-то степени такое количество чернухи для России - хороший синдром, поскольку это есть перегной. Цветок ведь не может пробиться сквозь асфальт, правда? И то, что в течение нескольких лет тысячи километров пленки изведено на чушь, говорит лишь о том, что вскоре в России должно появиться пусть и немного, но фильмов высшего разряда. То есть на перегное в конце концов вырастут цветы.

У нас, при нашем бескартинье, чисто механически подобных шансов в десятки раз меньше. Но давайте вспомним другое: разве много фильмов снималось в Югославии, пока там не появился Кустурица? Можно копать ямы размером с море и ничего не найти. В том же Голливуде выпускается по 500 фильмов в год, соответственно, шансы в Америке значительно выше. Но у них ведь не было таких перерывов, как в Украине. Кроме того, на "Фабрике грез" технологически все настолько выверено, что там любой дурак сможет спокойно снять фильм средней руки.

- Но на тех же "Мосфильме", "Ленфильме" техническая база если не лучше, то, во всяком случае, не хуже, чем на киностудии Довженко. Почему же они так любят снимать кино в Украине?

- Вы абсолютно правы. Техническая база в Москве получше нашей. Но это ничего не решает. Сегодня без проблем можно заказать те четыре камеры, которыми снял свой последний фильм Стивен Спилберг. Будьте уверены, вам их доставят в любое время, естественно, не бесплатно. Но это не означает, что с помощью данной аппаратуры вы снимете такую же классную картину. А москвичи приезжают в Украину, потому что у нас намного комфортнее.

В Белокаменной снимать невозможно. Я уже помолчу про сумасшедший траффик - там нереально поменять за день несколько обязательных точек, везде страшные пробки. Кроме того, грязно, противно, шумно. Звук на улице описать тоже невозможно - пространство насквозь пронизано сотовой связью, глушилками. Это создает массу технических проблем.

Но и не это самое страшное. Поверьте, в Москве вам расскажут, что у них все самое лучшее в мире, скачают массу денег и... ничего не сделают. Это их норма поведения. Иностранцы в Москве тоже ничего не снимают. Для них Иран, Ирак и Россия стоят в одном ряду. Россия - это явно выраженная тирания, аферизм, а в последнее время реальная опасность. И если туда едут, то только по крайней необходимости. К примеру, снять Красную площадь, Кремль или Мавзолей. В Москве съемочная группа "Джеймса Бонда" работала ровно полтора дня, в Питере - день, для остальных съемок полностью все декорации отстроили в Лондоне.

В столице России агрессивная среда. Вот выходите вы из самолета в Лондоне или в Риме и сразу словно в теплую ванну попадаете. Вокруг все чисто, красиво, люди улыбаются. Выходите в Москве и сами того не замечаете, как руки сжимаются в кулаки. Человек постоянно находится в ожидании удара. У нас в этом плане обстановка теплая и комфортная. К тому же пусть и ненамного, но работа стоит дешевле.
"ЦЕНТРОВУЮ РОЛЬ В КИНОПРОЕКТЕ ИГРАЕТ ТОТ, КТО ЕГО ФИНАНСИРУЕТ. УВЫ, ЭТИ ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ ВИДЕТЬ НА ЭКРАНЕ ОДНИХ ЛИШЬ ХОХЛОВ. РАЗВЕ ЧТО ПАРОЧКУ-ДРУГУЮ ДЛЯ РАЗНООБРАЗИЯ"

- Почему в таком случае москвичи практически не занимают украинских актеров в своих фильмах?

- Во-первых, наш уровень тренировки значительно ниже. А во-вторых, акцент. Мы сами, конечно, этого не замечаем, а ведь если посмотреть правде в глаза, украинцев если и приглашают, то обязательно дублируют.

- Многие украинские актеры держат на отечественных режиссеров огромный камень за пазухой за то, что последние приглашают на главные роли россиян, а не прозябающих коллег по цеху.

- Центровую роль здесь играет тот, кто финансирует проект, и никто более. Понятно, что основной актерский рынок - Москва. А спонсоры, как ни обидно, не желают видеть в кадре одних лишь хохлов. Ну разве что так, для экзотики, изюминки - одного-двух, не более. Да и то только тех, кто нравится. Володю Горянского, например.

- Как известно, до вашего прихода киностудию Довженко возглавлял Николай Мащенко. Есть мнение, что вы хорошо его подсидели. И вообще, как произошла смена руководства? В один прекрасный день определенные люди зашли к нему в кабинет, пожали руку и сказали: "Все, Николай Павлович, спасибо, до свидания"?

- (Хохочет). Нет-нет, все произошло совершенно иначе. Я целый год по просьбе Николая Павловича работал его заместителем. Через определенное время он сам предложил мне занять его место. Причем предлагал не единожды. Я отказывался, а потом подумал и согласился. Вот, собственно, и все.

Когда я вступал в должность, Мащенко устроил небольшую церемонию с банкетиком. Рассказывал забавные истории, сказал много теплых слов. У нас замечательные отношения. Сегодня я делаю все возможное и невозможное, чтобы он закончил свой фильм "Богдан Хмельницкий".

- А что, с такой должности, как директор киностудии, можно уйти добровольно?

- Николай Павлович очень талантливый человек. И в первую очередь он режиссер. Сами понимаете, занимать две такие должности одновременно невозможно.

- Не страшно было взваливать на себя ту разруху, которую олицетворяла собой киностудия?

- Больше года я жил и работал в России, но оставаться там не собирался. В Голливуд, понятное дело, меня никто не пригласит. Следовательно, Виктору Приходько суждено жить и работать в Украине, на лучшей ее киностудии. Не сочтите за высокопарность, но пока что я не вижу того, кто еще мог бы здесь всем этим заняться. Если появится такой человек, передам ему свою миссию с радостью. Для того чтобы к твоей киностудии и к тебе лично относились с уважением, нужно очень многое сделать, и сделать серьезно. У американцев есть хорошая поговорка: "Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, сделай его своими руками".

- Наверное, врагов вы нажили немерено.

- Вы правы.

- Мстят, пакостят?

- Даже не знаю. Так много работы, что на подобную чушь отвлекаться некогда. Ну а когда достают уж слишком рьяно, в работу включается группа юристов. Помните нашумевшую историю с довженковским садом, который я якобы собирался вырубить? Так вы сами только что по нему гуляли, видели, как плодоносят яблони, и вряд ли заметили хоть один свежий пенек. А на клеветника-газетчика дело давно передано в суд.

Вообще, выяснение любых вопросов через юриста - самый цивилизованный путь решения проблем.

- Приходилось слышать, что после назначения вас на должность генерального директора со студии демонстративно ушли ряд известных актеров и режиссеров.

- Таковых не знаю. Мащенко, Балаян, Муратов - все здесь. То, что раньше называлось худсоветом, а теперь студийной радой, возглавляет Иван Гаврилюк. Были разговоры, дескать, какое право я, малолетка, имею что-то диктовать великим? Как смею указывать, какое им снимать кино? Поэтому я добровольно устранился от решения любых творческих проблем. Хотя в свои 47 лет не считаю себя ни пацаном, ни малолеткой. В принципе, все справедливо встало на своих места. Я решаю технические и экономические проблемы студии, а студийная рада отбирает сценарии и на своем уровне решает, запускать их в работу или нет.

- Какие сегодня фильмы снимаются на киностудии?

- Все, которые заказало нам Министерство культуры. Закончены "Троянский спас" Денисенко и "Украденное счастье" Андрея Дончика, снят "Татарский триптих" Муратова, в процессе работы двухсерийная комедия "Посмiшка долi". Кстати, "Украденное счастье" - первый фильм, который был при мне запущен и при мне закончен. После предварительного просмотра люди выходили из зала и восхищались тем, что за много лет увидели, пожалуй, настоящую удачу киностудии Довженко. Словом, в работе много проектов, я уже не говорю о сериалах.

У Романа Балаяна таковых целых два, три - на "1+1". Кипучая деятельность царит на площадках, где снимаются телесаги про Махно, Утесова. Нельзя также не вспомнить новогодние музыкальные фильмы, клипы. Повторюсь, павильонов не хватает. Но когда много работы, это хорошо. Значит, в перспективе будет много денег, которые покроют все наши зияющие до безобразия дыры - зарплаты, ремонт... Люди наконец-то почувствуют себя востребованными. Значит, скучать и водку пить им будет попросту некогда. Да и незачем.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось