Убийство лидера ОУН Коновальца. Можно ли верить киллеру Судоплатову?
Владимир БИРЧАК,
историк, руководитель академических
программ Центра исследований
освободительного движения
Специально для интернет-издания «ГОРДОН»
«Украинская газета «Свобода» вышла с заголовком на первой полосе «Евгений Коновалец убит советским агентом»
23 мая 1938 года он очень спешил. В 11.30 приехал в Роттердам, добрался до отеля и уже здесь, в ресторанчике, ждал важную встречу, которая в итоге и состоялась через несколько минут. Собеседники поговорили и попрощались. Уходя, один из мужчин вручил своему коллеге подарок. Другой, который так торопился на эту встречу, вскоре тоже выйдет из ресторана и, пройдя всего несколько сот метров, будет разорван бомбой, заложенной в подарке «коллеги».
В паспорте погибшего указывалось имя Юзефа Новака, гражданина Литовской Республики, предпринимателя. Полиция вскоре выяснила, что на самом деле имеет дело с другим человеком... Евгением Коновальцем — лидером Организации украинских националистов, соучредителем Украинской военной организации, командиром Сечевых стрельцов — гвардии Украинской Народной Республики.
Интересный факт, после гибели Евгения Коновальца литовское посольство в Италии обеспечило визит его семьи в Роттердам, а литовское консульство в Нидерландах покрыло расходы на погребение. Генеральный консул Литвы П. Пенн присутствовал на похоронах. Даже после гибели литовцы почитали своего гражданина, который, как и они, вел борьбу против Польши.
Украинская газета «Свобода», которая и сегодня издается в США, вышла с огромным заголовком на первой полосе: «Евгений Коновалец убит советским агентом».
Источники газеты считали, что агент незаметно подложил Коновальцу взрывное устройство во время встречи в кафе с товарищем — украинским националистом. В редакции не догадались, что этим агентом был «украинский националист», с которым встречался Коновалец в ресторане отеля «Атланта».
Оуновцы со временем поняли, что убийцей был Валюх, или Приймак, который появился в их среде еще в 1935 году и имел документы на имя Павла Грищенко. Где же искать сейчас этого Грищенко, и вообще существует ли он на самом деле?
«В своих мемуарах Судоплатов сам признался, что был убийцей»
Это оставалось неизвестным до 1996 года, пока киллер Павел Судоплатов не написал мемуары под названием «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы». Именно в них он признался, что был убийцей полковника Коновальца.
Павел Судоплатов (1907-1996) — уроженец Мелитополя. В 1920 годах работал в органах ГПУ УССР. В 1930-х переведен в Москву в отдел внешней разведки. Был введен в ОУН с целью ликвидации Евгения Коновальца. Благодаря успеху этой операции Судоплатов избежал репрессий в конце 1930-х годов. Во время Второй мировой войны и после ее завершения возглавлял отделы НКВД по контрразведке, а также создал отдел, который занимался индивидуальным террором и диверсиями. Это подразделение действовало против поддерживавшего УПА мирного населения Западной Украины.
Мы попытались проанализировать воспоминания Судоплатова и разобраться, в чем ему можно верить, а где написанное им — просто выдумки и чушь.
Итак, в своих воспоминаниях Судоплатов четко указывает год начала дела «Ставка», в ходе которого планировалось убийство Коновальца.
«После трагического убийства советского дипломата Майкова во Львове, совершенного террористом ОУН Лемеком в 1934 году, председатель ОГПУ Менжинский издал приказ о разработке плана действий по нейтрализации террористических акций украинских националистов. Украинское ГПУ сообщило, что ему удалось внедрить в подпольную военную Организацию украинских националистов в изгнании (ОУН) своего проверенного агента — Лебедя. Это было большим достижением».
Тут есть несколько неточностей. Во-первых, еще 5 августа (по другим данным — 9-го) 1933 года в Бельгию прибыл Василий Хомяк (Лебедь), беженец из советской Украины, с заданием успешно проникнуть в ОУН.
Во-вторых, по воспоминаниям Судоплатова, поводом к началу операции по ликвидации Евгения Коновальца стало убийство боевиком ОУН Николаем Лемиком работника советского консульства Алексея Майкова, которое произошло 22 октября 1933-го (хотя он ошибочно говорит о 1934 годе).
При сопоставлении дат покушения во Львове и появления Василия Хомяка в Бельгии напрашивается другой вывод: операция готовилась задолго до 1933 года и не была связана с событиями во Львове.
Интересен рассказ самого Судоплатова о Лебеде, который в ОУН представлялся как Хомяк и который должен был ввести киллера в националистическую среду:
«После восьми месяцев обучения я был готов отправиться в свою первую заграничную командировку в сопровождении Лебедя, «главного представителя» ОУН в Украине, а в действительности нашего тайного агента в течение многих лет.
Лебедь с 1915-го по 1918 год просидел вместе с Коновальцем в лагере для военнопленных под Царицыном. (В годы Первой мировой войны Лебедь и Коновалец вместе воевали в качестве офицеров австро-венгерской армии против России на Юго-Западном фронте в составе так называемого корпуса Сечевых стрельцов).
В гражданскую войну он стал заместителем Коновальца и командовал пехотной дивизией, сражавшейся против частей Красной Армии в Украине. После отступления Коновальца в Польшу в 1920 году Лебедь был направлен им в Украину для организации подпольной сети ОУН. Но там его арестовали. Выбор перед ним был прост: или работать на нас, или умереть».
Тут Судоплатов сильно перемудрил.
Коновалец никогда не был в легионе УСС — Украинских Сечевых стрельцов, который Судоплатов назвал корпусом Сечевых стрельцов. В действительности он был мобилизован в ряды австрийской армии. Пройдя четырехмесячный курс обучения в офицерской школе, получил назначение на должность командира роты 19-го полка краевой обороны (ландвера).
«Почти всю информацию о Лебеде Судоплатов выдумал»
Странно, что Лебедь находился вместе с Коновальцем в плену. Он мог быть в Царицыно, но сам Евгений Михайлович о нем не вспоминает, как и то, что якобы Лебедь был его заместителем и имел от него какую-то миссию в 1920 году.
На самом деле Лебедь был родом из Галичины, бывший воин УСС, впоследствии корпуса Сечевых стрельцов в Киеве (оуновцы узнали его на двух фотографиях), воевал в Красной Украинской Галицкой Армии, отбывал заключение в Соловецком концлагере. Служил под командованием Романа Сушко, который подтвердил эту информацию, и Ивана Андруха. То есть ни о каком командире пехотной дивизии или заместителе Коновальца вообще не может быть и речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что почти всю информацию о Лебеде Судоплатов выдумал, вероятно, чтобы показать важность агента Главного политического управления.
Странным в мемуарах Судоплатова выглядит пассаж о встрече Коновальца с Гитлером.
«В Берлине Лебедь встречался с полковником Александером, предшественником адмирала Вильгельма Канариса на посту руководителя немецкой разведслужбы в начале 30-х годов, и узнал от него, что Коновалец дважды виделся с Гитлером, который предложил, чтобы несколько сторонников Коновальца прошли курс обучения в нацистской партийной школе в Лейпциге».
(Продолжение в следующем номере)