Известный украинский продюсер Сергей ПЕРМАН: «Зеленский создал громадную компанию, которая дарит смех и радость людям, а не конфеты, от которых жиреешь и в итоге дохнешь»
«Самые мои приятные впечатления о молодости связаны с Машей Распутиной и Ирой Аллегровой, которая меня учила пить водку»
— Скажи, пожалуйста, сколько лет ты в шоу-бизнесе?
— 30 лет будет в следующем году. Если брать официально, с 90-го года, а до этого я уже пару лет на побегушках был.
— То есть можно сказать, что с пеленок: всю сознательную и несознательную жизнь.
— Да, рано начал, было дело. Так сложилось.
— Кто был первым большим артистом, которого ты опекал?
— Самые мои приятные впечатления о молодости, наверное, связаны с Машей Распутиной, Ирой Аллегровой, которая меня учила пить водку, с группой «Ласковый май»... Свои первые деньги я заработал на «Ласковом мае».
— Тогда много кто на них поднялся.
— Да. Вот такие у меня были первые артисты. Иосиф Давыдович Кобзон, безусловно. Я работал практически со всеми артистами. Я жил в Донецке, и мы делали гастроли... Ты знаешь, как тогда колесили: не пропускали ни одного маленького города...
— Скажи мне, Аллегрова могла много принять на грудь?
— Ирина Александровна — женщина боевая, да.
— Сколько вы могли выпить?
— Я не помню.
— Много?
— Нет, немного, потому что очень тяжело, утомительно. Бывало по два концерта, потом тяжелые переезды на страшных дорогах.
— А условий никаких.
— Это сейчас «мерседесы», «майбахи». А тогда мы ездили в ужасных вагонах, жили в жутких гостиницах.
— Без горячей воды...
— И конечно же, когда у тебя каждый день концерт, ты ночами садишься в машину и переезжаешь. И естественно, пару глотков...
— Один из твоих самых больших друзей — это Роман Виктюк, которого я тоже очень люблю и уважаю. Как он себя сейчас чувствует?
— Роман Григорьевич — это счастье в моей жизни, было большой удачей повстречаться с ним 20 лет назад. Роман Григорьевич работает, ставит, каждый день в театре, каждый день на интервью, то есть он в бесконечном движении. Конечно же, ему это уже не так легко дается, как раньше, но он старается, он боец. Один из немногих остался, к сожалению. Но держится — молодец! — спектакли выдает каждый год.
— У него безупречное чувство юмора и есть легендарные специальные шуточки. Расскажи самые смешные истории, афористичные выражения.
— Я не могу, потому что это нецензурные выражения (улыбается).
— Давай!
— Впервые безупречную українську мову я услышал от Романа Григорьевича Виктюка...
— Он же львовянин.
— Він розмовляє бездоганно!
— Вишукана українська, так.
— И он так красиво матерится! Как никто другой! Я не могу, к сожалению, в прямом эфире это повторить. Но историй было очень много. Он большой модник, шопоголик, обожает поездки — мы объездили с ним много стран. Есть два человека в моей жизни — это Филипп и Роман Григорьевич, — которые обожают шмотки.
— Ты имеешь в виду Киркорова?
— Да. Безусловно, какие-то курьезные ситуации всегда случались, но я тебе скажу другую вещь: он очень много рассказывает историй. Ты неоднократно с ним общалась и, конечно же, слышала. Я думал, что часть этих историй выдумана. Про перстень от Версаче, который он носит не снимая, и так далее...
— Его встреча с Фаиной Раневской в детстве...
— Да. Его истории с Людмилой Марковной Гурченко, с Ульяновым и так далее. И мне казалось, что он чуть-чуть привирает. К моему великому удивлению, в какой-то момент я стал получать подтверждения всех этих историй, которые на самом деле невероятны! Я не могу, к сожалению, его лексикон воспроизвести — это может сделать только Роман Григорьевич.
«Порошенко пообещал дать деньги Роману Виктюку на постановку. Я ходил за ним год. Каждый раз он говорил: «Как не дали? Быть не может! Завтра», «Послезавтра»... Мы отсылали сметы, но все осталось на том же уровне. Рома был очень расстроен»
— Давай одну историю — и пойдем дальше.
— Я просто вспомнил его определение... у мальчиков и девочек. Помнишь, наверное? Чичирка, манюрка, а если вместе — будет гедзалка (смеются).
— С Виктюком связана и наша с тобой история. Благодаря ему мы познакомились: я тогда была редактором программы Савика Шустера и хотела пригласить на эфир Романа Григорьевича. Я позвонила тебе, ты его благополучно привез. Это год 2009-2010 был...
— Он обожал и обожает тебя, очень уважает Савика, постоянно спрашивает о нем...
— Не помню уже, какая была тема программы, помню только, что он рассказывал о каком-то совершенно прекрасном проекте. Говорил, что все прекрасно, но денег нет. На этой же программе тогда был Петр Алексеевич Порошенко, и он в прямом эфире предложил Роману Григорьевичу помощь, сказал: «Вам нужны деньги? Приезжайте, завтра я вам их дам».
— Алесечка, к сожалению, эта история печальна, и она не лучшим образом характеризует нашего президента. Как всегда, у Савика были политические темы, а к концу эфира он переходил на культуру. Роман Григорьевич, Петр Алексеевич остался после политического эфира (был он тогда министром или депутатом, я не помню — он же у нас побывал на большом количестве должностей)...
— Да, разные посты занимал.
— И Роман Григорьевич мечтал поставить пьесу о Лесе Украинке, о ее жизни в Грузии. И Петр Алексеевич (они не были знакомы) вдруг встает...
— Да, он сам предложил помощь.
— «Роман Григорьевич, я вас так уважаю, вы мой любимый режиссер»...
— Я помню.
— «Хочу дать денег на спектакль». По-моему, мы говорили о 50-70 тысячах на всю постановку. Это смешные деньги для театральной постановки.
— Долларов?
— Естественно, долларов. И все — Рома пустил слезу на эфире.
— Я еще тогда так обрадовалась, думаю, как удачно знакомство началось, помогли реально гениальному режиссеру...
— Роме повезло по жизни на самом деле. Ему всегда кто-то помогал и помогает. Он на сегодняшний день имеет театр своего имени...
— Он очень хотел этого.
— Мало кто может этим похвастаться. И ему всегда на его достаточно нелегком пути встречались люди...
— К чему ты ведешь? Денег не дал, что ли?
— Я ходил за Петром Алексеевичем год. Он меня отсылал к каким-то помощникам, руководителям фондов.
— Он же сказал «завтра».
— Мне заказывали пропуска в Верховную Раду, я его вылавливал...
— Что он тебе сказал?
— Каждый раз он говорил: «Как не дали? Быть не может! Завтра», «Послезавтра»... Мы отсылали сметы, но все осталось на том же уровне, к великому сожалению. Это была печальная история. Рома был очень расстроен...
— Ты меня сейчас тоже расстроил.
— Но это не одна история...
— В смысле?
— У нас была еще история с Петром Алексеевичем: после этого случая прошло много времени, я работал с певицей Ани Лорак.
— Ты несколько лет был ее продюсером...
— Шесть лет. Она с детства к слову «продюсер» плохо относилась, прямо аллергия.
— Прозвище Серый Кардинал она придумала?
— Нет, это меня Forbes назвал.
— Когда ты вошел в пятерку самых влиятельных...
— Я не вошел, я возглавил эту пятерку! (Улыбается).
— Извините!
— Так вот, история с Каролиной. Происходило все до Революции, естественно. Тогда Каролина была большой певицей здесь, это было после «Евровидения», она на слуху. Мы затеяли грандиозное шоу с ней. Но все прекрасно понимают, что шоу с таким количеством аппаратуры, декораций и прочего не окупаются за счет продажи билетов. Поэтому мы начали искать деньги и наметили для себя четыре фамилии — у кого бы хотели попросить помощи. Первый человек, к которому мы обратились, — наша покойная подруга Ира Бережная (экс-нардеп от Партии регионов Ирина Бережная погибла в августе 2017 года в ДТП в Хорватии. — «ГОРДОН»). Она была в хороших отношениях с Петром Алексеевичем и организовала нам встречу. Мы пришли — и Петр Алексеевич меня узнал... Как ни в чем не бывало (улыбается)...
— Кстати, это же было сразу после...
— Ну десяток лет прошел...
— Он тебя узнал?
— Да. Мы сидели в ресторане друг напротив друга, беседовали. «Петр Алексеевич, мы не просим просто так. Она — большая певица, готова выступить амбасадором брэнда Roshen, отработаем рекламой. Все, что угодно, сделаем! Помогите!». Он сказал: «Каролина, я так тебя люблю, обожаю, ты такая хорошая... Все, что угодно. Но не могу... Я не управляю деньгами Roshen». (Смеется).
— Видишь, он уже честно поступил.
— «Я не имею никакого отношения к Roshen, только зарабатываю на нем» (смеется). «Но я решил, что дам тебе 20 тысяч долларов (эта сумма была названа, 100 процентов) от своего фонда. Я тебе помогу. Серега, звони завтра...».
— Я уже где-то слышала эту историю (улыбается)...
— Да, точно та же история. Значит, я звоню завтра: да-да, конечно. Звоню послезавтра... Потом снова вылавливаю Петра Алексеевича. «Как?! Вот сволочи, не дали?!». (Смеется). Вся эта история длилась месяца полтора... Роман Григорьевич дольше верил в эту сказку. А Каролине я сказал: давай я тебе отдам эти 20 тысяч долларов (я неплохо зарабатываю), только не буду больше за ним ходить. Вот так закончились две истории с обещаниями Петра Алексеевича.
— Тогда переходим к Ани Лорак, раз ты затронул тему...
— А кто дал денег, не хочешь спросить?
— Ты же сказал, что сам дал 20 тысяч.
— Да нет, на шоу...
— Расскажи.
— Мы обратились к четырем людям: Петру Алексеевичу, еще одному олигарху (он отказал, не буду называть его имени)... И я обратился к Ахметову... Моя молодость связана с Ринатом Леонидовичем: я работал у Александра Сергеевича Брагина (Ахать Брагин, бизнес-партнер Ахметова, был убит в 1995 году в Донецке. — «ГОРДОН»). Тогда Ринат был его самым близким соратником. Так вот, я обратился к Ахметову. Они были знакомы с Каролиной только шапочно — я их сам познакомил. Я знаю, что Ринат помогает многим людям — и не афиширует этого... Он сказал: «Каролина, я недавно смотрел передачу о вашем детстве, как шпроты были для вас любимым деликатесом. А ведь это и мое детство». В итоге я к нему обратился — и на следующий день нам передали деньги.
«С Ани Лорак мы разошлись после того, как у меня произошла ссора с ее супругом Муратом. Для меня был очень тяжелый момент, и Каролина не подобрала правильных слов, которые были мне так нужны. Я психанул — и мы расстались за одну минуту»
— Много?
— Большая сумма. И второй человек, который нам помог, — это Дмитрий Васильевич...
— Фирташ.
— Да.
— Слушай, ну у тебя и знакомства!
— Он ничего не требовал взамен, это чистое меценатство.
— У меня родилась идея: раз тебе так легко дают деньги олигархи, тебе нужно взять какого-нибудь кандидата...
— Могу тебя взять (улыбается).
— Нет-нет, я не иду в политику. Возьми того, кто идет. У нас много желающих...
— Алеся, за такие деньги идут все! (Смеется).
— Ты моментально соберешь фонд на президентские выборы! Знаешь, как говорят? Политика — это тот же шоу-бизнес.
— Абсолютно! Но, к сожалению, с более печальным концом.
— Ты сам, кстати, не хочешь выдвинуться?
— Никогда не хотел.
— Вернемся к Ани Лорак. Почему вы разошлись? У вас ведь все хорошо получалось в творческом плане.
— Просто все когда-нибудь начинается и когда-нибудь заканчивается. Быть вместе шесть лет, в тяжелый момент, когда она покоряла рынок, когда выходила на новые территории... Естественно, мы практически жили одной семьей. Есть такая поговорка: когда все хорошо — хороший артист, когда все плохо — плохой менеджер.
— Как футбольная команда и тренер, конечно.
— У нас все было хорошо, у нас все развивалось по нарастающей, но, может быть, мои излишние амбиции (как говорил Филипп Киркоров, «надел корону на голову») привели к тому, что мы поняли: нужно будет расставаться. Расстались мы после того, как у меня была ссора с Муратом, супругом Каролины...
— С языка снял! Как раз хотела спросить, не приложил ли он руку к этому.
— Это и была причина. Сейчас, по прошествии пяти лет, я понимаю, что не должен был так поступать... Но тогда для меня был очень тяжелый момент, и Каролина не подобрала правильных слов, которые были мне так нужны. Я психанул — и мы расстались за одну минуту. Вот так, к сожалению, произошло.
— Уже бывший муж Ани Лорак Мурат — хороший человек?
— Я не хочу обсуждать Мурата, Алеся. Прости, но это та тема, на которую я говорить не хочу (улыбается).
— Это был неравный брак?
— Что ты имеешь в виду?
— Интеллектуальные способности...
— У Мурата очень высокие интеллектуальные способности.
— ...способность зарабатывать деньги...
— Я тебе так скажу: он — Остап Бендер.
— Исчерпывающая характеристика.
— Он умный парень, безусловно. Но турки — это очень специфическая нация, и когда он попал сюда...
— Сейчас телезрители подумают, что ты расист.
— Боже сохрани! Я хотел сказать, что моногамных турецких мужчин не существует.
— Почему ее терпение лопнуло сейчас, после 10 лет брака?
— Думаю, это нужно спросить у Каролины.
«Рынок Украины на самом деле очень маленький, люди обеднели, а цена билета в 150-200 гривен достаточна лишь для того, чтобы прокормить свой коллектив»
— Хорошо. Не личный вопрос. Ани Лорак очень сильно любили в Украине, у нее была куча фанатов...
— Да. Я думаю, что ее любят и сейчас.
— Но когда она выбрала Россию, уже после того, как Россия стала агрессором, напала на Украину, Ани Лорак потеряла уважение большинства фанатов в Украине и, соответственно, украинский рынок. Она понимает, к чему привел ее выбор, или даже не задумывается об этом?
— Это очень сложная тема, но раз уж мы ее затронули, скажу так: я не обсуждал с Каролиной, как она себя чувствует... Мы с ней не так много общаемся... Встречались несколько раз, недавно виделись, когда я летал в Сочи на «Новую волну», виделись, когда она была в Киеве... После нашего расставания мы три года вообще не общались и теперь очень аккуратно идем на контакт.
Знаешь, ко мне очень часто приходят люди и просят: я хочу быть артистом, давай продюсируй меня, вот тебе деньги... У меня есть один важный вопрос, который я задаю своим собеседникам: что ты будешь делать, если не будешь петь? Одни начинают говорить: «Ну я, может быть, буду...».
И только тот человек, который скажет: «Я умру», может идти на сцену. Так вот, Каролина умрет, потому что сцена — это ее жизнь, она создана для сцены, а сцена создана для нее. Почему женщина, певица, артистка, которая имеет бесконечное количество поклонников, у которой концерты проходят только на аншлагах, у которой бесконечное количество корпоративной работы, должна чувствовать себя плохо? Да, безусловно, Каролина — украинская девочка, родилась в Кицмани, ты знаешь, при каких обстоятельствах, папа у нее был очень националистически настроен... Безусловно, для нее это большая боль.
— Хочу тебе возразить: если бы она осталась здесь, да, это были бы меньшие деньги, но это родная Украина, те же полные стадионы...
— Полные стадионы, Алеся, у нас собирает только Святослав Вакарчук раз в год.
— Оля Полякова...
— Алесь, я тебе скажу такую вещь: рынок Украины на самом деле очень маленький, люди очень обеднели, а цена билета в 150-200 гривен достаточна лишь для того, чтобы поддерживать, прокормить свой коллектив. Спроси у Оли Поляковой, Иры Билык — у кого угодно: если раньше артист ехал в тур по 10-11 крупным городам, то сейчас — 27.
— Тем не менее Оля Полякова сделала свой выбор и не поехала в Россию, хотя были предложения...
— Корпоративы.
— Твой друг Андрей Данилко, для которого Россия — шикарнейший рынок, сказал: пока идет война, я туда не поеду. Я уважаю эту позицию.
— Кто без греха, пусть первый бросит в меня камень. Я не считаю, что мы вправе осуждать Ани Лорак за ее выбор. Жизнь одна, война не объявлена... Вот говорят: представьте себе Клавдию Шульженко, которая едет в фашистскую Германию, чтобы зарабатывать деньги... Но, во-первых, давай не будем сравнивать эти ситуации — война не объявлена...
— От этого война не перестает быть войной! Больше 10 тысяч украинцев погибло.
— Подожди! На тот момент, когда началась... Начались эти события, Каролина уже была востребованной певицей в России, в отличие от Клавдии Ивановны Шульженко. Во-вторых, Клавдия Ивановна, как и все большие артисты того времени, была обласкана государством. Эти артисты имели квартиры, машины, полное обеспечение. Ты же это понимаешь?! Чтобы осуждать человека, надо ему что-то дать, надо ему что-то сделать...
— Но те, кто остался, не ждали дач...
— Это их выбор.
— Они сказали, что их совесть чиста.
— Совесть — это дело каждого.
— Давай обсудим другой аспект. Я посмотрела линейку топ-певиц в российской попсе, и получается (ты, наверное, можешь меня поправить), что это украинки. Лорак, Лобода, Брежнева...
— Я живу в Украине, поэтому не в курсе.
— Может, с профессиональной точки зрения.
— Украинские артисты имеют самый большой успех на территории России, безусловно.
— Почему? У тебя есть объяснение?
— Почему вообще так развивается украинская музыка? Я когда-то обсуждал это с одним российским артистом, и он говорил: мы приносим песню на радио, а нам говорят — не формат, не формат... А в Украине этого нет, музыка имеет больше возможностей развиваться. То есть украинскую музыку не так «жмут», нет рамок, форматов. Это во-первых. Почему так успешны наши артисты в России? Для меня это загадка.
— По твоему мнению, тут есть политическая составляющая?
— Абсолютно никакой! А какая может быть политическая составляющая?
— Они просто талантливее?
— В России есть много талантливых артистов.
— Какой примерно гонорар украинского артиста в России? У Лободы, Лорак.
— Думаю, от 50 до 100. Тысяч евро.
«Сейчас из-за квот на радио стало больше украинской музыки... Господи, какое говнище крутят!»
— Украинские артисты, признавая, что война — это огромное горе, с профессиональной точки зрения (с кем бы я ни говорила!) говорят, что когда для России закрылся украинский рынок, тут же стали взлетать наши певцы. По твоим наблюдениям, это так?
— Не совсем. Дима Монатик взлетел бы независимо от того, был бы рынок открыт для российских артистов или нет.
— Дима Монатик прекрасен! Кстати, он тоже отказался от выступлений в России, несмотря на то что его там слушают.
— Да, мы говорили об этом с Димой. Он очень востребован в России! Ты не понимаешь, какое количество людей звонило мне и просило: помоги, привези его за любые деньги...
— Да, он рассказывал.
— У Димы это принципиальная позиция. Он так хочет, так живет — и молодец, честь ему и хвала.
— Хотя теряет деньги.
— Теряет очень много. А по поводу развития... Я слушаю радио... Сейчас же из-за квот стало больше украинской музыки... Господи, какое говнище крутят!
— Да ладно!
— Это же просто невозможно! Мне плохо становится.
— Kazka тебе не нравится? Hardkiss?
— Подожди секундочку... Кстати, Kazka — это единственная группа, которая возникла... Винник был, Ирина Федышин была, Hardkiss уже были, и они очень хорошо развивались. Как я уже говорил, талантливым артистам не мешали развиваться никакие другие артисты на нашей территории.
— Мы с тобой уже говорили о связи шоу-бизнеса с политикой. С твоей точки зрения продюсера, кто из украинских топ-политиков был бы успешен в шоу-бизнесе, кто занимается политикой именно как шоу-бизнесом?
— Чистый шоу-бизнес — это, конечно же, Ляшко. Чистейший шоу-бизнес.
— Ты бы смог сделать из него артиста, который собирает стадионы?
— Думаю, да. Он может гениально играть трагедию, комедию. Я к нему иначе как к артисту не могу относиться. Юлия Владимировна тоже артистка, безусловно. У меня была одна встреча с Юлией Владимировной, кажется, во время какой-то избирательной кампании. Она подошла ко мне, взяла под локоток... Ты, наверное, знаешь о ее магнетической силе?
— Тают все!
— И когда она взяла тебя под локоток, сказала: «Я так признательна»... Если бы в этот момент она сказала: отдай ключи от квартиры, машину — я бы отдал! (Смеются). Она, конечно, гениальная женщина! Проходит 15-20 минут, чары чуть-чуть растаяли — и ты начинаешь понимать...
— Вот кого нужно было посылать к Петру Алексеевичу!
— Она артистка, но, к сожалению, подпортила себе репутацию благодаря советам не тех людей. Это известная история: ее выход из тюрьмы, коляски, лабутены... Невозможно всегда идти прямо — иногда свернешь куда-то не туда, а потом возвращаешься (улыбается)... Но она сильная женщина.
«Я хочу дать шанс не системному политику. Пусть я буду жалеть об этом, но хочу попробовать один раз — и проголосую за Володю Зеленского»
— Кто еще?
— К сожалению, украинская политика скудна на яркие личности.
— У нас не так много времени. Скажи: за кого ты будешь голосовать?
— Я буду голосовать за Володю Зеленского.
— Ты его хорошо знаешь, он твой друг?
— Он не мой друг, он мой очень хороший знакомый. Мы не созваниваемся, не поздравляем друг друга с праздниками, но когда видимся, можем отлично пообщаться. Я больше дружу с ребятами из «95 квартала». Но голосовать я буду не поэтому.
Я хочу попробовать дать шанс не системному политику. Надоели они все! Ну невозможно! Все они прошли коррупционный порочный круг, из которого выйти невозможно! Пусть я буду жалеть об этом, но я хочу попробовать один раз — и проголосую за Володю! Все говорят о нем — «комик». Да что ж за хрень такая?! Он талантливейший бизнесмен! Я помню, как эти ребята только переезжали в Киев... Он создал структуру, громадную компанию, которая дарит смех и радость людям... Не конфеты, от которых жиреешь и дохнешь в итоге...
— Сладкое тоже поднимает настроение.
— Он дарит удовольствие! Сколько благодаря ему людей работает и сколько зарабатывает...
— Сережа, ты, наверно, смотрел интервью, то, которое Володя Зеленский давал Дмитрию Гордону.
— Безусловно, смотрел.
— В этом интервью он рассказал о том, как «95 квартал» пригласили работать на корпоративное загородное мероприятие. Там были президент Украины Виктор Янукович, президент России Дмитрий Медведев — вот и все зрители. И что самое интересное — они были в халатах. Какие самые яркие истории, связанные с олигархами, президентами, ты помнишь?
— Ох, столько всего было за долгие годы!
— Расскажи парочку.
— Леонид Данилович Кучма мог забрать гитару у Тото Кутуньо и давать ему концерт... С Колей Басковым была гениальная история — я ее обожаю! Можно я ее быстро расскажу? Это случилось, когда Леонид Данилович еще был президентом... Я очень его уважаю, считаю, что годы его правления были лучшими... Так вот, была умопомрачительная история с Колей Басковым: на дне рождения Кучмы он пел «Шарманку» 20-30 раз, ну и Леонид Данилович заснул, а Коле надо было срочно в Москву...
— Наверное, было очень интересно (смеется).
— Он устал. Было большое празднование... Коля на чартерном самолете вылетает в Москву, засыпает. Потом просыпается, когда самолет садится, смотрит в иллюминатор — и не понимает, где он. Потому что Леонид Данилович проснулся и сказал: «Где Коля?». Самолет развернули — и Колю вернули в Форос. (Смеется). На самом деле, смешных историй много, но не могу все рассказать — многие живы еще! Опишу в мемуарах.
— Да, ты обещал. Мемуары ждут многие!
— Да мемуары будут знатные, но пока не могу все рассказывать (смотрит в мобильный телефон).
— Кто тебе пишет? Не Ахметов с Фирташем?
— Пишут люди, которые смотрят наш эфир сейчас.
— Им нравится, надеюсь. Можешь передать привет.
— Большой привет моим друзьям в Вене и в Москве.
— Значит, Фирташ все-таки нас смотрит. Я правильно понимаю?
— Нет-нет.
— Давай пройдемся по музыкальным вкусам и предпочтениям наших олигархов, для которых ты организовывал много мероприятий. Назови любимых исполнителей Ахметова.
— У Рината такой изумительный вкус. Он Бейонсе очень любит.
— Еще Гайтану, Аллегрову.
— С Аллегровой у него особые отношения, потому что когда-то она привезла Игоря Крутого в Донецк. Благодаря этому познакомились Игорь Яковлевич с Ринатом Леонидовичем, и вот уже долгие годы они самые близкие друзья. Ринат вообще добродушный, хлебосольный, любит артистов. Хотя наверняка ты помнишь времена, когда мы летали в Донецк на матчи «Шахтера» или на открытие стадиона, — пели абсолютно все артисты. У него нету какой-то особой привязанности.
— У Фирташа?
— Дмитрий Васильевич любит красивых артистов. Женя Кемеровский — постоянно! (Смеется).
— Это самый любимый. Кто еще?
— Нет такого.
— Коломойский?
— У Игоря Валерьевича не знаю. Я думаю, «95 квартал». Игорь Валерьевич в жизни достаточно скромный... Помню, наблюдал в Юрмале: стоит за заборчиком, ручкой машет — заберите меня, я здесь стою. Он мне импонирует. Смешной.
«Андрей Данилко свой первый большой гонорар получил из моих рук. Он тогда ездил один, с чемоданчиком с костюмом Верки, сиськи еще надувал из презервативов»
— Давай пройдемся по президентам. Леонид Макарович Кравчук кого любит?
— Я не знаю, кого любил Леонид Макарович, потому что это было очень давно. Это при Кучме начались пышные гуляния. Леонид Данилович, точно знаю, любил Малинина, Баскова, Таисию Николаевну Повалий, безусловно, Тото Кутуньо.
— Виктор Ющенко?
— Виктор Ющенко был демократичный человек. Он не любил пышных гуляний, но с Романом Григорьевичем Виктюком очень дружил.
— Да, это я знаю.
— Мы были у Виктора Андреевича в гостях с Романом Григорьевичем. Он нас принимал, кормил. У меня варенье из бузины, по-моему, до сих пор стоит как сувенир. Я не открываю, потому что это лично от президента Украины.
— Внукам передашь. Бывший (Виктор Федорович).
— Тая, конечно же. Янукович любил артистов, концерты. Знаешь, я с Виктором Федровичем был знаком очень много лет.
— Наверное, в Донецке?
— Да, я даже работал у него в областной администрации, делал мероприятия. Когда-то он и Людмила Александровна очень любили Данилко. И Андрей свой первый большой гонорар получил из моих рук. Он тогда ездил один, с чемоданчиком с костюмом Верки, сиськи еще надувал из презервативов (улыбается)... Первый большой гонорар он получил из моих рук — в Донецке. Как раз мы праздновали какую-то победу «Шахтера». Я привез Андрея за бешеные деньги! У нас с Андреем данные разнятся: он говорит — за 500, я говорю — за 300 долларов (смеется)!
— Петр Алексеевич Порошенко.
— Я боюсь, что он настолько экономный человек, что он себе артистов на мероприятия не заказывал (смеется).
— А субботники?
— Я никогда не слышал о его гуляниях. Он, конечно, такой скряжечка...
— Что ты такое говоришь?! Наговариваешь явно!
— Ну да, прошу прощения.
— Правда, что в тот день, когда в ложе на стадионе подорвали Брагина, ты должен был быть рядом с ним?
— 15 октября 1995 года... Помню этот день очень хорошо. Я был помощником... Знаешь, была смешная история: я работал помощником генерального директора фирмы «Люкс» Александра Сергеевича Брагина...
— Какое у тебя богатое...
— Я привозил артистов на футбольные матчи: они не пели, ему нравилось, что они сидели в ложе... чтобы объявляли, что сегодня на матче присутствует такая-то артистка...
Работая у Алексадра Сергеевича Брагина, я знал, что существует всемогущий человек, его имя произносилось вполголоса — (шепчет) Алик Грек (уголовное прозвище Брагина. — «ГОРДОН»). Как-то, проработав три-четыре месяца, я пришел к Александру Сергеевичу и спросил у него, кто такой Алик Грек (смеется). Он долго смеялся, а потом сказал: меньше знаешь — дольше живешь. Потом я узнал, что это один и тот же человек (улыбается).
Да, было правило: все всегда были на матчах... Я дружил с Вадиком Писаревым — это прославленный украинский балерун, на тот момент премьер донецкой оперы, большая величина мирового балета. У него был бенефис в Вахтанговском театре в Москве, и Вадик меня попросил помочь ему по административным делам. Я пришел к Александру Сергеевичу и отпросился. Он меня отпустил, потому что прекрасно относился к Вадику. В антракте я спустился в буфет Вахтанговского театра — помню каждую минуту — и увидел в новостях по «Первому каналу», что произошел взрыв на стадионе и погиб Александр Сергеевич Брагин.
— Писарев тебя спас, по сути.
— Так получилось. Это трагическая история. Я безмерно уважаю Александра Сергеевича, это был удивительный человек с удивительной судьбой. Так же я уважаю Рината, потому что видел, каким он был тогда и каким стал сейчас. Простой парень из поселка шахты «Октябрьская»...
«Ахметов был простым человеком, ходил в спортивном костюме»
— То есть ты видел Ахметова до того, как он стал Ахметовым?
— Он был Ахметовым всегда, но он был простым человеком, ходил в спортивном костюме (улыбается)...
— Как ты считаешь, мог ли он, если бы взял на себя ответственность, как Коломойский в Днепре, остановить агрессию?
— Алесечка, я не знаю. Мог бы, не мог бы... Для Рината это большая боль, однозначно. Но я хотел бы о другом сказать: моя тетя, которая недавно скончалась, с начала боевых действий каждый месяц, как и все пенсионеры Донбасса, получала большой продуктовый набор — это не тот ужас, который Ляшко бабкам раздает, а большой набор, чтобы человек мог выжить...
— Она жила в Донецке?
— Да, и умерла там буквально недавно.
— Ты не хотел ее перевезти?
— Я хотел, и она жила какое-то время здесь... Но ей было 80 лет, а ты знаешь, что такое старый человек? «Я хочу умереть и быть похороненной рядом с мужем», «Что мне тут делать?» и так далее... И они молились на Рината, потому что это единственная помощь, которую пенсионеры получали и получают по сегодняшний день. А мог или не мог... Если бы мог, он бы не допустил, не сомневаюсь.
— Правда ли, что у тебя нет высшего или среднетехнического образования? Если да, то почему ты не купил диплом?
— Я считаю, что это очень неправильно. (Смотрит в камеру). Прошу, не повторяйте этого, у меня просто так сложились жизненные обстоятельства: я рано остался сиротой, один, без родителей... Окончил восемь классов, потом меня друзья покойной мамы воткнули в кулинарное училище, которое я не окончил, — сбежал с дипломной практики. Я не мог сидеть и полгода чистить картошку, потому что уже в тот момент зарабатывал деньги. Образования у меня действительно нет, и это неправильно, я от этого страдаю.
— Купил бы себе корочку.
— Понимаешь, у меня никогда не было проблем с работой, чтобы покупать корочку... Когда-то очень уважаемый мной человек, наш с тобой большой друг Михаил Поплавский, позвал меня преподавать. А я говорю: «Я не могу — у меня нет образования». — «Как?! Давай ты будешь у меня учиться!» (Смеется). Нет, говорю, спасибо, у меня сейчас нет на это времени. Но мне не хватает, конечно, образования...
— Сережа, почему мама умерла?
— Рак крови. Она была в Чернобыле и, к сожалению, это сказалось на ее здоровье...
— Сколько тебе было?
— 11.
— Ты с тетей жил?
— Нет, с бабушкой. Потом бабушка умерла... Я достаточно давно оставался один... Но не будем говорить на эту грустную тему.
«Столько, сколько сделали группа Kazka и Юра Никитин для развития украинской песни в мире, больше никто не сделал»
— Назови, кто для тебя самый крутой украинский артист и самая крутая украинская артистка.
— Я не могу назвать одного человека.
— Назови нескольких.
— Конечно, у нас есть хедлайнеры, яркие артисты. Для меня артист — это прежде всего песня.
— Хит.
— Да. Артиста, у которого нет песен, я не понимаю. Например, Тина Кароль — гениальная певица, артистически роскошная женщина, большая звезда в этой стране, но ни одной песни за последние годы. Ни одного хита. Я считаю, что звездой может быть только тот артист, у которого есть хиты. Дима Монатик — это звезда, у него есть хиты. Светлана Лобода — это звезда, безусловно, она выдает хит за хитом.
— Она уже российская звезда.
— Оля Полякова, Олег Винник... Винник и Ирина Федышин — это самые ротируемые украинские артисты, и у них есть хиты, они востребованы и интересны. Оля Полякова — это вообще явление (смеется)!
— Трудяжка!
— Я знаю Олю столько лет, мы даже когда-то пытались с ней вместе что-то делать. Она удивительная артистка, революционерка! Слава богу, украинские артисты есть, они работают. Kazka! Недавно проводилась наша единственная большая музыкальная премия...
— М1.
— Да. И приз за вклад в украинскую культуру получила Тина Кароль. А я считаю, что эту награду должна была получить группа Kazka и Юра Никитин. Потому что столько, сколько они сделали для развития украинской песни в мире, больше никто не сделал!
— Спасибо тебе за разговор.
— Все?! Так быстро?!
— Время пролетело!
— Спасибо (улыбается).
Записал Дмитрий НЕЙМЫРОК