Сколько может быть правд?
Один умный философ предложил представить себе любую новость, которую устно пересказывают друг другу в течение сотен лет. Тысячи людей, поколение за поколением, приукрашивая и разнообразя первичную информацию сообразно веяниям времени, пересказывают другу другу историю, которая становится со временем совершенно не похожей на первую информацию о событии. Разные мозги, разные темпераменты, разные уровни понимания...
Сейчас появились серьезные ученые (академик Фоменко, например), которые доказывают, что вся биография человечества искусственно удлинена, запутана и растянута благодаря тому, что XVI-XVII веках некий Иосиф Скалигер с учениками расположили известные события мировой истории в таком порядке, который им представлялся верным, и составили хронологию, которой мы в основном пользуемся до сих пор.
Отделить выдумку от реальных событий в этой исторической каше почти немыслимо, да никто этого и не делал серьезно за истекшие сотни лет. Мы с вами многое додумываем, в том числе высчитали для своего удобства широко отпразднованные даты основания Иерусалима, Рима, Киева или Москвы. Существует несколько дат «сотворения мира», а значит, и несколько хронологий, совмещающихся сегодня на земном шаре.
Новый год празднуется множество раз по разным календарям — но это забавная мелочь. Не затихла до сих пор кровавая война в распавшейся Югославии, где каждый народ предъявлял соседнему собственный вариант истории и свои претензии соответственно этому варианту. На Ближнем Востоке евреи с арабами сражаются в основном вокруг разных интерпретаций истории одной и той же земли, которую они никак не поделят. С начала 90-х годов было две войны в Персидском заливе, приведшие к смене власти в Ираке, но все началось с того, что Ирак заявил о собственных исторических претензиях к Кувейту.
Африка утопает в крови гражданских войн, где каждая из сторон держит в одной руке автомат Калашникова, а в другой — исторические труды, доказывающие ее правоту. Спутаны истории народов Кавказа, и тамошние пути прояснения спорных моментов всегда кровавы. И если мы оглянемся в собственном доме, возьмем освященные временем истории, написанные уважаемыми корифеями из разных эпох: Карамзиным, Костомаровым, Грушевским или Покровским, — увидим, что и у соседних народов могут быть разные календари, различные резоны. Все они объявлены в толстых книгах и кажутся неопровержимыми, но сколько может быть правд?
Когда-то я предлагал провести в ЮНЕСКО международную конференцию по школьным учебникам истории, чтобы хоть как-то прояснить общие позиции на уровне первой информации, не выращивать непримиримых врагов смолоду. Ничего из этого замысла не вышло — у нас по-прежнему много историй, одна жизнь и мало общих позиций. Как срастить обломки в единое целое? И срастутся ли?