Кинорежиссер Андрей БЕНКЕНДОРФ: «Я схватил топор и пошел с ним на Доронину. С перепугу она даже присела, два дня была как шелковая, а потом все началось сначала»
«КОГДА НАДОЕЛО СКИТАТЬСЯ, МЫ С ВОЛОДЕЙ БОРТКО САМИ ПРИШЛИ В МИЛИЦИЮ И СДАЛИСЬ»
- Андрей Александрович, как праздновать будете?
- После 30 лет день рождения уже не праздник. И дело даже не возрасте - как говорится, руки-ноги ходят - и ладно. Чему радоваться-то - что дотянул до этого возраста? Можно, конечно, посидеть за столом, пообщаться с друзьями. Но я их и так часто собираю, без всякого на то повода. А подводить итоги пока не хочу, хотя, наверное, уже и надо. Грустное это дело!
- Не знаю, стоит ли итожить то, что прожил, но можно вспомнить самые яркие истории вашей биографии...
- Ну, тогда надо начинать с детства. Когда нам было лет по 12, мы с Володей Бортко сбежали из дома. Начитались Жюль Верна и Майн Рида, захотелось путешествий в дальние страны - в общем, дурацкой романтики. Мы были гордые, поэтому убежали, не взяв ни копейки денег, только «Атлас мира» прихвати, видимо, чтобы не заблудиться.
Путешествовали в основном на товарняках. Ехали мы из Киева в Одессу, чтобы там сесть на пароход, плывущий в дальние теплые страны. Сначала все шло неплохо, но в херсонских степях мы заблудились - не на ту ветку сели. В той местности в любое время года очень ветрено, а тут еще дело было зимой - в конце февраля и начале марта - так что намерзлись мы на всю оставшуюся жизнь.
![]() |
| Фото УНИАН |
- Наверное, еще и голодали?
- В те времена в привокзальных ресторанах на столах всегда лежал хлеб и стояли баночки с горчицей. Мы брали это «угощение» и уходили, никто нас за руку не ловил. Иногда, когда становилось совсем уж невмоготу, просили у взрослых несколько копеек, делали это по очереди: сегодня - Вовка, завтра - я.
- Убеждали, что «сами вы не местные»?
- Плакались, что отстали от поезда. Одеты мы были прилично, лица у нас тоже нормальные, на бродяжек похожи не были. Но «заработать» таким образом все равно удавалось далеко не всегда. Хорошо помню, как одна сердобольная женщина дала нам батон и по 40 копеек каждому - на то время очень даже неплохие деньги. Мы на них купили ряженку и сладкое печенье - ох и пир у нас тогда был!
В общем, пропутешествовали так месяца полтора, а потом еще две недели сидели в детской колонии.
- За что же вас, извините, повязали?
- Мы сами пришли в милицию и сдались - надоело скитаться. Наши родители написали заявление о пропаже, и нас там уже ждали: «А, Бенкендорф и Бортко!». В колонии нам ужасно не понравилось, все там для двух домашних мальчиков было новым и непривычным. А потом приехал Володин отец, который в то время был главным режиссером драматического театра в Одессе, и забрал нас.
- Как вас дома встретили?
- Поначалу спокойно: «Здравствуй! Кушать будешь?». Ну а дня через два уже начались разборки. Родителей можно понять, им, бедным, пришлось несладко - дебилы, что с нас возьмешь!
- Самокритично, особенно если учесть, что речь идет о двух известных современных кинорежиссерах. А вы знаете, в интернете написано, что Владимир Бортко - ваш брат?
![]() |
| С Нодаром Мгалоблишвили (граф Калиостро из «Формулы любви») на съемках картины «Исповедь Дон Жуана», 2008 год |
- Он мне больше, чем брат, хотя на самом деле мы с ним не родные. Но так получилось, что с разницей в полтора месяца родились в одном и том же роддоме в Москве, потом уже в Киеве жили лет до 25-ти в одной квартире: мамы наши долго в одном театре - украинском имени Франко - работали. И профессию мы с ним тоже вместе выбирали. Это та редкая дружба, разрушить которую не могут ни годы, ни расстояния. Хотя родители по глупости и пытались это сделать. Они, например, чтобы мы меньше общались, развели нас по разным школам - Вовка учился в 91-й, а я - в 54-й. Но ничего у них не вышло.
- Принято считать, что из школьных отличников в будущем ничего путного не получается. Вы как в школе учились?
- Так скверно, что даже страшно себе представить! Школу я ненавидел, я ведь оканчивал СШРМ (школу рабочей молодежи), которую называю учебным заведением для дебилов. Но и ее программу одолел с большим трудом. После восьмого класса поставил родителей перед фактом: я бросаю школу и иду работать. «Ладно, - неожиданно согласились они, - но тогда устраивайся на завод». Как потом выяснилось, они так решили схитрить: думали, что завод - это что-то страшное, поэтому я быстренько оттуда сбегу и вернусь в школу. Я действительно проработал там всего два месяца, но не из-за себя, а из-за... отца с матерью.
Рабочий день на заводе начинался в восемь утра, вставать надо было в шесть, а они, которые меня туда по утрам собирали, так рано просыпаться не привыкли. Поэтому очень быстро сломались и разрешили мне поискать другую работу. Так я стал секретарем-машинисткой в Русском музее. Потом работал в геолого-разведочной партии. И только после этого наконец-то пришел на телевидение, где прошел большой путь, освоив все профессии - от осветителя до режиссера.
«МОЕ СОЧИНЕНИЕ ВЫКРАЛИ ИЗ СЕЙФА, ИСПРАВИЛИ В НЕМ 22 ОШИБКИ, НО НЕСКОЛЬКО ВСЕ ЖЕ ОСТАВИЛИ, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО ПОСТАВИТЬ ТРОЙКУ»
- Как вы считаете, такой путь - снизу вверх - самый правильный в профессии?
![]() |
| С сыном Егором — младший Бенкендорф нынче возглавляет Национальную телекомпанию Украины. «Было две ветви Бенкендорфов, так вот мы, скорее всего, из второй — прямым потомком шефа Третьего жандармского управления я не являюсь» |
- Наверное, бывает по-разному, но мне знание профессий, смежных с режиссерской, очень помогало. Когда, окончив институт, я снимал свое первое кино, с молодым режиссером многие пытались хитрить - и «светляки», и звукорежиссер. Но я-то все их уловки знал, поэтому только посмеивался: «Ребята, не надо!». Правда, современной техники я не знаю и отношусь к ней с ужасом.
- С такими знаниями в институт вас приняли с распростертыми объятиями?
- Да, но только со второго раза. В первый меня не взяли, потому что я сделал какое-то невероятное количество ошибок в сочинении - безграмотен был до ужаса! Второй раз я поступал на курс к Виктору Илларионовичу Ивченко, которому очень понравился. Перед сочинением ко мне подошел его ассистент и спросил: «Как ты пишешь?». - «Плохо», - честно признался я. «Тогда пиши мало», - посоветовал он. Позже я узнал, для чего это было нужно: оказывается, мое сочинение выкрали из сейфа, исправили в нем 22 ошибки, но несколько все же оставили - чтобы можно было натянуть тройку. Более того, поскольку мне не хватало баллов, Ивченко специально для меня устроил коллоквиум, на который меня вызывали два раза и в результате поставили еще 11 балов. А за какой-то экзамен, кажется, за историю, я получил четверку, а Ивченко исправил ее на пять. В общем, скандальная была история.
- Эти манипуляции стали достоянием общественности?
- На курс брали всего четыре человека, не удивительно, что все абитуриенты вели учет не только своих, но и чужих баллов. Вышел ассистент Ивченко и говорит: «Кто не получил экзаменационный лист, может считать себя студентом!». Мне лист не дали, но я все-таки переспросил: «А я?». Ассистент посмотрел на меня, как на тупого, и уже с нажимом повторил: «Кто не получил экзаменационный лист, может считать себя студентом!». Но тут ребята, которые со мной поступали, начали подсчитывать мои баллы: «Ты не мог поступить, наверное, они что-то перепутали». Пришлось мне идти в приемную комиссию и спрашивать, где мой экзаменационный лист. «Ты что, - повернулся Ивченко к своему ассистенту, - ничего ему не сказал?».
- То есть вас тянули из всех сил, а вы еще и сопротивлялись. В институте вы учились лучше, чем в школе?
- Тут я стал почти отличником, в дипломе у меня было всего две четверки: по английскому и - теперь об этом можно говорить с гордостью - по истории КПСС.![]() |
|
С Арменом Джигарханяном. «Я Армена Борисовича люблю, и он меня вроде бы тоже» Фото УНИАН |
- Если не ошибаюсь, о вашей первой картине хорошо отозвался главный партийный рупор - газета «Правда». За какие такие заслуги?
- Телевизионный фильм «Мой генерал» я снимал по книге Альберта Лиханова, на экран он вышел 9 Мая, и в «Правде» о нем появилась маленькая заметочка: «Показали хорошее кино». Буквально несколько строчек. Но в то время это было елки-палки что такое! Передо мной были открыты все двери: снимай что хочешь. И я, свято уверенный в том, что все знаю, умею и вообще замечательный режиссер, взялся за комедию «Поезда через город» со знаменитым Владимиром Басовым в одной из главных ролей и тут же обгадился - фильм был откровенно неудачным. Тут уж пришлось читать о себе не самые лучшие отзывы.
- Вас вообще больше ругали или хвалили?
- Мне грех жаловаться, я был довольно успешным режиссером. Получал награды на фестивалях, причем не только в Союзе, но и за границей - в Италии, Испании. Правда, в то время все призы и прилагающиеся к ним деньги забирало себе государство, но что было делать - тогда существовал такой порядок. По-настоящему меня ругали - и правильно делали! - только за одну картину - «Капель» с Татьяной Дорониной в главной роли.
«ИНОГДА СТАВЯТ ПЕРЕД ФАКТОМ: ДЕНЬГИ НА КИНО ДАДУТ, ЕСЛИ В НЕМ БУДУТ СНИМАТЬСЯ ТЮТЬКИН С МУТЬКИНОЙ»
- У вас ведь с ней все было очень непросто - однажды чуть до смертоубийства не дошло...
- В том, что наши отношения не сложились, была и моя вина. Я был молодой, нахальный и, чего греха таить, глуп как пробка: вызвал на пробы сразу двух народных актрис - Татьяну Доронину и Зинаиду Кириенко. И эти две львицы схлестнулись! Все бы ничего, но у каждой была серьезная поддержка: у Кириенко - Совет министров, у Дорониной - ЦК партии.
Каждое утро у нас с директором киностудии имени Довженко начиналось с того, что мы стояли на ковре либо там, либо там. Потом директору это надоело, и он мне сказал: «Ты разберись, в конце концов, кого собираешься снимать!». Я выбрал Доронину - прекрасную женщину и мощную актрису с ужасно тяжелым характером. Закончилось это для меня тем, что картину снимал не столько я, сколько она.
- Как так вышло?
- По отношению к ней я как-то сразу занял унизительную, даже лакейскую позицию: «Чего изволите?». Помню, как в первый съемочный день вся киностудия сбежалась на нее посмотреть. Доронина очень тихо (она вообще почти не повышает голос), но твердо спрашивает: «Андрей Александрович, кто эти люди? Скажите, чтобы они ушли». В тот раз она, вообще-то, была права, но эта ее привычка давить и диктовать сказывалась во время съемок во всем. Например, у нее на грим уходило ежедневно по четыре часа. Потом-то я понял, что красивая женщина, которой тогда было уже за 40, просто очень требовательно относилась к своему отражению в зеркале. Но на съемках ужасно нервничал: время идет, солнце уходит - снимать надо!
А какая у нее сильная энергетика! После проб захожу к гримерше, а ее всю трясет - зуб на зуб не попадает. Спрашиваю: «Доронина тебя обидела?». - «Наоборот, - говорит, - очень ласково разговаривала». - «Так что с тобой?» - «Сама не знаю». Захожу в костюмерную, художник по костюмам бьется в истерике. Не удивительно, что меня она подавила и съела - просто «хрум», и все. Довела до безумия - мне казалось, что и я пропадаю, и картина пропадает. Однажды схватил что под руку попало (а это был топор) и пошел на нее. Она с перепугу даже присела и два дня была как шелковая, а потом все началось сначала. Я к ней как к актрисе отношусь с большим уважением, но больше мы вместе никогда не работали. Хотя, может быть, сейчас и позвал бы ее в свою картину - в отместку.
- Все это тем более странно, что со многими снимавшимися у вас актерами вы подружились...
- По-настоящему трогательные отношения у меня сложились с Арменом Джигарханяном. Мы познакомились, когда я снимал детектив «К расследованию приступить». Я Армена Борисовича люблю, и он меня вроде бы тоже. Недавно он праздновал свой юбилей, звал меня, а я не смог поехать - заболел. Так он, видимо, обиделся и не звонит, ну и я пока помалкиваю - мы оба затаились.
А вообще я со всеми актерами в хороших отношениях. И секрет тут прост - я их очень люблю и понимаю, что профессия у них не сахар. Но это применительно только к настоящим профессионалам, а не к полузвездам - сериальным мальчикам и девочкам, снимающимся в каком-нибудь откровенном мыле.
После 200 серий полной ерунды их начинают узнавать на улице, и они думают, что могут называть себя актерами. Вот они мне не симпатичны, я с ними стараюсь не работать. Хотя иногда приходится идти наперекор своим принципам, потому что тебя ставят перед фактом: деньги на кино дадут только в том случае, если в нем будут сниматься Тютькин с Мутькиной. Приходится брать, а что делать?
- Снимать кино стало сложнее, чем в советское время?
- Да я вообще считаю, что сейчас кино нет. Раньше оно выполняло множество разных функций - воспитательную, образовательную, сейчас же тянет только одну - развлекательную, и то с трудом. Причем для этого все средства хороши. И если раньше кино воспитывало зрителя, то сейчас зритель воспитывает кино. «Хочу смотреть, как Петя любит Машу!» - заявляет он. «Но это же слишком просто, - пытаются объяснить зрителю режиссеры, - в кино нужно думать». - «Э нет, - артачится он. - Мне нужно, чтобы на экране что-то мелькало и целовалось или, наоборот, бегало и стреляло. А не сделаете - смотреть не буду». Но ведь тогда не будет рейтинга, а без него не будет и кино.
- И вы не вспоминаете с содроганием печально знаменитые худсоветы, без разрешения которых ни одна картина не могла попасть на экран?
- Во-первых, я никогда особо от них не страдал, поскольку у меня не было задачи снимать какие-то бунтарские картины, разве что так, по мелочи. А во-вторых, в цензуре было много положительного. Чтобы как-то обмануть цензоров, каждый режиссер хотел что-то сказать зрителям и делал это эзоповым языком. То есть мозги у людей работали. А сейчас, когда все разрешено, - снимай что хочешь! - оказывается, что снимать-то и нечего. Поэтому и идей новых нет, сплошные сиквелы и римейки. Иногда, очень редко, появляются действительно хорошие картины типа «Острова» Паши Лунгина, но происходит такое очень редко, а у нас в Украине с этим и вовсе глухо.
Есть сегодня в кино и еще одна беда - исчезают профессии, без которых любой режиссер как без рук. Мне, например, надоело делать сериалы, собираюсь снимать настоящее кино - не телевизионное, а полный метр, историческое. Мне нужны хорошие гримеры, а их нет - сплошные визажисты, которые портретный грим не сделают. Та же проблема с костюмами: дизайнеров много, а пошить исторический костюм некому. Надоел непрофессионализм. Когда видишь в военных картинах девочек в изящных сапожках, мини-юбках и с модельными стрижками, умом можно двинуться.
- Профессия режиссера тоже исчезает - кино у нас сейчас стало продюсерским...
- Все это ерунда! Ни один продюсер не в состоянии снять хорошее кино без режиссера. В кино он - главный человек и единственный, кто знает, что должно получиться в конце.
Говорят, когда Лиознова снимала «Семнадцать мгновений весны», у нее на этой почве даже возникали конфликты с актерами. Они не могли понять, зачем нужен тот или иной кадр - почему нужно просто постоять, улыбнуться и уйти. «А что играть?» - недоумевали они. Приходится объяснять, что ты потом туда-то и туда-то этот кадр вставишь, но все равно всю картину, которая сложилась у тебя в голове, ты никому до конца передать не можешь. Поэтому я всегда считал и считаю, что театр - искусство актерское, а кино прежде всего режиссерское.
А то, чем занимается продюсер, - это не искусство, а зарабатывание денег. Им же что надо? Чтобы ты сделал картину быстро и дешево. Быстро я снимать могу, дешево - нет, потому что дешевизна потом лезет из всех щелей на экране. Но, думаю, в ближайшее время вряд ли что-то изменится к лучшему, в этом смысле я в будущее смотрю без оптимизма.
- Если не секрет, что именно вы собираетесь снимать?
- Как ни странно, хочу делать картину о Тарасе Шевченко. Дай Бог, чтобы все получилось! Меня смущает и раздражает та икона, которую из него сделали, - кто этот мужик в кожухе и шапке? Шевченко был совсем другим человеком - талантливым, по-европейски образованным и абсолютно нормальным - и пил, и гулял, и любил. Да у него в Петербурге были самые дорогие туфли - вот в чем фантастика! А от этого портрета в кожухе козлом воняет. Да, у него были свои проблемы, но задумайтесь, какую блистательную он сделал карьеру: вышел из крепостных, грубо говоря, из грязи, и стал одним из самых блистательных представителей петербургской имперской тусовки. Я как раз и хочу взять этот период его жизни - знакомство с Карлом Брюлловым, выкуп из крепостничества. Правда, у меня есть только кое-какие наметки и идея, до экранного воплощения которой пока далеко.
«УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ БИЛ МОЕГО СЫНА КЛАССНЫМ ЖУРНАЛОМ ПО ГОЛОВЕ И ПРИГОВАРИВАЛ: «Я ТЕБЕ ПУШКИНА НИКОГДА НЕ ПРОЩУ!»
- Кстати, об имперской тусовке - у вас в этом смысле фамилия подходящая. Вы из тех самых знаменитых Бенкендорфов?
- Было две ветви Бенкендорфов, так вот мы, скорее всего, из второй - прямым потомком шефа Третьего жандармского управления я не являюсь. Был такой удивительный человек - писатель Виктор Борисович Шкловский, который увлекался историей дворянских родов и, когда я был маленький, рисовал мне какие-то генеалогические древа и рассказывал о моей родословной, но я почти ничего не помню. Вообще, считаю, что пошел не от каких-то древних предков, а от своих мамы и бабушки. Вот их я любил, люблю и буду любить. А все остальное просто не имеет смысла.
- Но пострадать за знаменитого предка вам все-таки пришлось?
- Известно, что шеф Третьего жандармского управления сыграл не последнюю роль в судьбе Пушкина. Так вот, когда мой сын Гоша учился в школе, учитель физкультуры бил его, мою лапочку, классным журналом по голове и приговаривал: «Я тебе Пушкина никогда не прощу!». Пришлось пойти в школу и поговорить с ним по-мужски, объяснить, что я ведь тоже могу чего-то ему не простить.
- Сегодня Егор руководит Первым национальным каналом. Вы им довольны?
- Гошкой горжусь - он гениальный администратор. И я так говорю не потому, что он мой сын, а потому, что так и есть: Егор - человек, который многое делает из ничего, из воздуха. Видимся в последнее время по причине его занятости не очень часто, но, слава Богу, есть телефоны - общаемся.
Когда-то он начинал у меня на съемочной площадке администратором, теперь помогает снимать. Еще у меня есть внучка Соня (ее назвали в честь Софии Киевской), ей почти два года - ходит, лопочет что-то. Правда, меня возмущает, что она до сих пор еще лысая и лопоухая, но я уверен, что она станет умницей и красавицей, ведь ее родители - Гошка с Юлей - очень симпатичные ребята.
- Вы бы хотели видеть Соню актрисой?
- Прежде всего состоявшимся и счастливым человеком. А актрисой... Да Бог его знает! Только если она сама очень захочет. Профессия-то собачья, для женщины особенно - тяжелая, зависимая. С другой стороны, все женщины - актрисы, других я просто не знаю.
- Вас знают как человека мягкого и интеллигентного, но для того, чтобы довести вас до бешенства на съемочной площадке, достаточно...
- ...сесть на мой специальный режиссерский стульчик! Даже если он в течение всей смены стоит пустой. Все кинематографисты мира знают: садиться на режиссерский стул - плохая примета, и в моем случае она всегда стопроцентно срабатывает. Однажды наш художник, пожилой уже человек, устал и решил на нем отдохнуть. Я ему говорю: «Шамкет, встань, будет какое-то несчастье!». Он не поверил. Тут откуда ни возьмись дунул сильный ветер, и все горшки и вазочки, которые художник набрал в магазинах напрокат для съемок, попадали и превратились в черепки. Мы влетели на большие деньги. Он мне тогда сказал: «Я теперь на ваш стульчик даже смотреть не могу!».
Однажды мы снимали на корабле, и, после того как кто-то плюхнулся на мой стул, по всей пленке пошла царапина - день работы коту под хвост. А актрису, которая на нем посидела буквально пару минут, в тот же день изнасиловали. И ведь каждый раз всех предупреждаю: «На этом стуле сидеть нельзя!», но все равно находится человек, который пропускает мои слова мимо ушей.
- Не могу отвести глаз от эксклюзивного перстня у вас на пальце - что это за украшение?
- Это старинный перстень с сердоликом. Несмотря на то что со стороны он выглядит дешевой побрякушкой, ему больше двух с половиной тысяч лет. Его нашел на раскопках скифских курганов известный профессор-археолог и подарил моей маме, а уже она передарила его мне.
- И он подошел вам по размеру?
- (Смеется). Представляете, практически с трупа сняли, а сидит на пальце как влитой. Я вообще, как папуас, - люблю побрякушки, особенно антикварные. У меня есть еще перстень с мозаикой XVIII века, но она уже начала рассыпаться, поэтому я его не ношу.





Так кто же тупые — они или мы?
«Мы к вам пришли. Не мы — овраги»
Кинорежиссер Андрей БЕНКЕНДОРФ: «Я схватил топор и пошел с ним на Доронину. С перепугу она даже присела, два дня была как шелковая, а потом все началось сначала»
Не пьет одеколон, говорит по-французски...
Cергей ПЕНКИН: «Знаю, что на полтинник не выгляжу. И заметьте: без всяких пластических операций!»
Все м-м-могут к-к-короли!
На нефтяной игле
Александр НОВИКОВ: «По тюрьме скучаю, плачу, прошусь обратно — не берут!»
Виталий КОРОТИЧ. Уходящая натура, или Двадцать лет спустя
Победительница национальной премии «Гордiсть країни» в номинации «Детское мужество» Настя ПОЛЕВАЯ: «Мне уже сделали три операции на ногах — теперь они стали ровными. Американские врачи выровняют мою спину, изогнутую сколиозом, а потом нужно будет вырастить кости голеней и бедер. Тогда я точно смогу пройти по Крещатику в красивых туфлях на каблуках!»
Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ: «Представляете, как было бы прекрасно, если бы в политике были только женщины! Зашел в Верховную Раду, а там — 450 блондинок...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги