Павел ЗИБРОВ: «На радио нас и так ставили с полуночи до шести утра, когда музыку слушают таксисты и представительницы древнейшей профессии, а с отменой квоты считайте, что эстраду отечественную тоже отменили...»
Поправку в Законе «О телевидении и радиовещании», предложенную депутатом-регионалом Еленой Бондаренко, обсуждают не первый месяц: украинские исполнители не хотят терять квоту, согласно которой в теле- и радиоэфире должно звучать 50 процентов отечественной музыки. А депутат уверена: за пять лет существования квоты артисты не продвинулись вперед, и украинская музыка уступает по качеству зарубежной, поэтому нельзя заставлять радиостанции ее крутить, а народ - слушать. Что думают по этому поводу звезды, выяснял «Бульвар Гордона».
«ЕСЛИ У ВАС В МЕНЮ НЕТ БЛЮДА, МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОЦЕНИТЬ ЕГО, НЕ ПОПРОБОВАВ?»
- Часто бываю в России и могу сказать: не придет в голову ни Медведеву, ни Путину принимать какие-то квоты, касающиеся российской музыки, или отменять их, - уверяет народный артист Украины Павел Зибров. - Потому что на любом радио через каждые 10 минут - лозунг: «Мы любим российскую музыку!», «Слушаем наших исполнителей!».
Это не шовинизм, это патриотизм. И в барабанах радиостанций не 20 российских исполнителей, а 120. У нас же - 10 украинских, которых крутят часто, и 20-30 - появляющихся время от времени. Представляю, что случилось бы, если бы депутат Госдумы поставил вопрос: «Решайте, что будет слушать российский народ: Led Zeppelin или Лещенко, Барбру Стрейзанд или Кобзона?».
50-процентная квота очень хитро выполнялась. В Законе «О телевидении и радиовещании» написано: «Рiвномiрно мають звучати українськi виконавцi з 7.00 до 23.00». Нас же ставили с полуночи до шести утра, когда музыку слушают в основном таксисты и представительницы древнейшей профессии. Приятно, что хоть они знают украинских исполнителей... А с отменой квоты считайте, что эстраду отечественную тоже отменили, вход на радио для нас будет только платным.
- Я считаю, депутаты должны работать для народа, - продолжает Марина Зиброва. - Но вместо того, чтобы поддержать украинских исполнителей, дать возможность нормально работать, их почему-то пытаются задавить. Законопроект Елены Бондаренко сначала не приняли, не хватило голосов. Но тут же в срочном порядке переголосовали. Что же это за жизненно важный закон такой, кому он необходим?
«Давайте спросим у народа, что он хочет слушать: Led Zeppelin или Бобула, Барбру Стрейзанд или Билоножко?» - заявляет госпожа Бондаренко. Поверьте, я спрашивала у знакомых, и ответы не в пользу зарубежной эстрады. Я лично Led Zeppelin не слушаю, а Барбра Стрейзанд - это великая актриса в первую очередь и только потом уже певица. Да, у нее замечательный голос и хорошие песни, но ментальность славянского народа - все-таки не Барбра Стрейзанд. Нам нужны песни, которые мы могли бы понимать, запоминать и петь. И потом, не надо забывать, что есть села, где живут простые тетушки, которые знать не знают, кто такие Led Zeppelin, и слышали в лучшем случае один хит из репертуара Стрейзанд. Им гораздо ближе Билоножко и Бобул.
Да и я хочу слушать украинскую эстраду, я ведь тоже часть народа, правда? Последнее время сами артисты не знают песен коллег, потому что их не слышно. А когда говорят, что в Украине плохие музыканты, плохие аранжировки, никудышная музыка... Если у вас в меню нет блюда, можете ли вы оценить его, не попробовав?
Госпожа депутат говорит: «Народ должен слушать западноевропейскую музыку, а не украинскую некачественную». Извините, но мы сегодня украинскую не слушаем, мы слушаем российскую. Мы не против иностранного, но не хотим потерять свое, потому что музыка - часть нашей культуры. И не надо говорить, что в Украине нет хорошей, конкурентоспособной музыки и видеопродукции. Клипы, которые снимали Алла Пугачева, Кристина Орбакайте, «ВИА Гра», делались где? В Украине. Оркестровки записывают у нас, песни сочиняют здесь же: посмотрите, сколько у Коли Баскова песен украинских авторов. А что, может, нам пора забыть Юру Рыбчинского - поэта-песенника всесоюзного значения?
Знаете, давно назрела другая проблема: в нашей стране нет детской песни. Ни качественной, ни некачественной, никакой. Мы в Советском Союзе выросли на детских песнях, а наши дети ходят и напевают «ВИА Гру», Леди Гагу, потому что не будут авторы сидеть и писать, когда их труд никому не нужен.
Хотите слушать зарубежную музыку - пожалуйста, включите радио, которое ее транслирует: «Европа Плюс», «Ренессанс», - FM-станций с западноевропейской и российской музыкой достаточно. С украинской мало...
«НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ СЕБЯ И СВОЙ РЫНОК»
- Ну что я могу сказать об отмене квоты? - разводит руками Виталий Билоножко. - Приходят депутаты, которые живут в своем мире, и говорят: «Мы дали пять лет на то, чтобы вы развивались». Да дерево посади - оно за пять лет при хорошей погоде может пропасть, а что такое пять лет для музыки?
- Думаю, 90 процентов музыкантов против отмены, - считает лидер группы «Друга рiка» Валерий Харчишин. - Квота - нормальная практика, вся Европа этим путем шла. И, в конце концов, почему мы должны поддерживать такие суперкачественные украинские автомобили типа «Славуты», который сняли с производства, и не поддерживать украинских музыкантов?
Нужно защищать себя и свой рынок, как защитила Франция, где благодаря квоте 61 процент французской музыки в радиоэфире. А что касается последствий - думаю, наша группа будет работать, как раньше: мы давно на слуху. Тяжелее придется молодым исполнителям. Мы-то в радиоэфир уже попали, а вот их искренне жаль: не будет квоты - кто их услышит?
- Закон приняли в первом чтении, но будет еще и второе, - говорит народная артистка Украины Ирина Билык. - После первого мы, артисты, взялись за руки, подписали обращение к Президенту. Возможно, будет какая-то забастовка, акция протеста (у стен Верховной Рады музыканты устроили импровизированный концерт, но кассовых артистов, в том числе Билык, среди них не было. - Авт.). Думаю, депутатам это не нужно, потому что нас любят люди. И если народ поддержит нас, возникнет проблема.
Я в числе исполнителей, которых крутят и заказывают на радио, поэтому переживаю не за себя, а за начинающих. Они хотят популярности, и хозяева радиостанций и телеканалов будут покупать и продавать их, как вещи. Поэтому я подписалась против отмены квоты.
«МОЗГ УКРАИНСКИХ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБВИЛА РОССИЙСКАЯ И ЗАПАДНАЯ ПОП-МУЗЫКА»
- Мозг украинских слушателей обвила, с одной стороны, российская поп-музыка, а с другой - западная, - считает шоумен и продюсер Потап. - И лишать музыкантов квоты не совсем правильно. Если сейчас их поддержать, через несколько лет они дадут тот продукт, который мы хотим получить, а если оставить без поддержки, радиостанции пойдут по пути наименьшего сопротивления - начнут танслировать либо российскую музыку, либо западную. Конечно, конкурентоспособные, крутые артисты выкрутятся, но у молодых будет меньше возможностей проявить себя.
Может, наш шоу-бизнес и хромает, но он точно не хуже российского. Я понимаю, радиостанциям, особенно тем, чьи хозяева - россияне, не нравится ставить украинскую поп-музыку, но мы живем в Украине, и надо поддерживать украинское. Если не квота - давайте придумаем что-то другое, но музыку терять нельзя. Тем более что в Украине она гораздо интереснее, чем во всех соседних странах.
- Отмена квоты? Впервые слышу, - удивляется генеральный продюсер телеканала «Интер» Владимир Зеленский. - Законы пишутся и принимаются для тех, кто либо будет, либо не будет их соблюдать. Какая вам разница, что там написано? Нравится музыка - поддерживайте! Я, например, большой фанат «Океана Эльзы» - могу их целыми днями слушать. И кто мне запретит? Так же и вам. Не хотите, чтобы наша музыка исчезла с радиостанций, - заказывайте ее. Будет спрос - будет и предложение...