Аристократы духа
Как-то раз с моим давним другом американским дирижером Хобартом Эрлом, который уже почти 15 лет очень успешно работает с оркестром Одесской филармонии, мы спорили о том, когда и при каких обстоятельствах Сергей Рахманинов написал свой третий концерт для фортепьяно с оркестром.
Хобарт рассказал трагическую историю причин эмиграции Рахманинова из России в Америку, те унижения и оскорбления, которые пришлось ему пережить в послереволюционные годы, закончившиеся тем, что некие "швондеры" в 1922 году выбросили с балкона второго этажа рояль великого композитора. Пять лет после этого руки великого Рахманинова не касались клавиш, а затем, как весенняя гроза после холодной зимы, обрушился его великий четвертый концерт, полный оптимизма и одновременно глубокой тоски по родине.
Не так важны детали спора. Прошло время, и казалось бы, канули в Лету подробности беседы. Но на мой очередной день рождения, после концерта Хобарта, мы встретились семьями в уютном киевском ресторанчике. Как всегда, прекрасно провели время, а в качестве подарка... Эрл подарил мне аккуратно оформленный в рамку планшет с четырьмя вырезками старых концертных программ.
Хобарт не забыл о нашем споре. Он ничего не забыл! Приехав в США, долго искал в интернете все сведения о концертах Сергея Васильевича Рахманинова, просил своих друзей присылать ему любые подробности о выступлениях выдающегося музыканта.
Через несколько месяцев он обнаружил, к великой своей радости, в материалах американского филармонического общества афишу о концерте в знаменитом Карнеги-холле прославленного Густава Малера от 16 января 1910 года, исполнявшего в качестве премьеры третий концерт Рахманинова для фортепьяно с оркестром. Заказал в архивах копии афиши, программы концерта, биографии Рахманинова в редакции 1910 года, все это аккуратно расположил на большом листе бумаги, скомпоновал, заказал рамку и подарил мне на день рождения: "...от такого же поклонника Рахманинова".
Аристократы духа... Преданное забвению определение. Мне кажется, зря. Все-таки они существуют, истинные аристократы, ценители прекрасного, носители совести, достоинства и чести. Люди, неспособные терпеть пошлость и унижение. Не приученные лгать. Неравнодушные...
Хобарт - истинный аристократ. И не только потому, как и о чем он говорит, а потому, как и о чем он мыслит, как и что он чувствует, как и что он делает.
Для меня его подарок один из наиболее дорогих - в нем столько души и сердца. Планшет сейчас находится в моем домашнем кабинете на самом видном месте, и, глядя на него, я всякий раз думаю, какой скучной и пресной была бы жизнь без таких встреч, таких людей, таких друзей.