На юбилее «Украинского Дома» показали картины Марии Примаченко и съели «Украинский Дом» из бисквита с кремом
К своему 15-летнему юбилею Центр делового и культурного сотрудничества «Украинский Дом» порадовал родной народ наиболее полной подборкой работ Марии Примаченко из частных коллекций — народного депутата Богдана Губского, министра культуры и туризма Украины Василия Вовкуна, скульптора Олега Пинчука и других известных людей.
На приеме было все, что положено для торжества: торт в форме кондитерского макета здания-именинника, очаровательная директор заведения Наталья Заболотная — в лазурном и с цветами, цветущая ведущая действа Светлана Леонтьева — с микрофоном и в бело-бордовом, прочувствованные речи, документальные кинокадры... А главное — красно-желто-сине-зеленые диковинные цветы и звери «самой украинской художницы».
2008-й — год 100-летия Марии Примаченко, которую еще в 30-х нарекли гением с легкой руки Пабло Пикассо.
Когда-то духовный брат нашей примитивистки по открытым колерам и удивительной пластической свободе — французский художник-фовист Анри Матисс посетовал: «Всю жизнь меня беспокоило, что я рисую не так, как принято». Мария Авксентьевна по этому поводу не заморачивалась — стадами выпускала на бумагу своих собако-человеко-птиц с усатыми львами. Летающим тарелкам японки Марико Мори, которую как раз презентует
PinchukArtCentre, учиться и учиться у примаченковских картин — столь фантастичны и футуристичны «Квiти-оченята» или «Сучка Ада не боїться гада»...
Пока первый Президент Украины Леонид Кравчук с поэтом и политиком Павлом Мовчаном говорили о судьбах национальной культуры, другой поэт и политик — Иван Драч молча стоял рядом, щурясь от фотовспышек. Чуть позже, произнося юбилейный спич, Леонид Макарович напомнил, с какой помпой в 1982 году открывался Музей Ленина, и подчеркнул: «Думаю, остатков того времени сегодня здесь нет...».
Глава Наблюдательного Совета Национального банка Украины Петр Порошенко упомянул о «бурном 2004-м, когда двери «Украинского Дома» открылись для огромного количества людей, приехавших в Киев бороться за демократию. Тогда этот «Дом» подтвердил свое название — украинский». На выставку Петр Алексеевич пришел с супругой Мариной. Он признался, что в его коллекции нет работ украинской примитивистки, хотя это искусство ему очень близко: «Мой сын рисует в стиле Примаченко, да и жена занимается живописью».
Среди других гостей были замечены бывший вице-премьер Анатолий Кинах с супругой Мариной, главный редактор еженедельника «Бульвар Гордона» Дмитрий Гордон с супругой Еленой, Антон Мухарский, меценат Игорь Воронов, показавший на недавнем «Большом скульптурном салоне», который посетили около 70 тысяч человек, работы Родена и Архипенко из своей коллекции.
Обладатель самой значительной коллекции примаченковских гуашей Олег Пинчук признался «Бульвару Гордона», что стал собирать эти листы по наитию, без подсказок искусствоведов. За последние 10 лет работы подорожали в 20 раз — каждая сейчас стоит от 20 тысяч у. е.
Цены на украинское искусство (как и на искусство вообще) растут чуть ли не в геометрической прогрессии. По словам известного эксперта арт-рынка, недавно на одном из киевских аукционов работа Николая Глущенко была продана почти за 300 тысяч долларов, хотя в конце
90-х за картины этого художника давали от 800 до двух тысяч.
Мероприятие также посетили телешоумены Савик Шустер и художник Сергей Поярков, пришедший в неизменной кепке и наряде, пожелтевшем под цвет нового тюнинга своего знаменитого джипа, — на перекрашенном в канареечный колер авто теперь красуется реклама украинского поискового портала.
Лариса Ившина, супруга политика Евгения Марчука и главный редактор газеты «День», пришла с желтыми нарциссами. Оказалось, она и новоиспеченный советник премьер-министра по вопросам культуры продюсер Александр Бригинец в бытность студентами-журналистами убирали территорию возле здания-юбиляра...
Светские хроникеры не преминули запечатлеть, что жена телеведущего Юрия Горбунова обула белые босоножки с черными колготками, а прекрасная половина актера и заслуженного тусовщика Владимира Горянского была одета вполне тематически — а-ля фольклор.
Среди гостей сновала вездесущая Катя Осадчая с псевдокосой, выбивающейся из-под шляпки, скопированной с головных уборов советских клерков (работягам полагалось носить промасленные кепки). Публика не спешила подниматься на второй этаж, где висела живопись соцреалистов и японские гравюры из здешних фондов.
Кстати, за несколько часов до торжеств в «Украинском Доме» супруги Кинах участвовали в открытии III Международной выставки Flowers & Hortech Ukraine, на которой три фитодизайнера создавали «цветочные портреты» политиков. Букеты должны были символизировать внутреннюю сущность народных депутатов Анатолия Кинаха, Николая Катеринчука и Анны Герман.
Увы, пани Герман посмотреть на свой букет из оранжевых стрелиций и сине-лиловых в крапинку орхидей редкого сорта «Ванда» так и не пришла. Катеринчук прислал вместо себя улыбчивую жену Анастасию, которая подтвердила: да, у ее половины есть некоторое сходство с композицией в форме факела из алых роз и ярко-красного антуриума. Анатолию Кирилловичу очень понравился веселенький букет, созвучный настроению человека, в жизни которого недавно появились две прекрасные девушки — внучки...