В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Погода в доме

Снежана ЕГОРОВА и Антон МУХАРСКИЙ: «Как бы мы ни прятались в «Луи Вуиттон» и ни стремились показать миру, «шо ми таки Європа», лебеди с русалками — наше народное творчество»

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 21 Мая, 2010 00:00
В этом году в семье популярных актеров и телеведущих появился четвертый ребенок — дочурка Арина.
Анна ШЕСТАК
«Мы — артисты разговорного жанра», — признаются Егорова и Мухарский и говорят, говорят, говорят на любую тему. От искусства до политики, от шоу-бизнеса до философии. Причем совершенно искренне, не позируя, и, что самое главное, в унисон, как бы давая понять: счастье — это когда рядом единомышленник, человек, который всегда поддержит и поймет. А они действительно на одной волне — энергичный эмоциональный мужчина с татуировками в украинском стиле на руках и спокойная царственная женщина без макияжа... Приехав на интервью в украинский ресторан на столичных Осокорках, молодые родители Снежана и Антон сразу меня предупредили: «Мы ненадолго, малую надо кормить...».
«АНТОН, ЕСЛИ НЕ ГОВОРИТ, ЗАСЫПАЕТ»

- Снежана, многие известные украинки попробовали свои силы в писательстве. Маргарита Сичкарь выпустила книгу советов, как бороться с кризисом, Тина Кароль - детскую сказку, Надежда Мейхер вообще стихами разразилась. У вас не возникало желания взяться за перо? Написать, к примеру, как воспитывать четверых детей и оставаться востребованной ведущей?

- Вы знаете, я всегда поражалась неуемной энергии Риты Сичкарь. Она человек-торнадо для меня. Столько интересов имеет и все доводит до конца! Я, к сожалению, так не могу. Хотя, может, и смогла бы, но нет возможности проверить.

Мне кажется, если уж заниматься литературой, надо выкроить большой кусок времени. Это во-первых. А во-вторых, я никогда не берусь за дело с дилетантской позиции. В общем, каждый должен заниматься тем, чему учился. Я всегда говорю: «Моя профессия - работать рОтом», и все наши друзья по этому поводу шутят. Рассказать могу что угодно, а вот насчет писательского таланта - это к Антоше, у него есть усидчивость, умение, он выпустил три книжки. А я, когда начинаю что-то излагать на бумаге, долго думаю над каждой фразой, мысль теряется, меня буквально накрывает огромное количество букв. Хотя, думаю, в старости, когда нечем будет заняться, сяду за мемуары.

- Ну, до «нечем заняться» вам очень далеко: на канале «Украина» завершился уже второй сезон шоу «Народна зiрка», и он, как мне кажется, удачнее первого.

- Когда проект в динамике и развивается, это лучше, чем сразу выдать результат и замереть на месте. Думаю, нынешняя «Народна зiрка» не последняя, мы всех еще удивим. Вот вам что больше всего нравится?

- Ведущие. Ваш тандем с Максом Нелипой и неумолкающая Ирма Витовская.

- Согласна, неплохой подбор, потому что все трое совершенно разные, в разной стилистике работаем. Спасибо за комплимент, мне приятно.

- Это не комплимент, просто мне импонирует то, что в первую очередь вы пытаетесь показать участников программы, а не себя.

- Знаете, мы с Антошей из тех немногих, кто пришел в шоу-бизнес из актерской профессии. И мой педагог, профессор Валентина Ивановна Зимняя, учила, что артист, стоя на сцене, не должен выпячиваться и тянуть одеяло на себя. Ведь на самом деле главный тот, кто участвует в проекте, и чем больше ты сделаешь для того, чтобы он был доволен, тем заметнее будет твой профессионализм. А когда ведущий начинает демонстрировать себя, любимого и шикарного, это уже другая профессия - «звезда» называется.

- Значит, себя вы звездой не считаете?

- Нет, абсолютно! Кстати, вы и Антону задавайте вопросы, потому что он, если не говорит, засыпает.

Антон:- Нет, лучше сначала со Снежаной пообщайтесь, а я потом сам включусь.

Снежана:- Да ты выключишься сейчас, мне кажется. Нет? Ну смотри. Он устал сегодня - даже больше, чем я с малой: бегал весь день...

«ПРИ НАШЕЙ ЭКОЛОГИИ НУЖНО НЕ ТОЛЬКО ДАТЬ РЕБЕНКУ ЖИЗНЬ, НО ЕЩЕ И ЗАПАС ПРОЧНОСТИ»

- Снежана, когда я вам звонила, вы сказали: «Мне надо «запаковать» малую, беру ее с собой на эфир». У вас все дети такие походные?

- Все. Но самая тяжелая доля выпала моей старшей дочери Стасе, которой сейчас 17 лет. Когда она родилась, я была студенткой и решила взять академку. Пошла с этой утопической идеей к своему педагогу, и она сказала: «Снежана, театральный институт - это первый шаг к актерской карьере. Ребенок маленький, он спит и ест - проще всего с ним договориться. Заканчивай и не мучайся! Мы все свои, поможем». Поэтому Стася была со мной и в институте, и на репетициях, между которыми я кормила ее грудью.

Она вместе со мной прошла все этапы моего профессионального становления: засыпала и за кулисами Театра на Левом берегу, и в ночном клубе «Голливуд», где я работала ведущей... Я называла дочку «мой маленький Санчо Панса».

Саша (ей сейчас 12) росла в более комфортных условиях. У нас с Семеном (первый муж Снежаны - известный режиссер Семен Горов. - Авт.) уже появилась квартира, но, в принципе, Сашка тоже всегда была рядом с нами. Я брала детей, куда только можно: на любой спектакль, премьеру, открытие...

- Малыши не капризничали?

От первого мужа режиссера Семена Горова у Снежаны две дочери — Александра (слева) и Анастасия, от Антона Мухарского — Андрей (на руках) и Аринка-Мандаринка (за кадром)

- Боже упаси! Дочки всегда хорошо себя вели. А вот Андрюша совсем барчук. У нас уже есть няня, и мы можем разграничить профессиональные обязанности и жизнь ребенка.

- Дочери не сетуют на то, что брату легче живется?

- Они считают, что их воспитывали строже, что мы Андрюше много позволяем, что он избалованный. А вот Аринка-Мандаринка наша...

- Это вы младшенькую так называете?

- Ну да. Папа наш предлагал Кристиной назвать: на Крещение родилась. Но я хотела именно Арину, и он уступил. Кто рожал, тот пусть и называет! А Мандарина потому, что, во-первых, я, будучи беременной, много мандаринов ела: она «просила». А во-вторых, когда дочка родилась, у нее были такие черные-черные длинные волосы, просто как у взрослого человека! И, когда она плакала, не было видно глаз. За это мы прозвали ее Китайским Мандарином.

Так вот, младшая полностью отстояла со мной проект «Народна зiрка», когда я была беременна, и во втором сезоне сейчас мы вместе на съемки ездили. Я приезжала в павильон заранее, к трем: в три часа дня кормление, не могла его пропустить, потому что планирую кормить грудью как можно дольше.

- Вы считаете, это так важно?

- Обязательно! Сейчас даже таблетки придумали, которые нужно выпить - и молоко пропадает. Некоторые женщины берегут свою фигуру, грудь, боятся поправиться, боятся растяжек и поэтому не кормят малышей грудью. Я считаю, это преступление. При нашей экологии нужно не только дать ребенку жизнь, но и какой-то запас прочности, иммунитет. И запас духовной прочности, конечно, - нормальную, адекватную семью, где папа с мамой любят друг друга. Не зря же говорят: «Впитывает с молоком матери».

В первый раз мне жалко было везти в павильон Мандаринку: она же еще такая крошечная, два месяца всего... А Антоша говорит: «Да бери ее, пусть опыта набирается! Больше знать будет».

- И что, каждую неделю пеленали такой «карандаш» и везли с собой?

- Да! Еще брала корзину с подгузниками и всем необходимым. И няня с нами: сидела с дочкой, пока я на площадке. Ребенок чувствовал, что мама рядом, и спокойно спал.

- Вы без анестезии рожали?

- Раньше такой услуги, как обезболивание во время родов, не было, а теперь я попыталась заикнуться об этом в разговоре с врачом: «Дмитрий Николаевич, может, попробуем?». Но он возразил: «Снежана, поймите, с анестезией вам будет хорошо, а вот ребенку - плохо. Не чувствуя боли, вы не облегчаете ему путь, а если чувствуете, то быстрее работаете, грубо говоря». И потом, как это так? Женщина пудрится-красится, мило улыбается, а ребенок получает стресс? Я смотрела одну познавательную программу - говорят, животные, которым во время родов делали анестезию, отказывались от своего потомства. Потому что, если не испытали боли, не испытывают и сильной привязанности.

Как-то же наши матери и бабушки без анестезии справлялись - значит, нужно через это проходить, така жiноча доля.

- На достигнутом останавливаться не собираетесь?

- Пока остановимся - на семейном совете решили, я в одиночку таких решений не принимаю.

«ПО ДОРОГЕ В РОДДОМ СЫН ВОРЧАЛ: «ЛЯЛЮ ВЫБРОСИМ НА МОРОЗ. ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?»

- Трехлетний Андрюша уже осознал, что он теперь не младший сын, а старший брат?

- Осознал. Хотя, когда они с папой ехали забирать меня из роддома, ворчал: «Нет, маму мы забирать не будем. И лялю выбросим на мороз. Зачем она вообще нужна?». Но папа соблазнил его «Макдоналдсом», поэтому мать с сестрой были благополучно доставлены домой.

Поначалу Андрюша даже немного обижался на меня, делал весьма своеобразные «комплименты»: «Фу, мама! Какие ты когти отрастила - как у оборотня!». И к Аринке настороженно присматривался: ему не нравилась эта ляля непонятная, которая к тому же периодически покрикивает. Но в жизни сына произошли изменения и к лучшему: сбылась давняя мечта - в его комнату наконец переселился папа. И Андрюша постепенно привык.

Я наблюдаю за детьми и вижу, как он играет-играет, а потом подойдет к Мандаринке, поцелует... И вообще, спасибо Господу Богу, мои дети друг друга любят, между ними нет противостояния или ревности. Я прилагаю к этому много усилий, потому что каждому нужна мамина поддержка. Вот в прошлом году Стасе пришлось понервничать - она же поступала...

- Просила у вас помощи при поступлении? Мол, мама, тебя же все там знают, договорись?

- Не просила ни у мамы, ни у папы. Наоборот, вообще не хотела в театральный, потому что курс набирала Зимняя - мой педагог. Уникальная женщина - ей уже 82 года, слава Богу. Мне кажется, она из клана Маклаудов. Стася знала, что я с Валентиной Ивановной общаюсь, поэтому переживала: «Мам, она будет все тебе рассказывать, я боюсь...». Но я настояла на том, чтобы дочка пошла именно в театральный.

- А сама Стася куда хотела?

- Она хочет быть писательницей. Планировала на журналистику, но я объяснила, что актерская профессия - хорошая база и для писательства, и для журналистики. И потом, писатель - это не профессия, а, скорее, призвание. Люди, которые, окончив театральный вуз, не становятся актерами, часто идут либо в юристы, либо в священнослужители, потому что это работа, для которой необходимо знание психологии и умение убеждать.

Дочка сама проходила все экзамены, но, не скрою, я ей помогала. Моя подруга преподает сценическую речь, и я просила, чтобы она готовила Стасю.

- Дочь советуется с вами как с актрисой?

- Перед поступлением даже ни разу не прочла мне программу до конца: стеснялась. А сейчас, когда у нее стало получаться, приходит и отрывки читает. Но все-таки больше с Антошей занимается, потому что они оба Обезьяны по гороскопу и друг друга с полуслова понимают. Я Крыса, я более агрессивна, нетерпелива, а дочка хочет, чтобы это были дружеские советы, а не жесткие наставления.

- Какие-то традиции в вашей семье есть? Любимые праздники?

- Полно! Мы накрываем большой стол, к нам съезжаются все бабушки и дедушки. Наприклад, 8 Березня у нас вдома було велике свято, тато ходив у гарному фартусi...

- Тiльки ходив? Чи ще й готував щось?

- Звичайно, готував. Мы все сидели за столом (у нас ведь женское царство), а он устроил итальянскую party (вечеринку. - Авт.) с подачами, переменами блюд: приносил, уносил, обслуживал... Был и поваром, и тамадой, и актером, и главой большого семейства в одном лице.

- Как-то в интервью вы сказали, что средняя дочка, Саша, насмотревшись на вас, тоже захотела стать актрисой...

- Ой, Саша у нас звезда Голливуда - в семье она проходит под этим «кодовым именем». И, вы знаете, для нее наше государство маловато. Прошлым летом мы ездили в село, катались, гуляли у озера, и на природе она разоткровенничалась - изложила нам с Антошей подробный план действий. Два фильма - и она дом в Америке покупает, еще два - виллу в Европе. А еще после двух будет готова нам что-то купить. Мы послушали, переглянулись и посоветовали все-таки сосредоточиться на учебе, потому что эти шесть фильмов в Голливуде мы пока не в состоянии ей обеспечить.

- Уже сейчас готова сниматься?

- Думает, что да. Ну, у нее ярко выраженные актерские задатки. Саша очень любит сцену, она артистичная и целеустремленная, к тому же четко знает, чего хочет. Когда была поменьше, мы отдали ее в ансамбль танца «Соколята» - очень хороший, заслуженный коллектив, который много гастролирует. Но, позанимавшись там, она как-то пришла и спросила: «Мам, а лучший танцевальный коллектив в стране - это Вирского?». Я ответила: «Да». - «Тогда я хочу танцевать в ансамбле имени Вирского!».

Принесла на листочке все телефоны, буквально взяла за горло, и пока я не позвонила и не договорилась о просмотре, не успокоилась. Мы пошли, показались, нам сказали, что задатки у девочки есть, но лучше прийти еще раз - в сентябре. Я уже кивнула в знак согласия, однако Саша уперлась: «Как, еще месяц ждать? Нет, я хочу танцевать завтра!». Дочка танцует уже два года и за это время дважды выступала в больших концертах во дворце «Украина».

«Я ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ 90-ГО ГОДА, И МАМА СКАЗАЛА, ЧТО КГБ МЕНЯ ПОЙМАЕТ И УБЬЕТ»

- Вы с Антоном - русскоязычные актеры, работали в театрах, где ставят спектакли на русском. Откуда тяга к украинскому творчеству?

- Ну, не такие уж мы и русскоязычные. Жодної програми я не провела росiйською мовою. Я носiй української мови, i це моя принципова позицiя.

- Идея собирать народные, кустарные картины, создать коллекцию одежды по мотивам украинского национального костюма у кого из вас возникла?

Снежана:- О, это уже к Антоше.

Антон:- Да, сейчас я, наконец, разражусь монологом. (Смеется). Идея моя, и на подсознательном уровне она возникла очень давно - когда я вернулся из армии и почувствовал себя не жителем большой страны СССР, а именно украинцем.

Это было в конце 80-х, когда нашу страну захлестнула волна борьбы за национальное возрождение. Я начал заново изучать историю Украины, но не в московской интерпретации, а штудируя первоисточники - Яворницкого, Грушевского. Потом узнал, кто такие диссиденты, познакомился с Евгеном Сверстюком, прочел работы Ивана Дзюбы - еще в самиздатовском виде, и начал постепенно выдавливать из себя раба. Благо время способствовало. Первая «Червона рута», «Брати Гадюкiни», Сестричка Вика, «ВВ»... И литература бурлила. В Киев наезжали Андрухович, Неборак, Ирванец, появились экспериментальные театры - мы сделали огромный рывок от заскорузлой шароварщины, кумовей и сала к настоящей современной эстетике.

Было так интересно жить и гордиться тем, что ты украинец! Тогда, в самом начале, мы были романтиками и свято верили, что украинский дух победит не только в артистах, но и в политиках, бизнесменах.

В 90-м году я принял участие в студенческом движении - поголився пiд макитру, надел вишиванку, прицепил к ней прапорцi... Мама сказала, что КГБ меня поймает и убьет. Вдоль Крещатика и Владимирской стояли одинаково одетые люди - в серых плащах, шляпах и с зонтиками - либо фотографировали, либо просто вглядывались в лица манифестантов, будто ждали команды «фас!». Потом, собственно, это «фас!» и прозвучало, только через телевизор, через культурную экспансию дешевой российской попсы и уголовного шансона. Вот с этим я и борюсь. Чиню мистецький спротив - так я называю свою неформальную творческую деятельность.

- Что вы имеете в виду?

- Съемки в кино, телешоу, рекламе, корпоративные праздники - это чистое зарабатывание денег, связанное с необходимостью содержать большую семью и ответственностью «за тех, кого приручили». А неформальное творчество - для души.

- «Сiльський гламур»?

- Совершенно верно. Это и музыка, и одежда, и предметы интерьера, и стиль жизни. В прошлом году мы со Снежаной выпустили коллекцию одежды для пикников. В нынешнем - музыкальный альбом. На очереди - линия сувенирной продукции. Еще я мечтаю сделать огромное полотно из тысячи и одной картины в стиле «сiльський гламур» из моей коллекции, чтобы все могли осознать, насколько масштабна народная культура.

- Кстати, где вы откопали этих девочек с оленятами, русалок, лебедей на озере? Я думала, они давно исчезли. Разве что в «Операции «Ы» остались: ими герой Вицина на рынке торговал...

- Они все еще лежат и пылятся в сараях, кладовках, на чердаках... Когда есть время, сам езжу в экспедиции по селам. Иногда коллекцию пополняют друзья-художники, время от времени даю задание людям, которые занимаются скупкой предметов старины, привозить мне такие вещи. Для настоящего коллекционера нет преград ни на суше, ни на море!

Я начал собирать эти картины давно, еще будучи студентом. Шел по Андреевскому спуску и увидел работы Станислава Каплиенко. Многие считают его городским сумасшедшим, стопроцентным маргиналом. В свои «далеко за 70» этот художник до сих пор выползает в выходные дни или День Киева на спуск и продает картины, на которых изображены кошечки, собачки, сцены из жизни селян...

- То, что принято называть мещанством.

- Это не мещанство, это наша низовая культура, то, мимо чего пройти невозможно! От этих картин веет такой добротой, искренностью и чистотой, которую не у каждого художника-профессионала встретишь.

Снежана:- Когда в «Украинском Доме» мы провели первую выставку, народ просто ахнул. Люди подходили и говорили: «Боже! Это картины из моего детства, у моей бабушки на стене висела такая же».

- И у моей. Папа мой даже вышивал таких лебедей...

Антон:- Как бы мы ни прятались в «Луи Вуиттон» и «Дольче энд Габбана», как бы ни стремились показать миру, «шо й ми таки Європа», мы были и останемся украинцами, и лебеди с русалками - наше народное творчество. Нечего стыдиться - наоборот, надо гордиться, изучать...

- Но ведь выставки - не корпоративы, на них не заработаешь, а только потеряешь...

Снежана:- Всех денег не заработаешь. Да и зачем? Потратить на наряды, три раза надеть - и что? Застирал, оно все перемешалось, превратилось в тряпки, ты его выбросил в мусор, и все. Лучше сделать вклад в создание чего-то осязаемого, но духовного.

Антон:- Ну, возникают вопросы: «А на фига вы это делаете? Где берете деньги?». Но, как правило, их не нам задают - за спиной обсуждают. В интернете часто пишут анонимно: «Почему запели, почему так оделись?». Раздражаем мы людей своей активностью.

«МАХНО - МОЙ ГЕРОЙ. Я УБЕЖДЕННЫЙ АНАРХИСТ»

- Вот на вашем джипе, расписанном в народном стиле, весьма интересный номер: «Махно». Как на это люди реагируют?

Снежана:- Прекрасно! Подходят, улыбаются: «Ой, а можно с вами сфотографироваться? А с машиной?». Обгоняют на трассе и показывают большой палец: «Класс-класс-класс!».

Антон:- Махно - абсолютно мой герой. Я убежденный анархист. Но, прошу заметить, понимаю анархию не как хаос, поджоги и бандитизм, а как ответственность и самосовершенствование. Когда сам себя контролируешь, не понадобится управление сверху.

В центре такой идеологии - человек и его право на творчество, выраженное в свободном сознательном труде. В советское время эту идеологию умышленно исказили, сделали из махновцев бандитов, потому что любому государству такой тип человека невыгоден. Управлять легче человеком массовым, жаждущим вовремя получить свою порцию гречки, сериалов и политических ток-шоу.

- Правда, что вы задумали еще и энциклопедию всемирного жлобства создать?

- Да. Уж больно это явление достало. Кстати, сложилась уникальная ситуация: слово «жлоб» давно вошло в лексикон жителей постсоветского пространства, но ни в одном толковом словаре его нет! Вот кто такой жлоб, по-вашему?

- Одно из двух: либо хам, либо жадина.

- Не только. Это часть биомассы, несчастная жертва тоталитарной политики либо глобализации - всего того, что лишает человека индивидуальности. Жертва жлобализма.

Между прочим, само слово «жлоб» родом из Одессы, оно происходит от английского «джоб» (работа. - Авт.) - так говорили архитекторы, строящие Одессу в середине ХIХ века, пришлым из села работникам: «Эй, джоб, джоб!». То есть иди сюда, работа есть. А с подачи городской, так сказать, интеллигенции жлобами стали называть людей из сел, пытающихся как-то прожить в городе.

Снежана:- Сiльський гламур - это позитивный взгляд на вещи, когда простые люди, у которых не было образования, художественной выучки, старались украсить свою жизнь. Почему такие яркие краски на картинах? Что видели в природе красивого, то и рисовали как умели. Белых лебедей, розовые мальвы...

Антон:- А жлобство - это серость, грязь и мусор.

Снежана:- Мы не претендуем на истину в последней инстанции, мы просто хотим сказать, что нельзя отрывать народ от его корней, нужно уважать свою культуру и прошлое. Современным жлобам абсолютно все равно, в какой стране они живут и как будут жить их дети.

- Кстати, о детях. Как они относятся к тому, что вы делаете?

- Они нас во всем поддерживают. Хотя я думала, что современные ребята от этого далеки. Смотрела кастинги «Фабрик» и прочих телешоу - иногда приходят такие персонажи, что диву даешься: откуда оно, навороченное, взялось?

Но у моей 17-летней Стаси совсем другие друзья, и у 12-летней Саши тоже. В юности я политикой вообще не интересовалась, а они следят за новостными лентами, имеют свое мнение. Опять же все начинается с семьи. К сожалению, государство, которое не заботится о счастливом детстве, защите материнства и старости, игнорирует культуру, обречено.

Антон:- Это дикое поле, которое придут и засеют другие. Наше государство другим озабочено, зато мы с вами сейчас сидим и решаем важные государственные вопросы.

Снежана:- Да, так и напишите: пока государственные мужи бегают с канала на канал и пиарятся, мы, люди шоу-бизнеса, занимаемся государственными делами.

Знаете, ситуация в Украине давно напоминает детское стихотворение о том, как загорелось море. Сейчас горит море, и его, как в том стишке, тушат пирогами, и блинами, и сушеными грибами. Люди, которые вещают в телевизоре о том, как самозабвенно любят Украину, на самом деле не любят эту страну и не хотят в ней жить. И детей своих в ней не видят...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось