Что наша жизнь? Игра...
Киноактер, режиссер и сценарист Борис БИРМАН: "Мне все время достаются прибандиченные бизнесмены и бандиты, занимающиеся бизнесом"
Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 13 Июня, 2006 00:00
Современные сериалы крайне трудно представить без санкт-петербургского актера Бориса Бирмана.
"ОТЕЦ ВСЕ ВРЕМЯ СЛЕДИЛ ЗА ДАЛЕМ, ЧТОБЫ ОН НЕ СОРВАЛСЯ И НЕ ЗАПИЛ"
- Все как-то так получалось, что я играл бандитов - благородных и не очень. И вдруг - сотрудник правоохранительных органов, этакий рыцарь без страха и упрека. Хотя, наверное, и его можно в чем-то упрекнуть. Насколько я знаю, история в фильме воссоздана по реальным событиям и, возможно, слегка приукрашена.
Но на то и существует искусство вообще и кинематограф в частности, чтобы из обыденности сделать нечто сжатое во времени и более интересное, чем было на самом деле. Кажется, авторам картины это удалось: она получилась динамичная, с дорогими (по крайней мере, с виду) трюками. Меня это радует. За последние несколько лет снимаюсь во всевозможных сериалах и вижу, как это обычно делается, особенно у нас, в Питере, - стараются экономить на всем. А ведь этого делать нельзя: каждый вложенный рубль в кадре виден.
- Эти самые трюки вам, как главному герою, самому приходилось выполнять?
- Они у меня получились половинчатыми. Например, если надо прыгать с высоты восьми метров, я прыгал с четырех. В общем, что мог, то делал. И есть в этом какая-то гордость и тщеславие, что все трюки я выполнял сам, хотя с точки зрения кинематографического производства это неправильно. Представьте себе: я неудачно прыгаю, ломаю себе ногу, и съемки переносятся на неопределенное время - съемочной группе сплошные убытки.
- Бирман - знаменитая фамилия в мире театра и кино.
- Мой папа приходился каким-то дальним племянником актрисе Серафиме Бирман.
- Почему вы умалчиваете о том, что сам он был знаменитым кинорежиссером Наумом Бирманом?
- Отец снял множество известных картин, среди которых "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Учитель пения", "Волшебная сила искусства", "Шаг навстречу", "Трое в лодке, не считая собаки" и многие другие. Практически все детство я постоянно мигрировал между съемочной площадкой, где работал папа (я ездил с ним во все экспедиции), и Дворцом культуры имени Горького, где была сначала администратором, а потом и директором моя мама, - все заметные театральные постановки, которые привозили в Петербург, показывали именно в этом зале.
Конечно, было таким счастьем видеть знаменитых актеров в работе. Когда снимали "Трое в лодке", мне было 14 лет, и я общался почти на равных с Мироновым, Ширвиндтом и Державиным. Какой же это был фонтан юмора, такие потрясающие импровизации! К сожалению, работали очень быстро: у актеров был отпуск в театре, и за этот короткий срок надо было успеть отснять две серии. Кстати, папа и меня снял в этой картине - в эпизодической роли. А еще я снимался с Олегом Ивановичем Далем в одном из последних в его жизни фильме - "Мы смерти смотрели в лицо". Так получилось, что папа открыл его как артиста в своей картине "Хроника пикирующего бомбардировщика", у него же он снимался и незадолго до смерти.
- Даль действительно был таким сложным человеком, каким предстает в многочисленных публикациях и воспоминаниях?
- Прямо скажем, непростым. Помню, отец все время следил за ним, чтобы он, не дай Бог, не сорвался и не запил. Они даже один номер на двоих снимали в Репино, в Доме отдыха кинематографистов, и оттуда ездили на работу. Очевидно, потому что Даль ни на минуту не оставался без наблюдения, он нервничал и все время язвил. Доставалось всем, в том числе и отцу.
Однажды ехали они в машине, стекла запотели, и Олег Иванович говорит папе: "Вы, наверное, приняли с утра пораньше!". Он очень болезненно эти темы переживал! Но человек был интересный и актер замечательный - невероятно любопытно было наблюдать за его работой на съемочной площадке.
Отец много работал и с Аркадием Исааковичем Райкиным, они потом даже подружились. И в очередной раз, когда "Сатирикон" приехал на гастроли в Питер, Райкин сказал маме: "Я слышал, твой сын собирается в театральный поступать? Пусть он мне покажется - почитает что-нибудь, а я посоветую, стоит ему туда идти или нет". И я пошел: что-то читал, пел. И Аркадий Исаакович сказал: "Пусть идет!".
"ВСЮ СВОЮ МЯГКОСТЬ И ПОДАТЛИВОСТЬ Я ИЗЖИЛ, И ТЕПЕРЬ МЕНЯ ПРИГЛАШАЮТ ТОЛЬКО НА РОЛИ МОНСТРОВ"
- Да у вас, судя по всему, и пути-то другого не было - только в театральный?
- Честно говоря, я особенно и не рыпался. Я же еще в школе начал сниматься - и у отца, и у режиссера Бегункера (его все знают по знаменитой картине "Девочка, хочешь сниматься в кино?") в фильме "Бабушкин внук", и на телевидении.
- Что, и гонорары получали?
- Конечно, мне платили, и на эти честно заработанные деньги я купил себе музыкальный центр. Я ведь с детства занимался музыкой, писал песни. Со временем это выросло в занятие авторской песней - я участвовал во всевозможных конкурсах авторской песни, многие из которых выиграл. А после окончания института объездил всю страну с гастролями, выступал под фамилией Вишневский.
- Авторская песня - жанр особый, он предполагает некоторую, хотя бы минимальную душевность.
- Душу не отрепетируешь, надо бы еще научиться хорошо петь и играть на гитаре. Но, конечно, именно в авторской песне важно донести суть темы, что я всегда и старался делать. Сейчас, правда, это занятие превратилось у меня, скорее, в хобби, но, думаю, когда-нибудь я вернусь к профессиональному исполнению. Возможно, это будут выступления не только под гитару, но и с оркестром. А вообще, в какой-то момент слово "бард" вдруг стало у нас если не ругательным, то, во всяком случае, расхожим. А ведь бард, по большому счету, это тот, кто выражает дух времени. Петь про чайники со свистком, палатки и лыжи не стоит.
- Понятно: Визбора не любите. Но ведь чайники и палатки тоже отражали дух того времени.
- Да, но были чайники, и был Высоцкий, Галич и Окуджава! Как говорится, почувствуйте разницу. И все-таки слово "бард" мне не нравится, уж лучше исполнитель авторской песни. Кстати, Элтон Джон тоже автор-исполнитель.
- Как в вашей жизни появились сериалы? Вы так много в них снимаетесь.
- Действительно, за последнее время я успел сняться более чем в 15 мыльных операх. А как это случилось? Если вы помните, долгое время, пока все рушилось и ломалось в стране, кинематографа не было вообще. Потом вместо полноценного кино появились сериалы, и это здорово: новое поколение набивает на них руку, да и те, кто еще помнит, как настоящее кино снимается, тоже при деле. Первым, в котором я сыграл, были "Менты" - мне предложили роль бизнесмена с криминальным уклоном, рвущегося в политику. И понеслось: с тех пор режиссеры почему-то решили, что я должен играть бандитов и бизнесменов.
- А это что, тождественные понятия?
- Не всегда, но мне почему-то сплошь и рядом достаются прибандиченные бизнесмены и бандиты, занимающиеся бизнесом. Если бы в то время, когда я только учился в институте, мне сказали, что я буду так выглядеть и играть такие роли, я бы просто не поверил.
В то время я был тоненьким, длинноволосым романтично настроенным юношей и подпадал под амплуа "герой". Но всю присущую мне мягкость и податливость я благополучно изжил, теперь меня только на роли монстров и приглашают. Жизнь меня хорошо помотала. Ведь те несколько лет, во время которых в кино вообще ничего не происходило, я занимался самым разным бизнесом: уезжал в другие страны, что-то там пытался делать, потом вернулся, здесь давал концерты, преподавал игру на гитаре, работал арт-директором - устраивал гастроли, да даже на бирже играл! А одно время пытался стать режиссером в театре.
- Почему пытались?
- Да не приняли мою работу - спектакль по пьесе Вуди Аллена. И причин тому могло быть только две: либо это было действительно очень плохо, либо, наоборот, очень хорошо. Я думаю, мою постановку зарубили по первой причине. Но для меня на тот момент главным был не результат, а то, что я доказал самому себе: я могу заниматься режиссурой.
И сейчас у меня есть планы на этот счет. Да и в сериалах работаю в качестве режиссера, снимал одну из серий "Ментов", она называлась "Необоснованное применение": Ларина обвиняют в том, что он необоснованно применил оружие и убил мальчика, а потом оказывается, что все-таки это было обоснованно.
- Как вам работалось с "ментами" - звездной болезнью они еще не больны?
- Они-то, может, и больны, но поскольку я их очень давно знаю (с Сережей Селиным мы учились на параллельных курсах, да и с Лешей Ниловым давно знакомы), то мне они свою звездность не демонстрировали. Хотя, конечно, работать было сложно: они только что приехали с каких-то гастролей, а время поджимало.
Знаете, сколько времени полагается на съемочный период одной серии в таком сериале, как "Менты"? Семь дней! Из которых три опять-таки ушли на какие-то их гастроли. И у меня было четыре дня на то, чтобы снять все.
- Но это же практически невозможно!
- Возможно, но трудно. Наш последний съемочный день длился 20 часов подряд, после чего "менты" сказали: "Бирман - неплохой режиссер, вот только снимает долго!". Сейчас пишу сценарий для продолжения сериала "Черный ворон", кроме того, заключил контракт на написание нескольких серий для "Агента национальной безопасности".
- Как же вы все успеваете?
- Так жизнь у меня круглосуточная - днем снимаюсь, ночью пишу. Надо крутиться, а иначе ничего не будет.
"УВИДЕЛ СЕБЯ КАК-ТО НА МОНИТОРЕ И ПОДУМАЛ: "ЭХ, СУПЕРМЕН, А УЛЫБОЧКА-ТО У ТЕБЯ КРИВОВАТА!"
- "Черный ворон" - сериал мистический, а вы пишете для него сценарий и, более того, снимаетесь в нем. Значит ли это, что мистика вам не чужда?
- Ну, в моей роли - я играю Леню Рафаловича - ничего мистического нет, а вот по жизни я, безусловно, мистик. Не только во все это верю, но и стараюсь следовать некоторым законам. Не открою Америку, если скажу, что все сопутствующие нашей жизни процессы зарождаются в более тонком мире, а потом материализуются. И если ты можешь вмешаться в эти процессы на стадии их зарождения, то в твоих силах изменить ситуацию - избежать чего-то нехорошего в реальной жизни или смоделировать какие-то обстоятельства. Да все это достаточно известные вещи, для них даже магических знаний не нужно!
- На уровне теории известные, но что-то я не вижу людей, которые применяли бы их на практике.
- Их применяют все - и вы, и я. Просто иногда мы этого даже не понимаем. Допустим, мы чего-то очень хотим, и через какое-то время оно у нас появляется. А мы уже и забыли и думаем: "Ой, как это оно нам на голову свалилось?!". Но на самом деле мы сами смоделировали ситуацию - тем, что очень хотели.
- "Бойтесь желаний, потому что они сбываются"?
- Именно! К тому же желания у нас часто меняются. И зачастую мы хотим уже чего-то совсем другого, а получаем то, о чем мечтали тогда. Так что прежде, чем чего-то хотеть, надо хорошенько подумать. Ну а потом, если вы тверды в своем желании, просто постарайтесь увидеть то, к чему стремитесь. Например, представьте, что стоите на церемонии вручения "Оскара" и счастливы до безумия. Вам вручают статуэтку, после чего вы произносите благодарственную речь папе и маме, а все окружающие громко аплодируют. Глядишь, что-то и получите. Если упорно о чем-то думать, оно непременно произойдет.
- А вы мечтаете об "Оскаре"?
- Я шутил, конечно, хотя в каждой шутке есть доля правды. Надо заниматься своим делом, а там видно будет. Важен ведь не результат, а процесс.
- Ваши желания исполнялись?
- Конечно! Хотел, например, сыграть в настоящем кино с серьезным драматургическим материалом и хорошим режиссером, и пожалуйста - у Бортко в "Идиоте" сыграл Птицына. Честно говоря, я так до конца и не верил, что из Достоевского можно сделать сериал. Но получилось! И это, конечно, заслуга Владимира Владимировича Бортко. Он сумел пересказать материал таким языком, что он стал понятен нам, современным. Казалось, "Идиот" - устаревшая история, а оказалось, что там есть и интрига, и юмор, и параллели с сегодняшним днем.
- А в свой новый проект - фильм о Сталине - Бортко вас не зовет?
- Мы с ним перекинулись буквально двумя словами. "Возьмите меня на роль молодого Берии", - попросил я. Он задумался. Конечно, все будет зависеть еще и от того, сколько лет Берии будет в финале картины. Если его возраст перевалит за 60, то до такого состояния гримерам довести меня будет трудно. Но можно.
- Вам не страшно будет играть человека, олицетворяющего зло?
- Во-первых, персонаж интересен только тогда, когда многогранен. Это только в комиксах один жуткий злодей, а другой - исключительно хороший. Мне было бы интересно показать Берию личностью многогранной, со своей внутренней проблемой. А во-вторых, крючкотворов, проныр и жучил играть и легче, и интереснее - характер ярче вырисовывается, чем, скажем, у голубых героев. В хорошем смысле этого слова. Как-то на съемках я заметил, что мрачное, закрытое выражение лица сегодня дается мне легче, чем открытая улыбка.
- Дают о себе знать многочисленные роли бандитов?
- Да нет, скорее мои личные проблемы. Открытый, ничем не замутненный взгляд мне уже сложно сыграть, а чтобы искренне улыбнуться, приходится напрягаться. На съемках "Европейского конвоя" увидел на мониторе только что отснятый материал и подумал: "Эх, супермен, а улыбочка-то у тебя кривовата!". Так что буду работать над улыбкой, положительных героев без нее не сыграть.

Ивану Миколайчуку режиссер Бортко как-то сказал: "Я пригласил тебя на главную роль, потому что ты создал яркий образ национального мудака"
Мама, он не может больше пить!
Певцов доставил удовольствие хирургу
Соска дочери Питта и Джоли сделана из белого золота и украшена 279 бриллиантами
Светлану Леонтьеву обокрали средь бела дня
Экс-жена Пола Маккартни засветилась в порно
Киркоров, Долина и Распутина задолжали миллион долларов?
Анастасия Заворотнюк ушла в солдаты
Пенелопа Крус рассталась с Мэттью Макконахи
У Марины Хлебниковой угнали джип "лексус" за 100 тысяч долларов
Артура Смольянинова подвело сердце
Пригожин собирается раскручивать младшего сына Валерии - Арсения Шульгина
Юлия Меньшова вернулась к мужу?
Подружку Леонардо ДиКаприо - модель Бар Рафаэли - поздравили с 21-летием полтысячи гостей
Нам не надо мертвых героев
Ани Лорак поделилась секретом, как стать звездой
Писатель Виктор ЕРОФЕЕВ: "Я написал Брежневу, что повешусь, если отца не восстановят на работе. Прошла неделя, вторая... Тишина... Думаю: "Пора уже вешаться или еще подождать?"
Серега чуть не утонул
"Плохо не то, что мы живем один раз, а то, что один раз и плохо!"
Народный артист СССР Степан ОЛЕКСЕНКО: "Самый яркий роман был у меня с Адой Роговцевой. Ада и сейчас хороша, а тогда была просто безумно красивой..."
Баадур ЦУЛАДЗЕ: "Женат я никогда не был. Я, как буриданов осел, у которого с обеих сторон по стогу сена, а он не знал, с какого начать. Так и умер с голоду"
Киноактер, режиссер и сценарист Борис БИРМАН: "Мне все время достаются прибандиченные бизнесмены и бандиты, занимающиеся бизнесом"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги