В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

И в лужах мы видим отражение звезд

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 23 Июля, 2010 00:00
Давайте оглядываться вокруг и подшучивать над собой. Тогда и обманывать нас станет труднее.
Виталий КОРОТИЧ
В конце XX века мексиканский президент пригласил меня сопровождать его в поездке по стране. В Мексике, надо сказать, отношение к высшим руководителям особое - считается, что им нельзя давать шанс быть избранными на несколько сроков подряд. Президентский срок - семь лет, в которые, считается, руководитель страны будет заниматься только делом, а не расходовать часть времени на подготовку к следующим выборам, мороча избирателей.

Мы передвигались на самолете и автомобилях не только по столице и белоснежным курортам, но и по городкам, похожим на декорации к ковбойским фильмам. На центральной площади каждого из таких городков непременно был старинный собор и недействующий фонтан, возле которого, сдвинув огромные шляпы на носы, дремали, вытянув ноги в джинсах, несколько местных мужчин. Рядом другие мужчины играли в карты, прихлебывали из бутылок, а также праздно бренчали на гитарах.

Я спросил у президента, почему в рабочие дни столько народу бездельничает. Ожидал услышать что-нибудь о временных трудностях, но ответ был вполне искренним: «Как я заставлю работать людей, которые могут поесть три-четыре раза в день, ничего не делая? Вон бананы растут, вот апельсины - протянул руку, сорвал и ешь. Да и народ у нас романтичный, певучий...». Вспомнилась родная Украина и наша ироничная присказка: «Що вашi дiвчата роблять?». - «Шиють та спiвають». - «A матерi?». - «Порють та плачуть...».

Все народы на свете, включая украинский, стараются романтизировать свои недостатки. У нас вообще никогда не вырабатывалось трезвое (во всех смыслах) отношение к себе, не говоря уже о том, что мы не умеем формализировать такое отношение и закрепить его в четком своде законов. Это один из корней нашей, постоянно взрывающейся, неспособности к созданию организованного гражданского общества, где население и власть подконтрольны и равно подчинены закону.

Наша литература десятилетиями доказывала, что она самая романтичная на свете, объясняя нам, что, даже взглянув на лужу, мы должны видеть в ней отражение светлых звезд. Враги у нас отвратительные (хоть и для них придумано романтичное, ласкательное слово «вороженьки»), но мы их непременно победим - вот только отдышимся и откашляемся после застольного пения.

У нас самые красивые на свете леса, а то, что они бывают неухожены, хищнически вырубаются, во многих местах превращены в мусорные свалки, не уменьшает нашей романтической любви к ним. То, что во многих наших красивых реках рыбы плавают исключительно кверху брюхом, не делает менее напевными хоралы о карпатских поточках и днепровских омутах.

Когда в запорожских легендарных местах взрываются кое-как охраняемые склады боеприпасов, а на родине многократно воспетых стахановцев и молодогвардейцев обваливаются шахты, градус нашего романтического отношения к истории ничуть не снижается...

Нас учили и учат разоблачать происки разнокалиберных врагов, которые в основном приходят извне, отравляя и разрушая нашу такую красивую, такую цветистую жизнь. В массе мы не готовы к признанию того факта, что сами способны крупно осложнять собственное бытие, причем не по заграничным подсказкам, а по своему недомыслию.

В разных странах мне попадались - одно время я даже их коллекционировал - сборники самоироничного юмора: немецких анекдотов о немцах, французских - о французах, еврейских - о евреях. Американских анекдотов у меня аж три сборника - о черных американцах, о белых, а также книга анекдотов, которые они придумали друг о друге. Давайте оглядываться вокруг и подшучивать над собой. Тогда и обманывать нас станет труднее.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось