В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Играй, музыкант!

Ян ТАБАЧНИК: "Я обалдел, когда увидел на 70-летии Леонида Кучмы тех, кто хаял его на Майдане"

Михаил НАЗАРЕНКО. «Бульвар Гордона» 31 Июля, 2009 00:00
31 июля легендарному маэстро исполняется 64 года
"Мой старый друг, мой добрый гений, мой спутник вот уж много лет, о, сколько было поражений, но столько было и побед!..". Эти стихи Ян Петрович Табачник посвятил своему "золотому", "говорящему", "плачущему" аккордеону. Вообще-то, у него сегодня три разных инструмента (один, сделанный по заказу у итальянских мастеров, подарил ему Президент Леонид Кучма), но все объединяет интеллект и душа их хозяина. И когда Ян Петрович играет со сцены, у слушателей пробуждаются вечные чувства, сердца словно устремляются к чему-то высшему, неизреченному. Сегодня он - президент Высшей лиги мэтров мирового аккордеона, удостоенный титула "Золотой аккордеон Европы". Недавно вышел российско-американский диск "Легенды мирового аккордеона", где собраны лучшие аккордеонисты мира с 30-х годов и до наших дней. Ян Табачник представлен тут во всех шести разделах: "Меланхолия", "Танго", "Карусель", "Свингующий аккордеон", "Аккордеонист-виртуоз", "Русская фантазия". Виталий Коротич в своей книге "Доигрался" написал о Яне Табачнике так: "Преодолевая барьеры чужой зависти, начальственной нелюбви, антисемитизма, он добился успеха, потому что был честен, предприимчив, талантлив и энергичен". К сожалению, поклонники уже вряд ли услышат Яна Петровича на большой сцене: маэстро свои выступления прекратил.

"АККОРДЕОН СТАЛ УДЕЛОМ БЕДНЫХ ЛЮДЕЙ"

- Ян Петрович, очень трудно смириться с тем, что вы завершили свою карьеру музыканта. Не передумаете?

- Я уже объяснял: невозможно стало играть, удерживая перед собой в руках инструмент, который весит больше 20 килограммов, - болит спина. Теперь на сцену выхожу только в свое удовольствие: на бенефисе кого-то из своих друзей, перед теми, кто мне близок и дорог. Делаю это бесплатно, так как уже не зарабатываю своей игрой - больше не нуждаюсь в этом.

Надо признать, что сегодня аккордеон уже отошедшая тема, и я не строю себе иллюзий на этот счет. Пик интереса к этому инструменту пережит в послевоенные годы, 50-60-е. Сейчас молодые аккордеонисты - блестящие пацаны, ну просто бесподобные! - не востребованы, профессия их не кормит. Аккордеон и баян стали уделом бедных людей.

- Сегодня, играя в свое удовольствие, вы вспоминаете былые выступления - ответственные и временами, наверняка, нервозные?

- Бесспорно - да. Я всегда скрупулезно подходил к своему репертуару. И хотя был исполнителем легкой музыки, она была для меня нелегкой. Надо было играть и вызывать аплодисменты, иначе тебя никто не взял бы в концертную бригаду, не пригласил бы с сольным концертом...

- Говорят, вы были одним из самых высокооплачиваемых музыкантов в мире. Можете назвать сумму, которую получали за концерт?

- Обычно это не принято, но если бы я ее обнародовал, завистники упали бы в обморок. Естественно, мне платили очень приличные гонорары! Я ведь работал на самых больших концертных площадках - европейских, американских, австралийских. В последние годы ездил в Израиль. В отличие от тех, кто бьет себя в грудь: "Я неперевершений!", мне не надо ничего выдумывать. У меня есть подтверждение - пресса солидных стран.

За границей никого не интересуют ни твои звания, ни побрякушки эти клоунские, которыми у нас награждают. Там люди купили билеты и должны получить то, за что заплатили. Твой импресарио также должен быть уверен в твоем классе, иначе он на тебе не заработает. И если подведешь его, тебе уже не видать этой сцены как своих ушей.


"Я всегда симпатизировал Леониду Кучме и не скрывал этого". Екатерина Ющенко, экс-Президент Леонид Кучма с супругой Людмилой Николаевной, Ян Петрович, президент Израиля Моше Кацав с супругой и экс-премьер-министр Виктор Ющенко



- В ваших планах - создание в Киеве международного творческого центра. Что он будет из себя представлять?

- Проект пока что в работе, подходит к завершению. Центр возведут на левом берегу Днепра. В нем будет шикарный концертный зал на пять тысяч зрителей, телестудия, радиостанция, оборудованные по последнему слову техники.

- Палки в колеса вставляют?

- В Украине иначе не бывает. Если ты хочешь что-то сделать, тебе будут мешать все, кто только может. Не я же придумал пословицу: "Не з’їм, так понадкушую"...

Я никогда никому не завидовал, не заглядывал ни в чужой карман, ни в чью-то душу, ни в другие места, понимаете? Был самодостаточным человеком, влюбленным в свое дело, которое добросовестно выполнял.

- Вы стали первым евреем, который получил звание народного артиста в независимой Украине. Признайтесь, были покровители свыше?

- Ни-ко-го! Просто я так пахал и вкалывал, получил такое признание, что это нельзя было игнорировать.

Раньше, при коммуняках, мне стать народным было невозможно. Пресловутая пятая графа - та, где указывали национальность! - мешала. Доходило до смешного. Вы в курсе, что тогда на радио не брали интервью, если ты картавил?

- Первый раз слышу.

- Так вот, мои хорошие друзья с радио придумали, как обойти запрет. Во всех вопросах, которые они задавали, были слова с буквой "р" - "аккордеон", "эстрада", а в моих ответах коварная буква ни разу не прозвучала. Только благодаря находчивости этих ребят мое интервью состоялось.

"МНЕ ОТ ЭТОЙ ВЛАСТИ НАГРАД НЕ НАДО"

- Часто говорят: "Время все расставит по своим местам". Действительно расставляет?

- Мне хотелось бы в это верить. Сегодня я могу с восторгом сказать: София Ротару настоящий Герой Украины. Почему? Спросите на Дальнем Востоке, в Средней Азии, в Америке, кто такая Ротару, - вам везде ответят. Но среди моих друзей тоже есть заслуженные люди. Это генерал Крутов, генерал Король, которые немало сделали для государства. Их хоть как-то отметили? Нет. Чем-то они властям не угодили.

- Ян Петрович, а если вас чем-то отметят?


"Кто мешает моим завистникам жениться на молодой красивой девушке и сделать ей троих детей? Я, что ли?". Ян Табачник с любимой женой Татьяной Недельской

- Мне от этой власти наград не надо. Боже упаси! Мы с ними в никаких отношениях, я в оппозиции. Я горжусь, что ничего не получил от этого президента. Гениально сказал отец кибернетики академик Виктор Михайлович Глушков: "Это страна, где награждают непричастных и сажают невинных".

- Тех, кто перекрашивается под очередную власть, вы назвали "оборотнями". По вашим наблюдениям, этот процесс активизировался накануне очередных президентских выборов?

- Мы помним, как пели дифирамбы Леониду Кучме те люди, которые потом стояли и хаяли его на Майдане. Я просто обалдел, когда увидел их на 70-летии Леонида Даниловича.

- Видно, ветер начинает меняться...

- Мне такие оборотни противны. Человеку свойственно ошибаться, но он должен иметь какие-то нравственные устои. Можно сказать: "Да, я действительно был не прав!" - и это даже вызывает уважение, но вести себя как ни в чем не бывало? Это прискорбно. Мне кажется, внутри у таких людей воняет нечистотами.

- Как вы вели себя с ними?

- Даже не подошел. Сделал вид, что их не вижу. И не хочу видеть!

- С 2006-го вы народный депутат от Партии регионов. Еще не разочаровались в политике?

- Я ею и не очаровывался для того, чтобы быть разочарованным (смеется). Просто стараюсь быть полезным, и по своей линии сделал уже немало.

Был в Комитете по вопросам культуры и духовности, но перешел в Комитет по борьбе с организованной преступностью - из принципа. Потому что, когда, защищая людей, представляешься членом Комитета по культуре, к тебе относятся так, как всю жизнь относились к культуре в этой стране. А вот представителю Комитета по борьбе с организованной преступностью стараются пойти навстречу, потому что он может попортить кровь.

- Есть люди, которые, разочаровавшись, сдают депутатский мандат...

- Уходят из парламента те, кто там что-то искал и не нашел.

- Что именно?

- Об этом лучше спросить у них. Я ничего не искал и не ищу. Почему пришел в Верховную Раду? Вспомните "оранжевую революцию". Для меня она была большим ударом.

До этих событий я сосуществовал с властью довольно мирно. Никого не трогал. Никогда не позволял себе обидеть артиста, политика - никого! Спокойно занимался своим делом. Помогал Людмиле Николаевне Кучме в Благотворительном фонде, был у нее заместителем. Считаю: то, что мы с ней сделали для детских домов, для многих обделенных жизнью людей, не идет ни в какое сравнение с той одноразовой помощью, которая сейчас оказывается нуждающимся.

Я всегда симпатизировал Леониду Кучме и не скрываю этого. Убежден: это был тот Президент, который нужен Украине. Страна после Майдана оцепенела, не знала, что делать. Ведь далеко не все поддерживали "оранжевых". Я первый открыл рот: "Не хочу так! Мне не нравится! Я ничего вам не должен и у вас ничего не украл, в отличие от вас!". И началась моя война с "оранжевыми демократами", на стороне которых была продажная пресса.

Спасибо "ФАКТАМ" и "Бульвару Гордона": они предоставили мне возможность ответить тем, кто хотел бы навсегда заткнуть мне глотку, как в худшие совковые времена.

"ЗАРАЗ УСI СПIВАЮТЬ, УСI ТАНЦЮЮТЬ, УСI КЕРУЮТЬ"

- И вы пошли в политику?

- Как я мог спокойно наблюдать тот беспредел, который происходит вокруг? Никогда бы не подумал, что люди могут до такой степени обозлиться друг на друга - до лютой ненависти! Понимаю: мировой кризис, тяжело, но в войну тоже было тяжело, однако люди относились друг к другу с сочувствием, не теряли человеческого облика. А сегодня это все культивируется. И откуда? Сверху. Власти стремятся во что бы то ни стало вызвать ненависть между людьми, чтобы те были заняты друг другом и не задумывались над проблемами, которые стоят перед нашим государством. За пять лет "оранжевая" команда дискредитировала себя полностью. Впрочем, ее и командой уже нельзя назвать.

- Надеюсь, за политическими баталиями вы не забываете следить за украинским шоу-бизнесом?

- Я не хотел бы выглядеть ретроградом. Молодежь должна иметь свою музыку, свое искусство, свою одежду, но все это должно быть качественным.

С одной стороны, сегодня музыкальная техника (японская, американская) плохо не играет: на ней можно одним шевелением пальца менять тональность, не утруждая себя переписыванием. Синтетические звуки подменили духовые, струнные инструменты. С другой - все вздыхают: "Ах, живая музыка", "живой звук". А что мне, музыканту, сказать? У меня стаж профессиональной работы на эстраде - 45 лет, я всю жизнь отыграл вживую.

Попса немножко задержалась в развитии, потому что ничего нового, духовного, не появляется. Она стала общедоступной: зараз усi спiвають, усi танцюють, усi керують, и это прискорбно. Считаю, что должно быть элитарное искусство, куда входили бы классическая, народная музыка, лучшие эстрадные образцы. Такие песни, как "Червона рута", "Водограй" Владимира Ивасюка, "Ясени", "Два кольори" Александра Билаша, "Черемшина" Василя Михайлюка, останутся навсегда с народом.

- Сегодня появляются песни такого уровня?

- Сомневаюсь. А вот в классической музыке шедевры появляются. Я был потрясен, когда услышал оперу "Моисей" Мирослава Скорика (режиссер - Анатолий Соловьяненко, сын великого певца). В наше время сочинить такую музыку может только абсолютно гениальный человек.
"КОММУНИЗМ - ЭТО ПОЛИТИКА ЗАВИСТИ"

- Может ли сегодня артист обходиться без пиара?

- Я понимаю, что нужно как-то поддерживать свою популярность, но необходимо соблюдать рамки приличия.

Порядочные талантливые люди не раздеваются догола перед публикой, не шокируют ее своим поведением и высказываниями. Они никогда не пойдут на это, потому что есть правила, которые должны блюсти все. Клинтона после скандала с Моникой Левински не пустили в один из районов Нью-Йорка: мол, нечего ему делать там, где живут благопристойные люди. То же самое услышала Мадонна, когда хотела купить себе жилье в приглянувшемся ей месте.

Я не аскет, не пуританин, поверьте мне, но у меня вызывают отвращение и мужчины, и женщины, которые пиарятся до полного бесстыдства. Я знаю из междусобойчиков, с каким презрением относятся к таким артистам так называемые нувориши. Мне, кстати, в свое время стоило немалого труда заставить и власть имущих, и богатых людей разговаривать со мной не так, как они хотят, а так, как хочу я.

- Как-то вы сказали, что находитесь под прицелом нескольких негодяев. Кто они?

- Имел в виду интернет-издания - эту помойку, куда все имеют доступ, где переписываются друг с другом, не называя своих фамилий, не указывая пола. Затрагивают и мое имя.

- Что они пишут про вас?

- Могут задеть мою национальность, упрекнуть в том, что у меня молодая жена. Но это же смешно!

- Вы так спокойно реагируете...

- Миша, а как я могу реагировать? Всегда говорю: кто им мешал купить аккордеон в магазине и играть так же, как я, и даже лучше, чтобы их знали еще больше? Кто мешает моим завистникам жениться на молодой красивой девушке и сделать ей троих детей? Я, что ли?

Они же в лучшем случае, извините меня, покупают любовь за бабки или живут с какими-то старухами, а в худшем - трахают друг друга. Ну кто виноват в этом? Дело в том, что мы унаследовали от советского прошлого далеко не лучшие черты. Как сказал Бердяев: "Коммунизм - это политика зависти". Я долгие годы работал на Западе и могу вас заверить: там людей жаба не давит, как у нас.

- На кого из творческих людей ни посмотришь, одно и то же: безудержное увлечение алкоголем, а то и наркотиками, женщины... Они оправдываются: мол, без этого ничего толкового не создашь. А вы как считаете?

- Ничего страшного не вижу в том, что человек выпивает в меру. А вот если он алкоголик, пьянчуга конченый, тогда это, конечно, трагедия.

Что касается женщин... А для кого, в общем-то, выходит мужчина-артист на сцену? Если он не другой, как говорят, ориентации. Женская аудитория меня всегда вдохновляла и вдохновляет, но я абсолютно не нуждаюсь ни в каких связях на стороне: моя жена - красивая женщина. С тех пор как мы с Таней вместе, я всегда стараюсь блюсти святые семейные узы. (До брака с певицей Татьяной Недельской Ян Табачник был женат дважды. - Авт.).

Если вы заметили, мы не появляемся на сомнительных вечеринках. У нас есть свой круг друзей, с которыми мы общаемся. Там можем услышать что-то полезное для себя, чему-то научиться.

- Татьяна вам сразу приглянулась?

- Она работала у меня. У нас складывались отношения непросто. Я даже увольнял ее в свое время, потому что на нее наговорили: мол, не выполняет то, не делает это. Когда выяснилось, что она не виновата, вернул обратно. Можно сказать, 15 лет, которые длятся наши отношения, пролетели, как во сне.

- А какая у вас разница в возрасте?

- 27 лет. Что тут удивительного? Сейчас сплошь и рядом заключаются такие браки. Наш союз скреплен тремя сыновьями (старшему исполнилось 13 лет) и нашими хорошими, добрыми отношениями. Таня - прекрасная жена и мать. Заботится о семье, как птичка: летает и по соломинке, по перышку собирает свое гнездышко.

Будучи очень красивой женщиной, она никогда не позволила себе такого поведения, которое бы меня оскорбило.

- Татьяна рассказывала, что после первого ребенка никак не могла забеременеть, чтобы родить второго. Вы поехали в Закарпатье, в Шаяны, она там приняла целебные ванны, и чудо свершилось.

- Это действительно очень хороший курорт с чудотворной водой. После второго ребенка у нас была трагедия: у Тани случился выкидыш. Мы снова поехали в Шаяны. Там она забеременела, и у нас родился третий мальчик. Кстати, мы как раз собираемся поехать туда на неделю...

- "Ах, как годы летят, мы грустим, седину замечая..." - поется в известной песне. А когда у вас появилась седина?

- Давно - лет 20 назад. Не могу сказать, что радуюсь тому, что старею, я еще не в таком маразме (смеется), но мне очень хочется увидеть, какими вырастут мои дети. Может, успею и на свадьбе у кого-то погулять. А если еще и до внуков доживу, это вообще будет счастье большое! И конечно, хотелось бы видеть Украину хорошей, красивой, достойной страной. Нашим людям так мало надо - кусок хлеба с колбасой, домашний угол и тепло. Дайте им хотя бы это!

- Дни рождения мы любим с детства еще и за подарки. Пресса много писала о том, что на 60-летие один из богатейших людей мира - ваш старый друг олигарх Эдуард Шифрин преподнес вам "мерседес"...

- А на этот раз подарил мне "майбах" - самый крутой автомобиль! Он знал, что мне нравится эта модель.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось