В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Очень приятно - Царь!

Виктор ВЕРЖБИЦКИЙ: "Умирать в кино или на сцене не страшно, а вот если нужно целиться в человека, все внутри холодеет"

Ольга КУНГУРЦЕВА. «Бульвар Гордона» 5 Сентября, 2006 00:00
У заслуженного артиста Узбекистана и России Виктора Вержбицкого удивительная способность попадать в десятку.
Ольга КУНГУРЦЕВА
У заслуженного артиста Узбекистана и России Виктора Вержбицкого удивительная способность попадать в десятку. С одной стороны, этот 46-летний актер начал сниматься в кино довольно-таки поздно. С другой - практически ни одна его роль не остается незамеченной. Вспомним работы Виктора в "Бедной Насте", "Каменской", "Марше Турецкого", "Остановке по требованию", "Турецком гамбите"... Но все рекорды, несомненно, побил его Властелин Тьмы Завулон из культовых российских блокбастеров "Ночной дозор" и "Дневной дозор", обогнавших в прокате самые рейтинговые голливудские хиты. Сегодня Виктор Вержбицкий с экрана вообще не сходит. Какой канал ни включишь - он то злодей, то убивец, то алкаш, то император. Яркий пример тому - украинский ситком "Волчица", которым телеканал "Интер" ежедневно кормит зрителя. Хочу обрадовать поклонников этого "мыла": интриги, которые плетет главный негодяй сериала Комов в исполнении нашего собеседника, еще долго будут наполнять их кровь адреналином.

"ПОСЛЕ ПЕРЕЕЗДА В МОСКВУ Я ГОД НИГДЕ НЕ РАБОТАЛ"

- В 37 лет вы совершили весьма рисковый поступок - навсегда распрощались с хлебным городом Ташкентом, в котором родились, имели стабильную работу в театре, главные роли в пьесах Булгакова, Жана Кокто и отправились покорять Москву. Признайтесь, Виктор Александрович, вы авантюрист?

- Напротив, человек рациональный и рассудительный. Мой переезд в Москву вызван распадом Союза, после которого полностью прекратился творческий взаимообмен. Режиссеры из некогда братских республик не могли приехать в Ташкент, по тем же причинам стали невозможными гастроли нашего театра. Приходилось развиваться в вакууме.

- И не страшно было перебираться в пафосную Москву? Вы хоть плацдарм для отступления оставили?

- Конечно, было страшно. Я безумно волновался, поскольку покидал родной город в хорошем возрасте и отличной профессиональной форме. В Москве далеко не все складывалось ладно. После переезда я год вообще нигде не работал. Дело в том, что в театрах нужно показываться, а я элементарно не знал, как это делается. Дома-то всегда был востребован и просто не умел себя продавать.

Что касается возвращения назад... Как говорится, дважды в одну реку не войдешь. Были моменты, когда хотелось плюнуть на все и уехать в российскую провинцию. Звали меня и во Владимир, и в Красноярск, предлагали отличные роли, квартиры. Но собрал волю в кулак, набрался терпения. Наконец, судьба улыбнулась - устроился работать в Новый драматический театр. Сами понимаете, каково было после главных ролей в ведущем репертуаре играть в эпизодах слугу. В спектакле "Опасные связи" я сперва чистил щеточкой костюм своего господина, а затем произносил пару слов типа "Кушать подано". Но даже при этом мне хоть недолго, да аплодировали.

Я не бунтовал, не психовал и в конце концов получил две неплохие работы. Вскоре меня пригласил к себе Александр Калягин. У него я проработал семь лет, но в этом сезоне уволился. В театре играл всего одну роль, а от кино получал все больше и больше предложений.

- Не унизительно было вам, мастеру, выходить на сцену с подносом?

- Это работа. В то время мне пришлось заново доказывать свой профессионализм. Живи я лишь воспоминаниями о былых заслугах, давно бы захирел. К тому периоду отношусь как к испытанию, посланному судьбой: одолею - не одолею!

- В Москве вы снимали квартиру?

- Да, в течение трех лет. И когда наконец понял, что утвердился здесь, продал свое ташкентское жилье и приобрел в Москве. Так что сегодня, в мои 46, имею вроде бы все - крышу над головой, кино, даже звание заслуженного артиста России. И с театром до конца не попрощался - играю два спектакля в антрепризе.

- На что жили, когда сидели без работы?

- С режиссером Тимуром Бекмамбетовым, который снял знаменитые "Дозоры", мы дружим со студенческих лет. Он занимает меня во всех своих работах без исключения. Перебравшись в Москву, Бекмамбетов начал с серии полуанекдотических-полуисторических рекламных роликов "Всемирная история. Банк "Империал". Кем я только не был - и Людовиком, и Македонским. Потом Тимур начал снимать полнометражные художественные фильмы.

- То есть вам не в новинку было играть императора всея Руси в многосерийной "Бедной Насте"?

- Я люблю костюмные роли - в них чувствуется эпоха. Костюм учит держать осанку, вырабатывает походку. К примеру, высокий вышитый золотом жесткий воротник сделан так, что при всем желании голову не опустишь. Мундир всегда делается четко по талии: согнешься - сразу чувствуешь плотный шов. Это дисциплинирует. Если сапоги со шпорами, значит, при ходьбе ты не можешь близко держать ноги, иначе шпоры начнут цокать. Если твой герой - военный царской эпохи, при нем обязательна шпага. С ней не откинешься в расслабленной позе, не сядешь, согнувшись. Приходится отводить одну ногу, ставить шпагу, занимать определенное положение.

Все эти костюмные нюансы - интереснейшая наука, мне нравится ее изучать.

- Почему своего самодержца в "Бедной Насте" вы наделили таким противным характером - вечно он всем недоволен, в лексиконе ровно два слова: "да" и "нет"?

- Да потому что на престол Николай I был посажен против своей воли. Трон предназначался его брату Константину. Но так случилось, что Константин находился в это время в Польше, увлеченный очаровательной полькой. Николаю, который до этого даже в кошмарном сне не видел себя царем, пришлось взвалить на себя бремя власти. А ведь он был намного младше Константина, и шапка Мономаха его давила. Дела государственные вел не из желания править, а из чувства ответственности и такие качества, как жестокость, суровость, нарастил в себе искусственно. Его прозвали Николаем Палкиным, хотя на самом же деле это был миролюбивый человек, очень и очень увлекающийся дамами. Мало того, что у него было восемь своих детей, так еще и огромное количество внебрачных.
"МОЙ ВЛАСТЕЛИН ТЬМЫ - ОБЫЧНЫЙ ХИППИ И ДИССИДЕНТ"

- Вы с одинаковой ответственностью готовитесь к работе в сериале и к серьезному полнометражному кино? Или в ситкоме позволяете себе малость схалтурить?

- Схалтурить не получается. В "мыле" текст вручают прямо на площадке. Это ужасно! Хотя, в принципе, такие варианты дисциплинируют - ты должен мгновенно все выучить.

- А если не выучите?

- Такого не бывает. В сериальных текстах особо умной литературы, сами понимаете, не наблюдается. И все это нужно не только мгновенно запомнить - еще и сыграть, распределить каждую фразу с партнерами.

- Давайте плавно перейдем к вашему Завулону из "Дозоров". Правда, что вы очень подружились с маленьким мальчиком, исполнителем одной из главных ролей, и проводили с ним много времени вне съемочной площадки?

- Я всегда и во всем хочу помочь своему другу Тимуру Бекмамбетову. А учитывая, что сам он не всегда может уделить всем должного внимания, я взял на себя обучение этого ребенка азам актерского мастерства. Через игру пытался раскрепостить его в кадре. Даже взрослым актерам сложно было разобраться в стилистике фильма - что за властелины да вампиры везде летают? А уж ребенку тем более.


"Я люблю костюмные роли - в них чувствуется эпоха". Император всея Руси из телесериала "Бедная Настя"



В этом фильме два начала - хорошее и плохое. Завулон - символ тьмы. Можно было, конечно, брови насупить, взглядом мрачным всех окинуть, специфическую походку придумать. Но это лишь внешний рисунок образа. Тогда я взял и окунулся в свое советское прошлое. Гесера, который воплощал добро, представил символом порядка - грубо говоря, секретарем профсоюзной организации. А мой герой мог быть только оппозиционером, хиппи, диссидентом - тем, кто обычно восстает против любой власти. Когда я это понял, роль пошла как по маслу. Отсюда и некоторые эпатажные вещи, к примеру, одежда Завулона.

- Неужели сами придумали такой прикид?

- Нет, изложил художнику по костюмам свои ощущения, а она воплотила их в художественную форму. Вначале возникла пилотка, затем постоянный спутник Завулона - черный доберман. Собаки этой породы чрезвычайно преданы хозяину, быстро и четко реагируют на его приказы.

- И все равно Завулон у вас получился смешной и обаятельный: троллейбусы переворачивает, стекла в гостинице "Космос" выбивает.

- Мне нравится, что его именно так воспринимают. Он не желает ни с кем бороться - наоборот, с ним все борются. А Властелин Тьмы хочет жить так, как считает нужным, - одеваться по своему вкусу, читать книги, которые по душе, ходить в одному ему понятные места... Он - свободный человек, но в обществе существуют рамки морали, нормы поведения, в которые он абсолютно не вписывается. Отсюда конфликт с окружающим миром.

- А вы в юности были бунтарем, диссидентом или правильным молодым человеком?

- Я был очень замкнутым и стеснительным. Поэтому в школе у меня не было ни одного друга. Я ведь и в актерскую профессию пошел отчасти для того, чтобы раскрепоститься.

- С режиссером "Дозоров" Тимуром Бекмамбетовым вы знакомы еще по Ташкентскому институту. Как думаете, пойдет он навстречу, если вы будете плотно заняты в чужой картине, а он в это же время решит запускать свой проект?

- В таких случаях всегда можно найти компромисс. Например, мне предложили сниматься в украинском сериале "Волчица". Пока я читал синопсис и раздумывал, ответить "да" или "нет", поступило приглашение в фильм Никиты Михалкова "Двенадцать разгневанных мужчин". Тогда я обратился в группу "Волчицы" и объяснил, что согласен у них работать, но при одном условии: буду отсутствовать два месяца. Руководство сериала было во мне заинтересовано, поэтому согласилось.

- Интересно, а с Никитой Сергеевичем можно договориться о том, чтобы он предоставил окно для параллельных съемок?

- Нельзя. Да и я никогда не позволю себе ничего подобного, ибо есть величины и авторитеты непререкаемые. Никита Михалков - это событие в жизни.

В его фильме снимались 12 весьма востребованных артистов: Алексей Петренко, Валентин Гафт, Сергей Маковецкий, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, ваш покорный слуга... И Никита Сергеевич само собой. На время работы мы все отказались от параллельных проектов, от всех без исключения репетиций. Полтора месяца провели безвылазно в павильоне.

"НА СЪЕМКАХ МОЯ ЛОШАДЬ ПОНЕСЛА. ЕСЛИ БЫ ОТПУСТИЛ ПОВОДЬЯ - ВЕРНАЯ СМЕРТЬ"

- С Михалковым страшно работать?

- Лишь в том плане, что это очень ответственно. Михалков - Мастер с большой буквы, и опасаться здесь нужно было одного - смогу ли я соответствовать, буду ли выразителен и будет ли режиссер мной доволен. Он очень требователен, но ни диктата, ни давления с его стороны я не ощущал. Мэтр прислушивался к моему мнению, мы вместе сочинили роль. Актеры любят его и мечтают работать в его картинах...

Я считаю себя счастливым человеком. Накануне Нового года состоялась премьера "Дневного дозора", а сам год начался со съемок "Разгневанных мужчин".

- После такой удачи вы сможете высокомерно отказать менее именитому режиссеру: дескать, ваше предложение ниже моего профессионального уровня?

- Низко все это будет или высоко, понимаешь, только выйдя на площадку. Изначально мы рассчитываем на хорошую работу, идеальные условия, дружный коллектив, с распахнутой душой включаемся в процесс. И лишь потом замечаем кучу негативных моментов. Но я, коль выбрал такую профессию, стараюсь на многое закрывать глаза. Просто есть такие понятия, как дисциплина и достоинство. Неважно, в каком состоянии я нахожусь и как к кому отношусь, - зрителю нет дела до подводных течений.

- Если сильно устаете, можете вечером расслабиться, выпить вина?

- Только если завтра нет работы. Я люблю расслабиться, выпить водочки... Но ответственность перед партнерами и перед собой еще никто не отменял.

- И впрямь, с бодуна вряд ли удастся выполнить сложный трюк - такой, как полет в "Дозоре". По слухам, вы после него чуть ли инвалидом не стали...

- Это все желтая пресса придумала. Есть там эпизод, когда я в танце, разбив стекло, выбрасываю из окна Андрея Чадова и мы парим с ним в воздухе над ночной Москвой.

Трюк выполнен с помощью компьютерной графики. Нас с Лешей в павильоне подвязали на цирковых лонжах, которые используют эквилибристы, поставили на круг центрифуги и начали вращать. Это создало эффект парения. Трюк придумали непосредственно в день съемок, поэтому репетиции не было. Каскадеры нам показали, как все правильно делается. Мы надели приспособления и, когда раскрутились на полную катушку, на лонжах поднялись вверх. При приземлении ушиблись, но не сильно. В конце концов без синяков ни одна трюковая сцена не обходится.

На съемках сериала "Тайны дворцовых переворотов" моя лошадь понесла. Как ни тянул поводья, она не останавливалась. Затем резко ушла в сторону, я выпал из седла. Сильно разбил голову. Спасло лишь то, что успел вынуть ноги из стремян, а вот поводья остались в руке, поэтому лошадь послушалась. Отпусти я их - верная смерть.

- Многие актеры боятся играть смерть на сцене, на экране. А как у вас с суевериями?

- Умирать в кино или на подмостках мне не страшно, а вот держать в руках оружие, тем более стрелять из него, боюсь. Особенно в кино, поскольку там пистолеты и ружье далеко не всегда бутафорские. Если нужно целиться в человека, внутри все холодеет. У ствола, оказавшегося в твоих руках, своя история, возможно, в позапрошлом веке из него убивали... В этот момент я напрочь забываю о том, что нужно быть персонажем, моя сущность вступает в конфликт с героем.

- О личной жизни Виктора Вержбицкого широкой публике практически ничего не известно?

- Если мне начинают задавать вопросы на эту тему, немедленно прекращаю интервью. Единственное, что могу сказать по этому поводу, - у меня второй брак. Женился в 2000 году. Супруга - бывшая актриса, но с театром роман у нее не сложился. У нее свое агентство.

- Дети имеются?

- Сын от первого брака. Вместе с мамой они давно уехали в Израиль, неплохо там устроились. Между нами сохранились теплые дружеские отношения, часто бываем друг у друга в гостях.

- Ну и напоследок о сериале "Волчица", который в Украине смотрят все, от мала до велика...

- Работа очень интенсивная - по 15 часов каждый день мы проводим на съемочной площадке недалеко от Киева, в Бортничах. Практически все натурные съемки проходили в Карпатах. Команда очень доброжелательная, собранная, проколов практически не случается. В этом, наверное, большая заслуга режиссера Баты Недича. Работу закончим зимой.

- Вы до конца сериала так и останетесь главным гадом, убивцем и драчуном?

- Пока мой герой исправляться в лучшую сторону не собирается. Но жанр сериала таков, что чем дело закончится, одному Богу известно.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось