Жить стало лучше, жить стало веселее?
Знакомая, насмотревшись фильмов на исторические темы, начала говорить мне, до чего хорошо было бы пожить лет 200 назад, побывать на роскошных балах во дворце, пообщаться с удалыми гусарами...
"Значит, так, - сказал я. - Зима. Во дворце происходит бал. Гости рассортированы по рангам, оркестр бряцает, пиликает и дудит где-то на хорах, микрофонов и динамиков для него еще нет в природе, потому что электричества, проводов и звукозаписи не изобрели. По причине отсутствия электрических лампочек горят сальные свечи. Темновато, но зато копоти и вони навалом. Кстати, кроме электричества, не изобретено еще многое, в частности, дезодоранты. Дамы и гусары, мягко говоря, попахивают, тем более что гусары затянуты в шерстяные мундиры, в которых они не имеют права расстегивать даже крючки на воротнике, а дамы страдают в тугих платьях с корсетами. Без посторонней помощи бедняги ни одеться, ни раздеться не могут. Духи, которыми многие усердно поливают себя, атмосферы не освежают. Кто-то из французских парфюмеров того времени обоснованно заметил, что духи придуманы, дабы перебивать запахи, еще худшие.
Таблеток от головной боли тоже пока не произвели, так что избавляться от последствий духоты с теснотой приходится на уровне своей собственной сообразительности. И так далее. О классовых различиях я вам напоминать не стану, но выйти в танцевальный ряд с кем-нибудь из высшей знати можно лишь в том случае, если ты сам к ней принадлежишь. Пьют много, но очищенных напитков еще нет, все алкоголи не очень крепкие, градусов по 20, и отдают сивухой. Рядом с бальным помещением оборудованы подсобки для особенных случаев. У пьяных есть притемненная комната с топчанами и ведрами, а для туалетных дел - другая комната, тоже с ведрами. "Фи, - сказала моя знакомая.- Как вы все опошлили! Все, конечно, было гораздо красивее и совсем не так...".
В годы революций принято выдумывать будущее. Во времена, когда мы от революций избавляемся, придумывают, как правило, прошлое. Когда закачиваются эпохи переворотов, начинается тоска по тому, что они искореняли. На магазинах возобновляются вывески, написанные под старую орфографию, происходит усердная идеализация прадедов, их привычек, всего, что выглядело основательным и несокрушимым когда-то. Ставятся старинные пьесы, возрождаются древние обряды и рецепты, жизнь предков ставится потомкам в пример. И мало кто хочет слышать о том, что в старинной жизни тоже было немало глупости, неправды и неудобства.
Революции обещают счастье, но когда-нибудь в будущем. Контрреволюции объясняют, что мы уже были счастливы в прошлом. Те и другие не слушают уточнений и воспринимают проблемы сегодняшнего житья-бытья как несущественные. На самом же деле, я убежден, что жизнь от эпохи к эпохе становится лучше и интереснее во всех смыслах. Более того, в мире прибавляется благородства и милосердия, общественное мнение имеет все больше значения, и молодые люди получают больше шансов к раннему устройству своей судьбы.
Еще в мои молодые годы считалось, что молодость надо отбыть, как воинскую повинность, потому что настоящая жизнь начнется потом, за ней. Сегодня те, кому едва перевалило за 20, бывают очень заметны, и это прекрасно. В людях надо воспитывать жажду жизни. Не завтрашней и не вчерашней, а сегодняшней, современной. Иначе жизнь теряет смысл, становится тупиковой, нелепой, как ряженый казак на улице, у которого лампасы из одного полка, папаха - из другого, а мундир - из третьего. Мне очень хочется жить именно с вами, именно сегодня, именно здесь. Да и выбора нет...