Константин БОРОВОЙ: «В Украине действует мощная российская агентурная сеть, так что с Януковичем не все кончено, и ребята вроде него, Азарова и Пшонки еще 10 раз могут подняться на политическую верхушку»
«УКРАИНЕ НЕМЕДЛЕННО НУЖНО СОЗДАВАТЬ НОВУЮ СИСТЕМУ БЕЗОПАСНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНФОРМАЦИОННУЮ»
— Поздравляю вас как гражданина РФ с пополнением: Путин присвоил российское гражданство беглым украинским политикам Виктору Януковичу, Николаю Азарову и Виктору Пшонке.
— Я ни секунды не сомневаюсь, что это было юридически необходимо. Иначе формально Россия должна была выдать Януковича, Азарова и Пшонку Украине. Но по законам РФ преступников можно не выдавать в одном-единственном случае — если они являются гражданами России. Теперь вопрос закрыт.
— Зачем Путину Янукович — отыгранная политическая карта?
— В адрес очень многих политиков в разное время звучала фраза «отыгранная карта», но после эти фигуры прекрасно всплывали и превращались в козырные карты.
Например, тот же Михаил Горбачев из отыгранных в козырные и обратно только на моей памяти раз 10 переходил. Подобных примеров огромное количество, даже не буду тратить время, их перечисляя.
Так что с Виктором Федоровичем не все кончено. С учетом мощной российской агентурной сети, продолжающей действовать в Украине, ребята вроде Януковича, Азарова и Пшонки еще 10 раз могут подняться на политическую верхушку.
— Разве после победы Майдана украинские власти и общество не стали шаг за шагом вычищать пророссийских агентов?
— Даже толком не начали! В течение всей независимости в Украине работала серьезная кремлевская агентура. Работала везде: в армии, службах безопасности и так далее. Большинство украинских структур не просто деморализованы, а фактически ликвидированы.
Сейчас Украина в самом начале пути по выявлению и обезвреживанию российской агентуры. Вам даже кажется, что ее нет. Просто в суматохе военных действий на Донбассе подрывная кремлевская работа в Украине видна не отчетливо, но она есть. Как только на востоке все успокоится, в вашей политической верхушке проявится хорошо структурированная, пропутинская сила, которая будет мешать демократическому и независимому развитию Украины. Эта сила будет хорошо финансироваться, ее будут поддерживать отдельные, якобы объективные, украинские СМИ.
Вам предстоит очень сложная работа, но нужно немедленно создавать новую систему безопасности, в том числе политическую и информационную.
— Кроме очевидно пророссийских членов Партии регионов, кто еще из украинских политиков играет на стороне Путина?
— Их очень много, некоторые готовятся к выборам в Верховную Раду.
— Огласите весь список, пожалуйста...
— Нет уж, извините, занимайтесь этим сами. Я много общался с экс-премьер-министром и бывшим главой МВД Грузии Вано Мерабишвили. Он рассказывал о титанической работе, которую при Саакашвили провели грузинские власти по выявлению российской агентурной сети. У Мерабишвили и его команды это заняло почти семь лет. И все равно грузинские реформаторы проиграли (новые власти Грузии арестовали Мерабишвили по обвинению в коррупции. Экс-президент Михаил Саакашвили заочно приговорен к тюрьме за «растрату бюджетных средств». — «ГОРДОН»). Проиграли потому, что их оппоненты — Главное разведывательное управление РФ, Федеральная служба безопасности, внешняя разведка — обладали несопоставимо большим денежным, техническим и человеческим ресурсом.
Поймите, это только в СССР пропаганда была тупой и прямолинейной. Сегодня Кремль работает гораздо тоньше и изящнее. Причем не только в России и Украине, но и на Западе.
— Но ведь на Западе существует огромное количество альтернативных источников информации, незыблемо понятие объективной журналистики. О какой «изящной кремлевской пропаганде» вы говорите?
— Я сейчас нахожусь в США и вижу, как в местной прессе вдруг появляется совершенно пропутинская статья, которая все ставит с ног на голову: дескать, Америке не стоит вмешиваться в российско-украинский конфликт, иначе все ухудшится, как это было в Афганистане и Ираке.
Вы знаете о регулярных антиукраинских демонстрациях на Западе? В Лондоне только что прошел такой митинг. Нечто подобное было в США и даже в Канаде, абсолютно, казалось бы, украинофильской! Кремль финансирует антиукраинские митинги на Западе, и риторика будто с российских телеканалов: «В Киеве правит фашистско-бандеровский режим».
— Неужели эти проплаченные акции действительно влияют на общественное мнение на Западе?
— Очень влияют. В Лос-Анджелесе, например, живет много россиян и украинцев. Я провел собственное небольшое исследование и выяснил, насколько сильна здесь антиукраинская составляющая. Даже статью написал для «Эха Москвы» — к моему удивлению, цензура статью пропустила и опубликовала на сайте радиостанции.
Согласно моим наблюдениям, в Америке пропутинской пропагандой занимаются достаточно успешные, реализованные и обеспеченные люди. Они — россияне, которые давно стали гражданами США. Казалось бы, зачем им это нужно? Тем не менее они ведут пропаганду, и достаточно эффективно. Более того, некоторые пишут письма в ФСБ о том, кто в Америке занимается антироссийской деятельностью. Это и есть настоящая агентурная сеть. Может быть, их завербовали не только деньгами, но и компроматом — не знаю, лишь констатирую очевидное.
«СОБЧАК, НАВАЛЬНЫЙ, «ЭХО МОСКВЫ», «ДОЖДЬ», «НОВАЯ ГАЗЕТА» — ВСЯ РОССИЙСКАЯ ОППОЗИЦИЯ ЖЕСТКО КОНТРОЛИРУЕТСЯ КРЕМЛЕМ. ИНОГДА ОЧЕНЬ ЖЕСТКО»
— Если кремлевские спецслужбы так эффективно работают не только в России, но и на Западе, вы не боитесь давать интервью украинскому изданию?
— Наоборот: мне приятно, что за пределами России есть свободная пресса. К сожалению, на территории РФ ее не осталось.
— А как же «Эхо Москвы», телеканал «Дождь», «Новая газета»?..
— Разговоры о существовании в России оппозиционных СМИ — ложь. Их нет. Совсем. Путин исповедует принцип абсолютного, тотального контроля над всем. Это видно и на примере российской оппозиции. Те, якобы оппозиционные, СМИ, которые вы перечислили, жестко контролируются Кремлем. Иногда очень жестко.
— Докажите.
— Кремль позволяет существовать «Эху», «Дождю», «Новой газете» ради нескольких целей, главная из которых — имитация свободной прессы. Эта история началась в 2001 году, когда возникла идея управляемой, а по сути, декоративной демократии. Идея последовательно реализовывалась: одна якобы независимая и оппозиционная радиостанция, один телеканал, одна газета. Все предельно дозировано и управляемо.
В каждом «оппозиционном» СМИ есть список нежелательных персон. Буквально: сидит чиновник в Кремле и принимает решение, кто может выступать на «Эхе Москвы» или «Дожде», а кто нет. Сама Синдеева (Наталья Синдеева, медиаменеджер, основатель телеканала «Дождь». — «ГОРДОН») иногда смешно проговаривается: мол, мы бы с удовольствием выполняли указания Кремля, если бы он четче их формулировал.
— Если «Дождь» — кремлевский проект, почему его исключили из кабельного вещания, лишив рекламных денег и загнав в интернет?
— Потому что для продвижения очередного государственного телеканала нужны огромные вложения. Все несчастье «Дождя» не в оппозиционности, а в том, что он не подключен к сиське госфинансирования. Телеканал чуть ли не сам кричит: «Мы сделали все, как вы сказали, «неправильных» людей в эфир не пускали, а вы нас отключили от финансирования».
— Справедливости ради «Дождь», «Эхо», «Новая газета» объективно освещали и революцию на Майдане, и события на Донбассе...
— Так и на «Эхе Москвы» Валерия Новодворская выступала. Только ее эфиры занимали одну тысячную процента от всего вещания радиостанции. Все остальное время там говорят Александр Проханов, Максим Шевченко и им подобные...
— ...а также Виктор Шендерович и Дмитрий Быков, остроумно комментирующие указы президента РФ или решения Госдумы.
— При всем уважении к Виктору Анатольевичу и Дмитрию Львовичу, они писатели, а не политики. В оптике есть эффект, когда вы видите не сам объект, а лишь его искаженное отражение. Например, если вокруг светильника поставить зеркала, вы будете видеть лишь отражение света, а не сам источник. Так же и в России: вы видите лишь тонкую игру, имитацию свободной прессы и дискуссии в обществе. Каждый раз, когда в «оппозиционных» СМИ появляется человек с разумными взглядами, рядом тут же возникают несколько других, которые эти взгляды корректируют и уводят дискуссию в противоположную сторону. Это тонкая пропагандистская работа.
— Лидеры российской оппозиции — радикальный Алексей Навальный или гламурная Ксения Собчак — тоже контролируются Кремлем?
— В России нет не только свободных средств массовой информации, но и оппозиции как таковой. В том виде, в котором она существует сегодня, это напоминает маразм.
Когда вы упоминаете Ксению Собчак как одного из лидеров «оппозиции», надо понимать: там есть интерес, есть старые семейные связи, есть мама (вдова Анатолия Собчака Людмила Нарусова, бывший депутат Госдумы, экс-председатель Комиссии по информационной политике. — «ГОРДОН»).
Когда у Ксюши конфисковали два миллиона евро, решение возвратить деньги принимал один человек — Владимир Путин, старый друг семейства Собчак (12 июня 2012 года российские полицейские провели обыск в квартире Ксении Собчак. Причина обыска — личные отношения Собчак с оппозиционером Ильей Яшиным, который жил в ее квартире. В ходе обыска была изъята крупная сумма денег. — «ГОРДОН»). В случае с Ксенией даже не надо быть агентом Кремля и писать доносы в ФСБ, достаточно просто быть зависимым от системы.
Обратите внимание: как бы Ксения ни критиковала существующий режим, неизменно делает вывод: мол, россиянам все равно не из кого выбирать, альтернативы Путину нет. До какой степени надо быть преданной президенту РФ, чтобы такое говорить!
— Бог с ней, с Собчак. Но Навальный, регулярно публикующий резонансные расследования о коррупции российских чиновников...
— Навальный регулярно участвовал в антисемитском «Русском марше» (ежегодные шествия и митинги представителей русских националистических организаций и движений, приурочены ко Дню народного единства 4 ноября. — «ГОРДОН»). Уму непостижимо, чтобы националист Навальный на выборах мэра Москвы набрал почти треть голосов! И это в интернациональной Москве! До какой степени людям заморочили голову, чтобы получить такой результат голосования. Это абсурд, но осмысленный, направленный на то, чтобы дискредитировать оппозицию, разрушить ее изнутри.
Навальный — это точное повторение истории с Хинштейном (Александр Хинштейн, российский журналист, прославившийся антикоррупционными статьями. Сейчас депутат Госдумы, член путинской фракции «Единая Россия». — «ГОРДОН»). Хиня поднялся на той же самой «оппозиционной» деятельности, а на самом деле был провокатором ФСБ, который по прямому заданию спецслужб публиковал «резонансные» материалы. В 1998-1999 годах, когда я был депутатом, даже направлял официальный запрос в спецслужбы: «На каком основании финансируете журналиста?».
— Какой получили ответ?
— Короткий: «Ничего незаконного мы не делаем».
«ПУТИН МОЖЕТ ГОРДИТЬСЯ 84-ПРОЦЕНТНЫМ РЕЙТИНГОМ. НО В СССР У КОМПАРТИИ БЫЛО 96 ПРОЦЕНТОВ, А РЕЖИМ ПАЛ В СЧИТАНЫЕ ДНИ. В РОССИИ ПРОИЗОЙДЕТ ПРИМЕРНО ТО ЖЕ САМОЕ»
— Многие в Украине с нескрываемой радостью следят за постоянным падением мировых цен на нефть. Не раз сообщалось, что бюджет России, львиную долю которого составляют именно нефтерубли, рухнет, если черное золото будет стоить меньше 100 долларов за баррель.
— Поверьте, разрушить режим Путина может куда более микроскопическое событие, чем падение цен на нефть. Вспомните, что произошло 19 августа 1991 года в СССР, когда ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению, самопровозглашенный орган власти в СССР, существовавший с 18 по 21 августа 1991 года, члены которого выступили против проводимых президентом СССР Горбачевым реформ и преобразования Советского Союза в новый Союз суверенных государств». — «ГОРДОН») хотел укрепить коммунистическу власть.
В 91-м гражданское общество тоже было слабым и разрозненным, но в нужный момент себя показало. Мы прошли огромным маршем по центру Москвы, тем самым совершенно деморализовав ГКЧП. 21 августа мы вывесили российский триколор на Белом доме. К тому времени под зданием находилось 300-400 тысяч человек, выступавших против коммунистического режима и ГКЧП.
— Неужели в сегодняшней Москве возможен 400-тысячный марш против действующего режима? Людей не хватит, у президента РФ сумасшедшая поддержка в народе.
— Путин может гордиться своим рейтингом 84-процентным, но стоит напомнить: в последние годы СССР рейтинг Коммунистической партии был 96 процентов. Тем не менее режим пал в считаные дни. В России произойдет примерно то же самое. Повторяю: любое, даже самое незначительное, событие может разрушить российский режим. Любое! Поэтому Путин стал осторожнее.
Это лишь со стороны кажется, что российское общество в подавляющем большинстве поддерживает противостояние властей РФ с Западом. Когда начинаешь непосредственно общаться с людьми, они говорят другое. Усилия Путина по реконструкции СССР привели к тому, что, помимо всего прочего, он воссоздал в России советское двоемыслие. Для соцопросов народ радостно поддакивает: «Путина любим, Запад ненавидим». На деле никто не хочет оказаться с пустыми прилавками, без компьютеров, мобильных, интернета и друг благ цивилизации.
— Вы говорите: «В нужный момент общество сплотилось». Когда в современной России наступит этот момент?
— Власть в России слабеет с каждым днем, это очевидно, хотя и продолжает свою провокационную, деструктивную работу. Сейчас главная цель Путина — притормозить западные санкции. Это удастся в обмен на спокойствие на Донбассе. Похоже, этот вариант устраивает и Петра Порошенко.
— Чем в итоге закончится российско-украинский конфликт, а главное — когда?
— Долго это продолжаться не может. Кремль уже понял, что ему не удастся закрепиться на востоке Украины в виде так называемых «народных республик». Думаю, конфликт перейдет в стадию не открытого противостояния, а партизанской войны как с одной, так и с другой стороны. Но Крым Россия точно не вернет. Никогда. Разве что в случае, если жители полуострова сами не начнут партизанскую войну или материковая Украина на станет освобождать Крым военным путем.