Армен ДЖИГАРХАНЯН: «Путину я сказал: «Россия — плохая страна, потому что вы один ею руководите»
Больше полугода назад, в разгар аннексии Крыма, известный актер и режиссер народный артист СССР Армен Джигарханян был одним из немногих, кто выразил поддержку Украине и не подписал коллективное письмо представителей российской творческой интеллигенции, публично выразившей поддержку внешней политике Владимира Путина.
— Армен Борисович, на днях у Владимира Путина был день рождения. Что бы вы ему пожелали?
— Пусть будет жив-здоров. И Россия пусть станет немножко лучше, чем хотим. Если мы не скоты, а люди, то найдем в себе мужество...
— ...мужество, чтобы?..
— ...сказать правду в лицо. Два-три года назад я снимался в документальном фильме о Нурсултане Назарбаеве (президент Казахстана с 1991 года и по сей день. — «ГОРДОН») и встретился с Владимиром Путиным. Я ему сказал: «Россия — плохая страна, потому что вы один ею руководите». Нашел в себе наглость это сказать.
Путин — глава государства, но, кроме его мнения, есть второе, третье, даже четвертое! А сегодня получается, что мы все, простите за грубость, стали раком и повторяем: «Пусть Путин будет хорошим». Но он не может, для этого ему в лицо надо правду сказать. Мы же выбрали его руководить страной, значит, и требовать с него должны: мол, это не продавайте, а вон то давайте купим.
Получили, наконец, право вы-бо-ра. В СССР более 70 лет нам указывали, кого выбирать. Мы по заказу играли в футбол, в кино, в театр. Называлось соцреализмом, хотя никто до сих пор не знает, что это такое.
— Неужели проблема отношений между Россией и Украиной в том, что Путину никто правду не говорит?
— Это очень грубая вещь, девочка моя. Мы с тобой добились права выбора. Я армянин, но 60 лет работаю в русском театре. Представляете, если я буду ночью просыпаться и вспоминать только армянские песни, скрываться, бояться говорить на русском? Не может такого быть! Это не может быть проблемой! Это должен быть мой выбор, а не моя проблема.
— Честно говоря, не поняла вашего ответа...
— Для нас сегодняшняя ситуация — огромная потеря. Мы каждый год приезжали и работали в Украине, в Киеве. Это был праздник! Ну давайте откажите нам теперь, скажите: «Нет, россиян не пускаем, они варвары».
Грустно, что нашлись люди, которые в Донецке 400 человек в братской могиле захоронили. Убийцы! Это очень страшно, но надо об этом говорить, искать решение проблемы. Не стоит бояться говорить правду.
— Если смотреть российское ТВ, можно не только в 400 трупов поверить, но и в мальчиков, распятых на каждом углу. К слову, ОБСЕ и даже представитель «ДНР»(!) Андрей Пургин информацию о массовых захоронениях на Донбассе опровергли.
— Знаете, что плохо? Грубые и бездарные люди нами руководят. У меня близкие друзья в Киеве, они мне как братья. Мы скучаем друг по другу, не можем встречаться.
У нас все время получается одно и то же: приходят одни времена — ставим памятники, приходят другие — сносим. Я видел портрет первого президента США Джорджа Вашингтона. Если бы мне кто-нибудь сказал: давай, мол, в него кусочек какашки бросим. Зачем? Так мы завтра и Давида выбросим, потому что он «не наш» человек (Давид Сасунский, герой одноименного армянского эпоса. Памятник Давиду стоит в Ереване. — «ГОРДОН»).
— Я так понимаю, мы плавно переходим к теме сноса памятников Ленину в Украине. Почему это настолько возмутило простых россиян?
— Потому что те, кто снес, — глупые люди. Глупые! Сколько времени прошло, как Вашингтон возглавлял США? Более 200 лет, но никому в голову не пришло разрушить его памятник. Нельзя, безнадежно. Памятники всегда строили. Пусть все останутся, это же красивая вещь.
— Гранитный Ленин, может, и «красивая вещь», но, кроме того, символ страшного советского прошлого...
— Но ведь памятник придумали и воздвигли те, кто были до вас. Не согласен — пройди мимо, но не разрушай. Я христианин, но очень люблю костел, турецкие мечети. Даже если бы не любил, неужели это повод бросить какашку или разрушить то, что не нравится?
— Армен Борисович, вы серьезно сравниваете памятник Ленину с церквями и мечетями?
— Ребята, тогда избавьте нас от этого вопроса. На мой вкус, все вокруг называть именем вождя пролетариата придумали дебилы. Например, в Москве когда-то был стадион имени Ленина. Но какое отношение Ленин имеет к футболу? Я против сноса памятников потому, что мы вначале чуть ли не туалетам присваиваем имя Ленина, а после так же активно все сносим.
Я видел поразительную вещь: в Софии есть Мавзолей Димитрова. Точнее, был. Сейчас там чуть ли не городской туалет устроили (Мавзолей Георгия Димитрова, памятник-усыпальница Генеральному секретарю Центрального комитета Болгарской коммунистической партии. В 1999 году с разрешения официальных властей Болгарии мавзолей взорвали с пятой попытки. — «ГОРДОН»). Разве можно такому радоваться? Это же сделали безнравственные люди.
Не нравится что-то — не ходи, но зачем в туалет превращать? Разве можно после этого к людям, сносящим памятники, внимательно относиться? Они завтра папу-маму сделают уборной. Это очень плохая вещь.
— Почему именно Украина вызывает у подавляющего числа россиян такую агрессию?
— Это глупость. Удивительная человеческая глупость. Моя мама всегда говорила: «Минут пять отсидись, подумай, а потом принимай решение». Сгоряча, извини за выражение, поднасрать — это каждый может. Но это очень плохо, стыдно, нельзя. Можете меня хоть расстрелять, но я честно не понимаю: неужели Украина и Россия — это действительно разные государства? Eсть хороший анекдот.
Россия спрашивает у Украины:
— Правда, что вы отдельное государство?
— Правда! У нас и флаг, и герб, и гимн, и язык!
— Как по-украински хлеб?
— Хліб.
— А соль?
— Сіль.
— А жопа?
— Срака.
— И что, стоило из-за одной жопы ссориться?
Ты же молодая девушка, должна знать, что такое любовь. Не любишь мужчину, скажи: «Я не буду с тобой жить» — и уходи. Но если наполовину: тут немного поднасрем, а так будем дружить — это неправильно.
— А если мужчина истерики закатывает, угрожает, аннексирует мою собственную квартиру, требует немедленно к нему вернуться?
— Надо обоим искать выход. Все можно сделать, но при одном важном условии — надо иметь желание. Нет желания — можно любые отговорки найти: мол, у нее задница большая, а у него голова маленькая. Обосрать друг друга можно в одну минуту. Только зачем?
Мы все разные. К примеру, завтра мы с тобой пойдем в армянский ресторан. Я буду угощать тебя армянским блюдом хаш (говяжий суп. — «ГОРДОН»). Если не захочешь, предложу: «Давай галушки кушать». Надо каждому давать право выбора. Это страшно, если россияне и украинцы станут врагами на уровне генетической памяти.
— После Крыма, Донбасса, тысяч жертв... Вы уверены, что Украина и Россия восстановят нормальные отношения?
— Обязательно! Иначе мы сами злые. Людям очень трудно жить вместе: один любит кашу, другой — томат. Но мы все равно соседи, хоть ловкие злые люди и раздувают из этого страшные дела. Подобные истории мы знаем со времен Иисуса Христа.
Я недавно приезжал на съемки в Киев. Обожаю ваш город, очень люблю вашу страну. Для нашего театра гастроли по Украине были праздником! Честно говорю, ни к кому не хочу подлизываться. Давайте искать любовь, а не ненависть. Мы все нуждаемся в любви. И не думай, что где-то там убивают, а ты ни при чем. Это может задеть даже твоих родителей, сестер, братьев. Рано или поздно придется всем договариваться. Обязательно надо договариваться.