В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

Эраст ГАРИН умер не от болезней, а от тоски — не мог понять, почему его искусство никому не нужно

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 9 Ноября, 2012 00:00
10 ноября исполняется 110 лет со дня рождения знаменитого Короля из «Золушки»
Людмила ГРАБЕНКО
Эраст Павлович Гарин — один из тех, кто не оценен советским театром и кино. Конечно, помимо роли Короля в «Золушке» Надежды Кошеверовой, есть еще его Жених из «Свадьбы», профессор Мальцев из «Джентльменов удачи» и, наконец, ослик Иа из мультфильма о Винни-Пухе, но это лишь незначительная часть того, что этот актер смог бы сыграть.Эраст Герасимов (Гарин - сценический псе­вдоним) был учеником театрального чародея и реформатора Всеволода Мейерхольда. Вместе они проработали больше 10 лет, Эраст был единственным, кто позволял себе спорить с режиссером. «Бегу на репетицию окрыленный, ведь меня там ждет Гарин!» - как-то сказал Всеволод Эмильевич. Именно у Гарина его учитель провел по­следний вечер на сво­боде.

Увы, после ареста Мейерхольда Эраст Павлович так и не нашел больше своего режиссера. Более того, его будто преследовал злой рок. Фильм Сергея Юткевича «Швейк готовится к бою», где Гарин сыграл одну из главных ролей, был запрещен к показу по личному распоряжению начальника Главного политуправления Красной Армии. Экранизация гоголевской «Женитьбы» - режиссерский дебют Эраста Павловича - была утеряна во время войны. А мейерхольдовский спектакль «Го­ре от ума», который в 70-х годах Гарин почти полностью вос­становил на сцене Театра-студии киноактера, не пользовался у зрителей популярностью как устаревший.

Близкие люди считают, что выдающийся актер и режиссер Эраст Гарин умер не от болезней, а от тоски - не мог понять, почему его искусство никому не нужно.

Зоя Зелинская: «Мы его обожали, любя, называли Эрастиком»

АКТРИСА ТЕАТРА САТИРЫ ЗОЯ ЗЕЛИНСКАЯ: «ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ГАРИН ПЕРЕСТАЛ ГОВОРИТЬ. ОН МНОГОЕ ХОТЕЛ СКАЗАТЬ, НО ЕМУ НЕ ДАЛИ, И ОН ЗАМКНУЛСЯ В МОЛЧАНИИ»

Зоя Зелинская познакомилась с Эрастом Павловичем Гариным, когда он пришел в Театр сатиры в качестве приглашенного режиссера - ставить спектакль «Тень» по пьесе-сказке Евгения Шварца.

- Зоя Николаевна, о вашем спектакле по Шварцу до сих пор рассказывают легенды!

- Это потому, что Эраст Павлович очень интересно все придумал. Он ведь долго работал в театре Мейерхольда, играл главные роли в таких знаменитых спектаклях, как «Мандат», «Ревизор», «Горе от ума». Наравне с Игорем Ильинским он был одним из любимых актеров Всеволода Эмильевича.

Говорят, мастер прощал ему даже неприязненное от­ношение к своей жене - актрисе Зинаиде Райх. Та Гарина тоже, мягко говоря, не­долюбливала, упрекала, что Мейерхольд строит свой театр именно для Эрас­та Павловича. Кстати, наш главный режиссер Валентин Николаевич Плучек выходил там в массовке - видимо, тогда они с Гариным и познакомились.

С Яниной Жеймо в фильме «Золушка», 1947 год

Благодаря своему учителю Эраст Павлович блис­тательно овладел мастерством мизансцены, а работа в кино дала ему опыт работы со светом: такого, как сделал Гарин, в нашем театре, не было ни до «Тени», ни после нее. А ведь свет в театре нужен не для борьбы с темнотой, он - мощное средство художественного выражения и позволял создавать на сцене по-настоящему волшебную сказочную атмосферу.

Фото «РИА Новости

- Чтобы поставить настоящую сказку, надо быть в душе немного ребенком...

- Эраст Павлович все делал играючи. В то время наше здание было на ремонте, и мы репетировали в помещении Театра на Малой Бронной, где сцена и зрительный зал очень маленькие - развернуться было негде. И Гарин в сцене объяснения Принцессы и Ученого придумал круг с двигательным механизмом внизу: когда мы на него попадали, он начинал вращаться, и вся любовная сцена проходила в движении. К тому же у нас были очень красивые костюмы и парики - сиреневые, рыжие, золотые. Это сейчас цветным париком никого не удивишь, а в 60-х годах прошлого века это было довольно смелым - и эффектным! - художественным ходом.

А еще Гарин-режиссер заказал в наших мастерских (в Театре сатиры были замечательные мастера, которым под силу было сделать что угодно!) цветы из раскрашенных перьев с иголками на концах стебля.

С актером Львом Свердлиным и второй супругой, режиссером и сценаристом Хесей Локшиной. «Гарин с Хесей производили впечатление единого целого». Первой женой артиста стала Любовь Фейгельман, от этого брака родилась дочь Ольга

Тайный советник шел и бросал эти цветы, которые, падая, вонзались в пол и как будто вырастали прямо на глазах у зрителей, - ими он устилал путь идущей следом Принцессы. Да у нас даже афиша была невероятной красоты - для Эраста Павловича в работе не существовало мелочей.

- Кого из актеров пригласил режиссер?

- Он сделал ставку на молодых: Ольга Аросева играла певицу Юлию Джули, Вера Васильева - Аннунциату, а я - Принцессу. Я тогда как раз только-только пришла в театр, это была моя первая большая роль.

Ученым был назначен очень хороший, но, к сожалению, сильно пьющий актер, поэтому я не буду сейчас называть его фамилию. Однажды он напился прямо на спектакле, дирекции театра пришлось его уволить, и мы остались без исполнителя главной роли. Тогда Эраст Павлович привел в театр Валентина Гафта - еще очень юного, красивого, высокого и никому не известного. Валентин Иосифович тогда снимался в кино в эпизодах, а в театре не работал, так что можно сказать, что именно Гарин открыл его для сцены.

Любовь Орлова, Эраст Гарин, режиссер Григорий Александров, композиторы Александр Цфасман и Дмитрий Шостакович во время записи музыки к фильму «Встреча на Эльбе», 1949 год

- Часто труппа противится новым - пусть даже и приглашенным на один спектакль - режиссерам. У Гарина не было конфликтов с актерами?

- Что вы, мы его обожали! Любя называли - разумеется, за глаза - Эрастиком. У него была замечательная привычка, я бы даже сказала, ритуал: в начале каждой репетиции он садился за установленный в зрительном зале стол и своим знаменитым голосом (говорил, когда-то Га­рин «одолжил» его для роли у драматурга Николая Эрдмана, да так и оставил за собой): «Ну, давайте погнием?».

Гнить у него означало работать над спектаклем, над ролью, глубоко проникая в замысел автора пьесы. При этом он еще так забавно скрещивал - почти складывал - ноги, что благодаря своей худобе и субтильности напоминал нахохлившегося воробышка на жердочке. Все мы, кто был занят в «Тени», до сих пор, вспоминая эту его манеру, смеемся. Кстати, на репетиции Гарин всегда приходил первым и проверял, все ли готово, - не любил в ущерб творчеству отвлекаться на организационные вопросы.

В роли Короля с Фаиной Раневской в культовой картине Надежды Кошеверовой «Золушка», 1947 год

Во время репетиций он часто бегал по залу и поднимался в бельэтаж и ложи - смотрел, как выглядит та или иная мизансцена оттуда, с высоты. Очень волновался: для него важно было, чтобы каждому зрителю, даже если он сидит на галерке, все было хорошо видно и понятно. Эраст Павлович любил и зрителей, и актеров, он вообще был добрейшим человеком.

- Для театра это, скорее, исключение, чем правило. Не секрет, что в искусстве закулисных интриг актерам нет равных...

С Фаиной Раневской

- Он же всем желал только добра, это было видно. За все время нашей работы над спектаклем ни разу голоса не повысил. По-моему, Гарин просто не умел этого делать. Замечания его были очень деликатного свойства, чтобы, не дай Бог, никого не обидеть. Если у кого-то из нас что-то не получалось, он мягко говорил: «Давайте попробуем еще раз!».

Ну, и, конечно, мы были в восторге от его чувства юмора. Эрасту Павловичу, например, очень нравилось, как я двигалась. Когда я выходила на сцену и делала какие-то движения от себя, он всегда говорил: «Какая замечательная плаституция!».

Гарин вообще вольно обращался со словами, иногда, как могло показаться на первый взгляд, употребляя их не по назначению.

В роли Тараканова с Зоей Федоровой в «Музыкальной истории», 1940 год

Но, поразмыслив, мы понимали, что в таких «оговорках» кроется глубокий смысл. Например, Аросевой он как-то сказал на репетиции: «Оля, как только увидишь это, ори во все глаза!». Мы тогда все призадумались, и только увидев, как она кричит, выпучив глаза, осознали, что он имел в виду.

- Говорят, Анатолий Дмитриевич Папанов коллекционировал высказывания Гарина...

- ...а потом зачитывал их нам! Эраст Павлович мог, например, сказать, что в зале душно, поэтому нужно открыть форточку и устроить «проветрен в смысле кислородизма». А чего стоит его замечание об одной из сцен в спектакле: «Душещипательность хиловата. Здесь должны зачесать скрипки - до полного слезорождения».

В роли дьячка Савелия с Аллой Ларионовой, «Ведьма», 1958 год

Фото «РИА Новости»

- У Эраста Павловича были помощники?

- От него ни на шаг не отходила его жена - Хеся Александровна Локшина. По профессии она была режиссером дубляжа, но ее образованность позволяла ей помогать супругу во всем. На Гарина она разве что не молилась: муж был для нее каким-то божеством.

Хеся Александровна любила все, что любил супруг, поэтому обожала и нас, актеров. Помню, на репетиции, а впо­­следствии и на спектакли, она приносила разную вкусную еду - салатики, бутерброды, закуски, тортики. Невероятно большой души была жен­щина, сама при этом очень маленькая, худенькая, почти эфемерная - телосложением она напоминала изможденного подрост­ка. Гафт в своих воспоминаниях писал, что, придя домой к Гарину и увидев спящую на кровати Хесю Александ­ровну, принял ее... за умершую - таким невесомым казалось покрытое простыней тельце. Кстати, дом у них тоже был невероятный - основной интерьер со­став­ляла по­тря­са­ющая библиотека.

- Знаменитый актер жил скромно?

- Думаю, они с Хесей Александровной с трудом сводили концы с концами. Эраст Павлович одевался довольно скромно, но даже в стареньком, видавшем виды костюмчике выглядел элегантно. У него была бездна вкуса, он казался европейцем, которого судьба по какой-то только ей известной причине забросила в Советский Союз.

С Олегом Видовым и Николаем Олялиным в «Джентльменах удачи», 1971 год

Гарин с Лок­шиной производили впечатление единого целого. Скольк­­­о я помню Хесю, она все время болела - то один недуг ее одолевал, то другой. Но Эраста Павловича, который умер в 1980 году, жена пережила на много лет.

- Почему такой актер, как Гарин, был мало востребован в кино?

- Всему виной его внешность - она не сочеталась с образом партийного работника или строителя коммунизма. Где такой актер мог себя проявить? Только в сказках! Это была его стихия, он знал этот жанр, умел сыграть или поставить спектакль так, что просто дух захватывало. Поэтому его приглашали либо в сказочные, либо в комедийные фильмы, но даже там ему доставались эпизодические роли. И все-таки даже самый, казалось бы, незначительный образ у него становится ярким, заметным. Вспомните его ученого-археолога Мальцева из фильма «Джентльмены удачи» - у Гарина там всего два или три эпизода, а роль запоминается сразу и навсегда.

Эраст Павлович очень переживал из-за того, что режиссеры его не снимали, что ему не давали возможности ставить спектакли.

Федор Хитрук: «Это был очень грустный, жалобный, погруженный в себя человек»

Кто-то из близких Эраста Павловича вспоминал, что за какое-то время до смерти он перестал говорить - знаками показывал, что ему тяжело общаться с людьми. Как любой творческий человек, он многое хотел сказать, но ему не дали, и он замкнулся в молчании.

РЕЖИССЕР-МУЛЬТИПЛИКАТОР ФЕДОР ХИТРУК: «ГАРИН ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВОВАЛ ОБРАЗУ ОСЛИКА ИА»

Всего Эраст Гарин озвучил больше трех десятков мультфильмов, но, пожалуй, самая яркая его работа в этом жанре - грустный ослик Иа в киноленте старейшины советской мультипликации Федора Хитрука «Винни-Пух и день забот».

- Федор Савельевич, почему озвучивать неисправимого пессимиста ослика Иа вы пригласили именно Эраста Гарина?

- Да потому что он полностью соответствовал этому образу! Я, к сожалению, не был знаком с Эрастом Павловичем в иные, возможно, лучшие периоды его жизни, но в начале 70-х годов, когда мы начали делать серию мультфильмов о Винни-Пухе, никто не назвал бы его оптимистом. Это был очень груст­ный, жалобный, по­груженный в себя человек, который, похоже, уже не ждал от жизни ничего хорошего.

- Если присмотреться к ослику Иа, кажется, что даже внешне он чем-то напоминает Гарина!

- Ну, это, наверное, случайно получилось, поскольку сначала мы создавали своих героев, а уж потом пробовали на них разных актеров. Например, считается, что Винни-Пуха мы скопировали с Евгения Павловича Леонова, но это не так: поначалу планировалось, что медвежонок будет говорить голосом Олега Павловича Табакова. Но когда Леонов встал у микрофона и набычился, мы поняли, что нашли нашего главного героя.

А вот на роль Иа, кроме Гарина, претендентов не было. Так получилось, что незадолго до работы над «Винни-Пухом» я услышал по радио спектакль «Приключения Чипполино» и был поражен грустным, обреченным голосом одного из героев. Стал узнавать, кто его озвучивал. Оказалось, знаменитый Король из «Золушки» - Эраст Павлович Гарин. Мы созвонились, и я без всяких проб и утверждений на худсоветах, что по тем временам было большой редкостью, предложил ему озвучить Иа. Он приходил на студию - такой же печальный, как его герой, и записывал все сразу - без дублей и помарок, а потом так же обреченно уходил.

- В жизни вы с ним не встречались?

- Это случилось только один раз - возле Театра киноактера, в котором долгое время работал Эраст Павлович. Дело было днем, он, видимо, шел с репетиции, а мы с женой Галиной Николаевной и нашими друзьями гуляли неподалеку. Друзья вели на поводке огромную собаку, увидев которую Эраст Павлович разыграл целую комическую сцену. Он сделал огромные удивленные глаза, опасливо посмотрел по сторонам и какой-то пугливой, настороженной походкой обошел нас, наверное, метра за два - как говорится, десятой дорогой. При этом никому не сказал ни слова.

Не думаю, что Гарин боялся собак, просто актерская природа выпирала из него, заставляла его играть даже в таких, казалось бы, незначительных житейских ситуациях. Все было разыграно так точно и смешно, что все, кто был свидетелем этой пантомимы, еще долго хохотали, не заметив, что гениальный актер уже давно ушел...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось