В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
К нам приехал наш любимый

Александр РОЗЕНБАУМ: «Уже прошел полтинник после детства, уже душою все трудней раздеться...»

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 1 Декабря, 2011 00:00
Легендарный маэстро, отметивший 60-летие, дал аншлаговый сольник в Киеве
Анна ШЕСТАК
В который раз убеждаюсь: Розенбаума нужно слушать на концертах. Запись, какой бы качественной ни была, не идет ни в какое сравнение с живым звуком, да и колоссальной, завораживающей энергетики артиста, просто поставив диск, не почувствуешь. Видимо, поэтому на концерт Александра Яковлевича, проходивший в столичном дворце «Украина», люди съехались из разных городов Украины: Львова, Одессы, Харькова, Полтавы, Кременчуга...

Любит наша страна Розенбаума, и Александр Яковлевич отвечает ей взаимностью. «Батькiвщина - то место, где родился отец, место, откуда твои корни, а мой отец родом из Нежина, - признался музыкант. - Поэтому я себя от Украины не отделяю. Было б можно, давно бы уже на двойное гражданство подал...».

«СЛЕПЫЕ СОБИРАЮТСЯ У ТИРА, А БЕДНЯКИ СПРАВЛЯЮТ ДЕНЬ БАНКИРА»

Мову Розенбаум понимает, как родную, украинские народные песни, выученные еще в детстве, с удовольствием поет в кругу друзей. А наши зрители знают наизусть не только «Ау!», «Вальс-бостон» и «Казачью», но и новые его произведения - «крайние», как говорят маэстро и его коллектив. Судя по аплодисментам больше всего народу нравятся вещи с политическим подтекстом - например, о том, как государство отмечает всевозможные праздники, в которых, конечно же, испытывает острую необходимость:

Набатом возвещает всему миру
О празднике король страны глухих.
Слепые собираются у тира,
А бедняки справляют День банкира,
Банкиры - День серпа и День сохи.
...Особенно мне хочется отметить
Грядущий День всемирного вора:
От министерств до темного двора
Его и те, и эти, как родного, встретят.

После каждой песни зал взрывался аплодисментами, гостю дарили букеты и корзины цветов. А подарки вручали еще до концерта. Из Киева Александр Яковлевич увез статуэтку самого себя (как обычно, в джинсах, пиджаке и с гитарой наперевес), которую презентовала очаровательная поклонница, а также футбольные майки - желто-синюю, с символикой грядущего «Евро-2012», и белую, с надписью: «Розенбаум» на спине (в гримерку к артисту заходили знаменитые динамовцы - обладатель «Золотого мяча» Андрей Шевченко и Олег Саленко, удостоенный награды «Золотая бутса»).

Музыканты, работающие с маэстро, шутят, что ему пора покупать для подарков отдельную квартиру, столько всего нанесли поклонники за годы творчества. Однако все презенты, как большие, так и маленькие, Розенбаум хранит у себя дома в Питере - чтобы всегда были под рукой и напоминали о том, без чего артисту нельзя, - о публике.

«МОИ ЗРИТЕЛИ МОЛОЖЕ МОИХ ПЕСЕН»

Кстати, розенбаумовская публика год от года молодеет: в залах все больше тех, кому до 30-ти. «Мои зрители моложе моих песен, - улыбается Александр Яковлевич. - Потому что одной известной вещи, написанной в несколько джазовом стиле, - «Вальс-бостон» - 30 лет, а другой, немного блюзовой, скоро исполнится 40».

«Другую» Розенбаум уже мог бы даже не исполнять - просто дирижировать залом, потому что речь шла о песне «Гоп-стоп». Как ни странно, громче всех ее пели молодые супружеские пары, с улыбкой поглядывая друг на друга, а интеллигентного вида тетеньки в очочках аж подпрыгивали на финальной фразе: «Кончай ее, Сэмэн!». С чем это связано, непонятно. Видимо, с тем, что «Гоп-стоп», как и «А ну-ка, сделайте мне фото, месье Жан», на ту же гопническую тематику, - песня-шутка. Благодаря остроумию автора все, о чем там поется, воспринимается не всерьез, а так, будто это на экране телевизора, где показывают криминальную комедию. И, честно говоря, не особо верится, что Сэмэн послушает товарища и коварная изменница в беличьей шубе больше не будет кружить головы джентльменам удачи.

Молодежь, которая идет на его концерты, Розенбаум ласково называет «мои дети»: «Это те, кто на моих песнях вырос. Сначала их родители брали с собой, когда я приезжал с гастролями, теперь они сами приходят, потому что привыкли, полюбили и поняли: важна не форма, а содержание».

Он действительно не придает большого значения форме. Я не физическую имею в виду - с ней как раз все в порядке, артист, как всегда, спортивный и подтянутый, потому что расслабляться некогда: после юбилея, который Александр Яковлевич отпраздновал в сентябре, концерты у него едва ли не каждый день. Именно концерты - не шоу, этого слова Розенбаум не приемлет, потому и не стремится облачать свои выступления в дорогие декорации и сопровождать какими-либо сногсшибательными спецэффектами. Ему достаточно гитары (или двух - из уникальной коллекции, собранной за 30 с лишним лет) и верных друзей-музыкантов за спиной.

«КОГДА ДЕДЫ ЗАЖИГАЮТ, В ЭТОМ ЕСТЬ ФИШКА!»

«В конце 80-х я побывал на концерте легендарного джазового пианиста Дэйва Брубека, - вспоминал Александр Яковлевич. - Сейчас ему 90 лет, тогда было под 70. Но как он со своим квартетом выступил! Я сидел, слушал и смотрел, как эти деды играют потрясающую музыку, и чувствовал их энергетику - настоящую, неподдельную. Чтобы так выступать и столько отдавать зрителю, нужно все-таки иметь что-то в голове и душе, поэтому я решил: если буду набирать коллектив, обязательно приглашу ровесников. Когда деды зажигают, в этом есть фишка!».

Розенбаум - дед законный: у него двое внуков, 12-летний Дэвид и шестилетний Александр. Однако паспортных 60 ему все еще не дашь, да и пятеро музыкантов со временем, кажется, не меняются. О том, что оно летит незаметно и без остановки, и им, и зрителям напоминают только песни:

Уже прошел полтинник после детства,
Уже душою все трудней раздеться,
Уже все чаще хочется гулять
Не за столом, а старым тихим парком,
В котором в сентябре уже не жарко,
Где молодости листья не сулят...

Но в песнях этих звучит, скорее, даже не грусть, а простая констатация факта - пожалуй, единственного, который никто в мире по-прежнему не в силах оспорить.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось