В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Хотят ли русские войны?

Дядя потерявшего ногу российского десантника Николая КОЗЛОВА Сергей: «Родственникам погибших платят пять миллионов рублей, а раненым — три миллиона: потому они и молчат»

Татьяна ОРЕЛ 12 Февраля, 2015 00:00
Историю российского десантника, вернувшегося инвалидом с войны на Донбассе еще в августе 2014-го, тщательно скрывали в России, но утаить не удалось — благодаря записи, оставленной в Facebook его дядей. Журналист интернет-издания «ГОРДОН» связался с ним, чтобы узнать, что изменилось в судьбе Николая
Татьяна ОРЕЛ
Московский программист Сергей Козлов с племянником Николаем, жившим в Челябинской области, общался нечасто. Но в конце августа прошлого года дядя стал первым, кто примчался в палату Центрального военно-клинического госпиталя № 3 Минобороны РФ, где Николай лежал после ампутации ноги.

Узнав о том, что случилось с племянником, на своей странице в Facebook Сергей написал: «Позвонил брат. Сказал — его сына, моего племянника, привезли в московский госпиталь. Он теперь безногий инвалид до конца жизни. Крым наш теперь».

22-летний российский ефрейтор-контрактник 31-й десантно-штурмовой бригады, расквартированной в Ульяновске, Николай Козлов повоевал на Донбассе меньше месяца.

О том, что его отправляют на войну в Украину, догадался, когда за окном автобуса, в котором ехал вместе с сослуживцами, показался указатель: «Ростов-на-Дону». Но ни родителям, ни беременной жене Светлане не сказал ничего. Только предупредил, что предстоит долгая командировка. А потом и телефон отобрали — после того, как приказали написать заявление на отпуск. С этого момента Николай Козлов не по доброй воле стал «добровольцем» и отправился воевать на Донбасс.

В Украине он успел побывать еще в конце зимы 2014-го, где в форме с надписью «Мiліцiя» изображал бойца подразделения «Беркут». Такая командованием была поставлена задача: как можно достовернее сыграть «своего» среди чужих.

27 февраля вместе с другими российскими «статистами», уже в ином образе, захватывал Верховный Совет Крыма. Наградой за военное усердие и послушание стала медаль «За возвращение Крыма», которую Николай с гордостью надел на китель даже в день свадьбы 1 августа, незадолго до поездки на Донбасс.

Донбасс... Может, когда-то, разглядывая боевые свои фотографии, он и расскажет внукам, как воевал и за что. Но до внуков еще далеко, а с прессой он практически не общается. Так что расспросить Николая не удалось и нам. Но еще осенью, отлеживаясь в послеоперационной палате, напору журналистов телеканала «НТВ» все же уступил и рассказал на камеру, как попал под минометный обстрел, что испытал, понимая, что остался без ноги, как сам себе накладывал жгут, колол обезболивающее. «Судьба, значит, такая, — грустно сказал Николай. — Я ни на что не жалуюсь».

В той программе на «НТВ» его представили как героя. Правда, ни словом не обмолвились, где Николай потерял ногу. И во имя чего. Журналисты «Эха Москвы» связались с его отцом, водителем-дальнобойщиком Всеволодом Козловым, живущим в городе Озерске Челябинской области, надеясь услышать проклятия в адрес войны, но разговор повернулся совсем иначе. «Он выполнял свой долг, не струсил, — сказал Всеволод. —Я им горжусь».

Сергей Козлов говорит, что брат его, несмотря на трагедию в семье, к российско-украинской войне отношения так и не изменил. И по-прежнему гордится доблестной российской армией. Той, что помогает террористам на Донбассе убивать мирных жителей, украинских солдат и разрушать города, — правда, этого Сергей уже не говорил. Об этом говорят видеоматериалы и свидетельства очевидцев.

Мы уговорили Сергея Козлова на интервью не только потому, что он родственник солдата, вернувшегося инвалидом с необъявленной войны. Будучи человеком образованным (учился в МФТИ у самого профессора Капицы) и думающим, Сергей хорошо понимает, что его племянник, как и тысячи других российских военнослужащих, погибших или раненных в этой войне, стал винтиком бесчеловечной государственной машины.

Запись Сергея Козлова в Фейсбуке рядом с фотографией племянника Коли

«НИКОЛАЙ ПОЛУЧИЛ СВОИ ТРИ МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ. ОН ИХ ЗАРАБОТАЛ»

— Сергей, министр иностранных дел РФ Лавров недавно на встрече глав МИДа в Берлине в присутствии журналистов десятков иностранных изданий заявил о том, что российских войск в Украине нет. Выходит, Николай пошел воевать в Украину добровольцем?

— Министр иностранных дел России врет.

— Ваш племянник еще находится в госпитале?

— Нет, ему поставили временный протез, и он вернулся домой, в Озерск. Они с женой ждут ребенка.

— Как вы считаете, он ощущает себя героем?

— Это нужно у него спросить.

— Мы готовы. Вы поможете с ним связаться?

— Нет, Коля не будет общаться на эту тему.

— Ему выплатили компенсацию за потерянную ногу?

— Да, он получил свои три миллиона рублей. Тяжелораненым платят такую сумму. Он спрашивал, как поступить с деньгами. Я посоветовал треть суммы перевести в доллары, треть — в евро, треть оставить в рублях. Но как он этими деньгами распорядится, не знаю. Это его деньги, он их заработал.

— А если бы, простите, он погиб?

— Тогда семья бы получила пять миллионов.

— На что в России сегодня хватило бы такой суммы?

— Ну, если средняя московская зарплата — 100 тысяч рублей примерно, то на эти деньги можно прожить 30 месяцев.

— Два с половиной года...

— Да. В принципе деньги-то нормальные. Но в Москве на них квартиру не купишь, а в Челябинской области, например, где Николай живет, можно.

Николай со своим отцом Всеволодом Козловым, водителем-дальнобойщиком, который в интервью «Эху Москвы» признался, что гордится сыном — «он выполнял свой долг, не струсил»

«ЕСЛИ КОНТРАКТНИК ОТКАЖЕТСЯ СЛУЖИТЬ, ДОЛЖЕН ПРИГОТОВИТЬСЯ К ТОМУ, ЧТО БУДУТ ПРОБЛЕМЫ»

Николай в московском госпитале после ампутации. «Ему поставили временный протез, он вернулся домой, в Озерск»

— Контрактник, узнав о том, что его отправляют на войну, подать рапорт об увольнении может?

— Теоретически да. Но в этом случае ему нужно приготовиться к тому, что будут проблемы, репрессии какие-то. А если служит и зарплату получает, то отказаться уже никак нельзя. Придется воевать.

— Знаете ли вы что-нибудь о тех, кто вместе с Николаем в Украине воевал? Кто-то из них домой вернулся?

— Он не рассказывал. Только когда в гос­питале в Москве лежал, просил привезти коньяк. Сказал: «Наши ребята погибли, надо помянуть».

— Российские военнослужащие на Донбассе погибают каждый день. Елена Васильева, правозащитница и основатель группы «Груз-200» в Facebook, приводит цифру — более пяти тысяч погибших. Родители тех, кто еще живы и пока целы, могут, по-вашему, поднять шум, обратиться к Путину с требованием прекратить использовать их сыновей в преступной войне?

— В России не знают об этих цифрах. А родственникам погибших и раненым платят, потому они и молчат.

— Конечно, ведь эти цифры не называют в программах Соловьева и Киселева, в выпусках новостей. Откуда же взяться погибшим, если российских войск в Украине «нет»? Зато есть могилы по всей России погибших «на учениях» солдат и 20-летние инвалиды. А ваше окружение — коллеги, к примеру, которые наверняка знают историю Николая, что думают об этой войне?

— Мои коллеги — образованные, думающие люди. Это совсем не та среда, из которой попадают на войну. С Украиной воюют люди из другой социальной группы. Это ведь даже не москвичи идут воевать. Москва живет хорошо и сытно, в ней оседают все деньги. А вот за 20 километров от МКАДа уже все иначе. Там средний доход — 20 тысяч рублей в месяц. К тому же там живет гораздо менее образованный народ.

Ребята после школы идут в армию, многие потом остаются служить по контракту — просто не видят для себя альтернативы. Армия их кормит, одевает и обувает, платит зарплату — 20 тысяч рублей, считай, 300 долларов, и им этого хватает. Контрактники знают, что на гражданке и этих денег получать не будут. То есть включается такой социальный лифт. И наше правительство за двадцатку тысяч в месяц покупает «мясо», которым усеивает ваши поля.

В России сегодня сознательно занижается планка уровня жизни и образования. Малообразованный человек поверит в любую чушь, даже если скажут, условно, что у вас в Украине инопланетяне какие-то живут, которые расползаются по всему миру. Таким людям проще верить, чем думать. Тем более что им за войну еще и платят. Им как-то не очень жаль своей жизни, потому что особого смысла в жизни у них нет.

«УКРАИНЦЫ ДОЛЖНЫ ВЫСТОЯТЬ, А ЕСЛИ НЕТ — МЫ ВСЕ ВЕРНЕМСЯ В НОВЫЙ БОЛЬШОЙ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ, СО СВОИМ НОВЫМ СТАЛИНЫМ И НОВЫМИ РЕПРЕССИЯМИ»

— Вся Россия сегодня расплачивается за очень дорогое удовольствие, которое Путин получает от войны, — в первую очередь человеческими жизнями. Но даже

Свадебное фото Николая Козлова. «Они с женой ждут ребенка»

если россияне закроют глаза и уши, перестанут думать и хотеть понимать, что происходит на самом деле, курс рубля от этого выше не станет, и масла на хлеб больше не намажется. Кремль сжигает в войне миллионы, на которые можно было бы развивать страну...

— А зачем? Представьте, что вы сидите на вершине горы и контролируете все нефтяные потоки. Вам нужно только поддерживать собственную власть, для чего отстегивать полицейским, военным и кучке людей из своего окружения. В России денег немерено. Но народ тут вообще ни при чем. Это даже вредно, если народ будет жить хорошо.

— С теми, кто на «вершине горы», все понятно. А вот те, кто под горой... Что с народом в России происходит? Впрочем, Андрей Макаревич на этот вопрос уже ответил в своей недавней песне: «Моя страна сошла с ума». Украинцы же в поисках ответа готовы поверить в какой-нибудь 25-й кадр, которым будто бы зомбируют россиян с телеэкранов. А что еще думать, если братья-россияне, как по команде, вдруг превратились во врагов?

— Я это так понимаю: у вас Майдан с чего начинался? С того, что вышла сотня людей, не больше. Они лучше других понимали, что стране нужны перемены, что дальше так продолжаться не может. Но их было очень мало поначалу. Потом их разогнали, и это побудило выйти на Майдан уже тысячу человек, потом вышли десятки тысяч. Идея демократии постепенно овладела массами.

Эта волна могла бы и до России докатиться. Но из 148 миллионов россиян многие плохо знают историю, думать не хотят — вот на них-то как раз и рассчитана кремлевская пропаганда, которую разрабатывают достаточно умные люди, манипулируя сознанием населения с телеэкранов. И очень успешно, надо сказать. Если многократно, даже не вдаваясь в объяснения, повторять одно и то же: «фашисты», «бандеровцы» — автоматически вырабатывается негативное восприятие украинцев. Но вы, со своей стороны, ничего не делаете, чтобы помочь российским ватникам, как вы их называете, найти истину.

— Для поиска истины есть такая замечательная штука, как интернет. Со множеством информации, свидетельств очевидцев, видеокадров и фотоснимков. Было бы желание разобраться...

— Человек начинает задумываться, когда информация затрагивает его лично.

Николай с другом 22-летним Тлеужаном Кинибаевым —
одним из десантников, доставленных «грузом-200» в Ростов

— Что ж, будем надеяться, ваше интервью заставит задуматься тех, кто уже завтра готовился пополнить ряды пророссийских боевиков на Донбассе. Чтобы не повторить судьбу десантника Николая Козлова.

— Главное — чтобы Украина завершила начатую революцию и продемонстрировала россиянам свои успехи. Тогда и они поймут, что могут жить лучше.

— Когда Николай вернулся с войны без ноги, его отец и ваш брат, Всеволод Козлов, сказал журналистам, что гордится сыном, который «до конца выполнил свой долг». Он по-прежнему считает, что участие в военном вторжении в соседнюю страну приравнивается к долгу?

— Для него Николай по-прежнему герой. Мой брат следит за новостями о военных действиях в Украине. Мнения своего не изменил.

— Как, по-вашему, остановить бессмысленную войну, которая принесла уже столько горя, в том числе и россиянам?

— Сменить власть в России, как минимум. Хотя неизвестно, кто придет вслед за Путиным. Может быть, такой же авантюрист. Думаю, от россиян мало что зависит. Вы сами должны выстоять, а если нет — мы все вернемся в новый большой Советский Союз, со своим новым Сталиным и новыми репрессиями. Мне бы этого очень не хотелось. Поэтому в том, чтобы Украина выиграла эту войну, и я тоже заинтересован.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось