В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Особое мнение

Радиоведущий Русской службы Би-би-си Сева НОВГОРОДЦЕВ: «У украинцев с запорожских времен осталось ощущение вольницы, когда закон совершенно неважен. От этого нужно отучаться, потому что Европа — это страны, где закон соблюдают»

Наталия ДВАЛИ 13 Февраля, 2015 00:00
В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» кавалер ордена Британской империи рассказал, почему 20 процентов англичан «резко возражали против Майдана», как британцы относятся к обеспеченным россиянам, живущим в Лондоне, и почему реакция мирового сообщества на трагедию в Волновахе «оказалась размытой»
Наталия ДВАЛИ

Многолетний радиоведущий Русской службы Би-би-си, первый советский диджей, автор программ «Рок-посевы», «Севаоборот» и «БибиСева», кавалер ордена Британской империи Сева Новгородцев (настоящая фамилия Левенштейн) родился 74 года назад в Ленинграде в семье капитана дальнего плавания, заместителя начальника Балтийского пароходства Бориса Левенштейна. Окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище, работу на флоте совмещал с карьерой музыканта. Играл в джаз-оркестре Иосифа Вайнштейна, руководил вокально-инструментальным ансамблем «Добры молодцы».

В 1975 году Новгородцев покинул Советский Союз, жил в Австрии и Италии, а спустя два года окончательно перебрался в Лондон. Первая музыкальная передача Севы Новгородцева на Би-би-си вышла в 1977 году под названием «Программа поп-музыки из Лондона» (позже переименована в «Рок-посевы») и продержалась 27 лет, принеся автору широчайшую известность в СССР. Новгородцев рассказывал о западной музыке, российском роке, общался в прямом эфире с музыкантами и певцами всех стилей и направлений. С 2003 года ведет ежедневную информационную программу «БибиСева».

— В Великобритании живет 2,7 миллиона мусульман. Поменялось ли к ним от­ношение после того, как радикальные исламисты рас­стреляли редакцию французского сатирического журнала Charlie Hebdo?

— Ничего не изменилось. Редакция Би-би-си подробно освещала теракты, беседовала с Парижем. Я задавал главный, с моей точки зрения, вопрос: «Миллионы людей, вышедших после трагедии на улицы, протестуют против самого зла или против тех, кто это зло сотворил?». Все отвечали: «Против зла». Никто не собирается совершать возмездие, ярость была направлена не на отдельные этнические или религиозные группы.

Французы, вышедшие на демонстрации, рассказывали, что именно на многомиллионном марше, где каждый шел плечом к плечу, локоть к локтю, ощутили себя великим народом, великой страной. Они повели себя цивилизованно, по-европейски, отстаивая собственные принципы. Во Франции никому в голову не пришло устроить небольшой погромчик с избиением мусульман. Этого не было и быть не может. Точно такие же настроения и в Великобритании. Правда, британская полиция стала еще более бдительно следить за подозрительными людьми, которые недавно вернулись из Сирии. Но англичане всегда разбираются по сути дела и по закону.

— В России в эти дни была популярна точка зрения — дескать, убивать неправильно, но карикатурами на пророка Мохаммеда французы сами спровоцировали теракт, потому что нельзя «оскорблять чувства верующих».

— И Франция, и Британия гордятся тем, что являются секулярными странами, в которых церковь отделена от государства. Помимо христиан и мусульман, в Европе живут буддисты, индуисты и так далее. Именно такое множество религий не позволяет говорить о какой-то отдельной церкви, которую якобы оскорблять нельзя.

Кроме того, карикатуристы Charlie Hebdo «оскорбляли» не саму веру и святые писания, а людей, которые подмяли религию под собственные интересы. Террористы, устроившие трагедию в Париже, называли себя «мусульманами». Но поговорите с настоящими мусульманами, изучающими святые писания всю жизнь, и они вам скажут: ислам к терактам не имеет никакого отношения. В этом смысле Россия выглядит не лучшим образом, в ней довольно распространена подмена понятий «религия» и «патриотизм». Вера в Иисуса Христа и Российскую православную церковь — не одно и то же.

— Многие в Украине недоумевали, что мировые лидеры, резко осудившие теракты в Париже, практически не заметили трагедии в Волновахе, где боевики «ДНР» обстреляли из «Града» пассажирский автобус, в результате чего погибли 12 мирных жителей.

— Би-би-си освещала события в Волновахе 13 января, мы много говорили на эту тему. Но на месте трагедии не было международных независимых наблюдателей, которые бы с абсолютной точностью указали на виновников расстрела. Россия и Украина обвиняют друг друга. Би-би-си всегда пользуется только проверенной информацией, подтвержденной из двух разных источников. В случае с Волновахой таких источников не было. Замыленность ситуации, отсутствие независимого контроля над происходящим, невозможность работы на месте событий авторитетных журналистов — все это приводит к тому, что мировая общественная реакция тоже оказывается размытой.

— После событий в Украине, аннексии Крыма, войны на Донбассе, сбитого «Боинга» англичане по-другому стали относиться к русским в Лондоне?

— Здесь нет единства мнений, англичане в этом вопросе расходятся. Перед разговором с вами я поинтересовался опросом общественного мнения от разных организаций. В частности, когда в Киеве стоял Майдан, около 60 процентов англичан поддерживали протесты в Украине, но при этом 20 процентов резко возражали.

— Возражали почему?

— Потому что законно избранный на тот момент Президент Украины Виктор Янукович был свергнут без нужного и должного процесса. Англичане, составляющие эти 20 процентов, говорят: «Зачем украинцы торопились?». С их точки зрения, надо было дождаться выборов и грамотно прокатить Януковича, это было бы по-европейски. Свергать главу государства — не британская модель поведения.

Хотя в общем и целом в Великобритании настроения по отношению к Украине достаточно благожелательные, поскольку вы выбрали европейский путь. Но по этому пути еще долго идти, до настоящего открытия дверей придется много лет ждать. Тем не менее вектор выбран европейский, и европейцам это, естественно, не может не нравиться.

— Английский обыватель понимает суть украино-российского конфликта? Ведь на Западе выходцев из бывшего СССР всегда называли только русскими.

В апреле 2005 года Сева Новгородцев был награжден
орденом Британской империи. С королевой Великобритании Елизаветой II

— Вы должны понять: мир велик, в Англию слетаются новости из всех стран, включая Индию, Пакистан, Канаду, Австралию, Новую Зеландию и так далее. В Лондоне звучит более 300 языков, огромный разброс культурных интересов, поэтому внимание на Украине сосредоточивалось только в те дни, когда у вас что-то происходило.

Несколько дней назад общественное внимание мгновенно переключилось на наводнение в Гватемале. Или, к примеру, недавно Британию трясло потому, что вы­яснилось: в больницах скорой помощи пациентам приходится ждать больше четырех часов, что абсолютно недопустимо. Все пришли в ужас: мол, что происходит с нашим британским здравоохранением? Страсти кипели неделю, и конечно, для Украины места в общественном британском внимании не осталось.

— Вы знакомы со многими российскими исполнителями. Как думаете, почему они в лучшем случае отмалчиваются о войне в Украине, а не призывают к миру?

— Каких конкретно артистов вы имеете в виду? Например, Андрей Макаревич ездил на восток Украины, выступил перед детьми-беженцами. Правда, потом полгода отбивался от нападок со всех сторон, его довели до истерики, затравили. Тем не менее Макаревич свой гражданский поступок совершил, так что не все российские исполнители ведут себя равнодушно.

— Несколько месяцев назад возле лондонского «Альберт-холла» проукраинские активисты пикетировали концерт певицы Валерии, призывая британское правительство запретить выступление российских артистов, поддерживающих агрессию против Украины...

— Из известных людей на пикет пришел бывший московский предприниматель Евгений Чичваркин. Это человек, с нуля создавший в России телефонный бизнес, который, по словам самого Чичваркина, отобрали властные силовики РФ. Бизнесмен, естественно, зол, потому что ему пришлось покинуть Родину. В Англии Чичваркин не очень уютно себя чувствует, о чем сам рассказал телеканалу «ВВС 2». Он признался, что хотел бы вернуться домой, в Москву, но не может этого сделать из-за криминальной обстановки. Думаю, ему в принципе претит российская стилистика, он не хочет, чтобы нечто подобное произошло и в Лондоне. Чичваркин в каком-то смысле защищает Англию, поскольку это место стилистически не затоптано.

— Вопрос как к человеку, родившемуся в СССР, но очень долго живущему на Западе: какая, на ваш взгляд, самая главная ошибка Украины на пути к Европе?

— У меня есть свои соображения, которые я высказывать не буду, но, по мнению многих политических комментаторов, ошибок было допущено немало. Главное, чему стоит учиться у Европы, — это соблюдать законы. Абсолютно всем соблюдать. Есть такие государства, где работает принцип: если нельзя, но очень хочется, то можно.

Украинцы — люди добродушные, открытые, с большим чувством юмора, но осталось с запорожских времен ощущение вольницы, когда закон совершенно неважен, потому что есть желание вопреки всему что-то сделать. От этого надо отучаться, потому что Европа вообще и Великобритания в частности — это страны, где закон соблюдают. Причем, с точки зрения бывших советских граждан, соблюдают до неразумного уровня. Если вы хотите в Европу, надо стремиться вести себя по-европейски: уважать все их общественные идеалы, соблюдать законы, не воровать, разумно использовать государственные средства и так далее. В общем, если ук­ра­инцы оглянутся вокруг, то поймут: впереди очень много работы.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось