Премьер-матюк Украины, или Мачо из Кабмина
Позвонил мне намедни приятель — и давай объяснять про Гройсмана. Ну, не про чертову квартиру — и то хорошо.
«Зря ты, — говорит, — считаешь, что это Владимир Борисович матюкнулся экспромтом. Не-е-ет, это ему образ такой создают: непреклонного, справедливого премьера. Народу нравится, когда начальник по делу может загнуть многоэтажным. Потому что без мата у нас — какой начальник? Так что такого Гройсмана в телеке еще немало будет...».
Да понятно, что будет. То, что есть в этом неизбывно торговом человеке желание пленять сердца людей строгой и властной генеральской харизмой, я понял еще в день его назначения-избрания премьером. Вокруг одни подружки, пиявки да квакушки, а ему летать охота. Ну, вы помните.
Ох, насмотрелся я на все это за долгие мои годы в украинском парламенте! Чай не в Норвегии жили все эти годы. Помню нардепа Гапочку, который говорил, аки матерился. Помню мариупольского «Семеновича» Бойко, который матерился — как говорил. «Регионального» нардепа Журавко, который жил, будто сыпал матами, — как не запомнить-то? Надутого, как индюк, регионала Калашникова, виртуозно матерившего бомжей в Мариинском парке, забудешь ли? Про лукавого Ивана Плюща, читавшего мне по ходу интервью нецензурные частушки, и говорить нечего...
На их фоне г-н Гройсман с его потугами на волевого «маршала Жюкова» в изображении артиста Ульянова выглядит ломано, фальшиво, неестественно. Эта холеная упитанность, надменное тыканье аккуратным пальчиком, брезгливые гримасы на готовом к подобострастным улыбкам лице — здесь мы призваны разглядеть отечественного де Голля или Аденауэра? Ну-ну. Спасибо, хоть не Гавела.
Нет, это мы, ребята, уже проходили. На Виктора Андреевича Ющенко с его скорбным, как бы «вечно ни при чем», видом народ еще клюнул («как-то не очень на остальных похож, может, порядочный?»), но дальше дело не пошло. Вылепить из бандюковатого губернатора светоча демократии, из ухоженного яппи крутого мачо, из великого боксера — великого мыслителя — что, разве не пробовали? И много ли получилось из Анны Ахметовой, «кулівлоб» и «открытой руки»? Ну, президентами, премьерами и мэрами они, конечно, стали — но с народной любовью как-то не сложилось...
Сказать по чести, больше всего Гройсман нравился мне в бытность свою мэром Винницы. И город выглядел замечательно, и градоначальник в ток-шоу весьма недурно, в особенности на фоне своих косноязычных вороватых коллег.
А вот в Раде было куда как хуже. Спикер Гройсман вертел регламентом как хотел, и бесконечные переголосования стали символом нынешнего парламента. И никакой принципиальностью Владимир Борисович в эти месяцы не отличался.
А сейчас из него лепят матерого реформатора с брутальной харизмой, не удивлюсь, если ближе к выборам Гройсман в телеящике начнет расчищать снег, тушить пожары и лично задерживать коррупционеров. И все это с нагловатым матерком, так выясняют между собою отношения базарные торговцы. Вульгарно? Ну, так а чего, если обматеренные подчиненные молча утираются, а народу нравится?
Да-да, немалой части народа действительно нравится. Вот несколько характерных аргументов, извлеченных мною за 10 минут из собственной френдленты в Facebook:
«Вот возглавишь Кабмин — мы и посмотрим, как ты будешь разговаривать с этими ворами и бездарями!».
«Правильно все сделал Гройсман. А что, целовать этого Зубко в десны?».
«У нас не Эстония, у нас, чтобы кто-то что-то сделал, надо сначала этому кому-то дать в зубы. Вот Гройсман и дал».
«Подумаешь, на х... послал! Это он еще сдержался...».
Просто заколдованный круг: политики хамят, потому что «пипл хавает», пипл смотрит — и одобрительно говорит: ну, так, видать, у нас по-другому нельзя, молодец! После чего политики хамят еще больше...
«Я вам покажу, как управлять державою!» — некогда пообещал, с трудом удержавшись от того, чтобы вставить «бля», премьер-министр миллионного государства в центре Европы. Видать, знал, о чем говорил.