В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Весь мир — театр, а люди в нем — актеры

Любовь по правилам и без

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 4 Февраля, 2011 00:00
В Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки состоялась премьера спектакля «Сто пятая страница про любовь».
Анна ШЕСТАК
Премьеру не стали подтягивать к годовщине Победы, потому что война в спектакле не главная тема, а фон. «Это спектакль о любви в экстремальных обстоятельствах, о человеческих отношениях, о праве любви», - рассказывает режиссер Михаил Резникович, худрук Театра имени Леси Украинки.

«Я ХОЧУ ЛЮБИТЬ СЕЙЧАС!»

Свою постановку Михаил Юрьевич назвал по аналогии с пьесой Радзинского «Сто четыре страницы про любовь», но в ее основе - повесть Всеволода Петрова «Турдейская Манон Леско», о том, как на станции Турдей в передвижном госпитале встретились два разных человека. Ветреная дружинница Вера и боевой офицер, мечтавший когда-либо увидеть женщину, похожую на любимую литературную героиню, искреннюю, простую и загадочную одновременно.

Спектакль не назовешь модным или звездным, главную женскую роль играет недавняя выпускница театрального Анна Артеменко.

Вере 20, она не читала аббата Прево, не в курсе, кто такие Манон Леско и кавалер де Грие, у нее нет ни родных, ни дома, ни профессии. Лишь красное платье, детские пуанты и мечта сделать что-нибудь лучше, чем остальные. Все равно, что. Но лучше, если не делать ничего, просто любить.

Героиня непосредственна, совсем еще ребенок, порхает по вагону, словно мотылек, и влюбляется постоянно - то в юного кавалериста Борю, то в грубого Розая, то во второго мужа Алешу, то в его друга Коку, то в умного и чуткого офицера (его играют два актера - молодой Дмитрий Савченко и более опытный Олег Треповский), который подал ей пальто и сказал, что она «вне формы, как Микеланджело».

Вера влюбляется, полностью растворяясь в мужчине. То ли потому, что так воспитана (и бабушка, и мама жили за счет любовников), то ли оттого, что предчувствует скорую смерть. «Я хочу любить сейчас!» - повторяет она, и ей все равно, что скажут люди: советские, партийные, благоразумные и необратимо взрослые. Настолько, что считают своим делом вмешиваться в чужое.

Реплики вроде «Она же комсомолка!», «Нужен товарищеский суд!» девушку не пугают, скорее, забавляют. Как и зрителей в зале. Влюбленный офицер понимает, что ее не переделать, не видит общего будущего, но все же на что-то надеется. Хотя бы на то, что новая мадемуазель Леско будет ждать, пока он не вернется с фронта...

«ПОРОЙ В НУЖНОМ ТЕБЕ ТЕЛЕ ЖИВЕТ НЕНУЖНАЯ ТЕБЕ ДУША»

В каждого мужчину маленькая Вера (Анна Артеменко) влюбляется, полностью в нем растворяясь, словно предчувствуя, что жизнь ее будет недолгой. Вера с молодым офицером (Дмитрий Савченко)

Веру не зря сравнили с Манон. Кавалеру де Грие та была верна ровно 12 дней. Офицеру, ставшему Вере гражданским мужем, та изменила сразу, едва он скрылся. И для нее, и для обворожительной француженки, которая время от времени выбегает на сцену, чтоб отразиться в зеркале, мелькнуть, как напоминание или призрак прошлого, существует одна верность - верность сердца. Но их избранникам обязательно нужна еще и другая.

К слову, проблемой любви и верности в экстремальных обстоятельствах постановка не ограничивается. Мне кажется, главную проблему озвучил далеко не главный персонаж - Командир, от которого ушла жена: «Порой в нужном тебе теле живет ненужная тебе душа».

Безымянный офицер (таких, как он, во все времена было много) порой задумывается: а что, если бы Веры в его жизни не было? «Отодвину ее, как она отодвинула меня, возьму и не вернусь, уеду куда-нибудь и, может, кого-нибудь встречу». Наверное, не зря говорят, что нужно думать, прежде чем желать...

30 лет, прошедшие с тех пор, он мучился оттого, что оставил ее одну. Убеждал себя, что иначе не мог, потому что война, потому что долг. Потому что когда-то отец открыл ему, пришедшему поздно ночью, лишь после того, как оделся и собрал чемодан. Шел 1935 год, надвигался кромешный мрак, и бедняга готовился не к приходу сына...

Своя правда, своя история есть у каждого из героев, и от этого спектакль еще содержательнее. Докторша Нина Васильевна (Елена Нещерет) всю жизнь ждала принца и потому отвергла влюбленного в нее мальчишку. Бабушка Веры (Ольга Кульчицкая) стала певичкой, потому что выхода не было: в 14 лет ее изнасиловали, а с незаконнорожденным в деревне никак.

«ПРОЖИЛ БЕЗ ЛЮБВИ ВСЮ ЖИЗНЬ, И НИЧЕГО. НО КАК ХОТЕЛОСЬ!»

Брюзга Левит (Александр Хорошко) то и дело осуждает Веру за половую неразборчивость, но в конце концов проговаривается: «Все говорят: «Любовь, любовь...». Вот я прожил без нее всю жизнь, и ничего. Но как хотелось!».

Сам Левит «без женщины может сколько угодно», но не может без мамы, оставшейся в блокадном Ленинграде. «Однажды к ней зашел мой товарищ. Когда мама открыла дверь, он замер на пороге. От голода и бессилия она стала ходить на четвереньках. Привыкла, понимаете? Мама так привыкла!». И передала сыну письмо, где говорила о себе в прошедшем времени...

Услышав хотя бы один рассказ, понимаешь: чтобы передать весь ужас войны, не обязательно выводить на сцену толпу немцев и отряд наших, с автоматами, строевой песней и патриотическими лозунгами. Да и Веру за легкомыслие осуждать нельзя. В то время каждый выбирал себе свое средство, чтобы не сойти с ума.

Вера тоже выбрала - любить здесь и сейчас, потому что потом, скорее всего, не получится. По иронии судьбы, любовь ее и погубила: вместо того, чтобы встречать раненых, безалаберная дружинница ждала очередного де Грие - повара Федю. После бомбежки на месте хаты нашли кусочек красного платья и обгоревший пуант...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось