«Заиграет — встанете!»
Так называемое общественное мнение давно уже стало рассчитанным и создаваемым искусственно фоном жизни, средством превращения народа в толпу. Даже в самые советские времена, когда слово «бизнес» относилось к неприличным, общественное мнение лепилось направленно, и наемные творцы его, многие из которых перешли во время послесоветское, делали свое дело, свой «бизнес». Когда я пытаюсь угадать, что творилось в душе поэта Сергея Михалкова, сочинившего три (или больше?) взаимно исключающих текста государственного гимна СССР и России, грустно становится. Но, как говаривал сам Сергей Владимирович: «Ничего, заиграет - встанете!». Гимн изначально полагается уважать, а не изучать его историю. Гимн - это святое.
Отвыкание от самостоятельного мышления дорого обошлось уже в первые послесоветские годы. Обученные дурацкой «экономике социализма», люди не знали, что такое экономика реального мира. Ивановские текстильные фабрики, к примеру, получили право внешней торговли и завалили своими ситцами Европу, а на них обрушился ответный валютный ливень. Что дальше? Ткачихи накупили барахла, которое продавали прямо в цехах, радуясь привалившему счастью. Старые станки они, естественно, не меняли, технологии не обновляли. Через несколько лет китайцы вытеснили их с рынка - может быть, навсегда. Похожее случалось и в Украине.
У нас неохотно и медленно формируется так называемый средний класс - люди, занятые делом, чьи мозги не так просто закомпостировать, и пропагандистскими фокусами таких с ходу не огорошить. Эти люди работают и тянут на себе все нынешние Германии с Япониями и Америки с Австралиями. Их очень трудно превратить в толпу, объединенную неким «общественным мнением» - у любого из них свои мнения, и они на собственном опыте выяснили, что такое хорошо и что такое плохо.
У каждого из нас тоже есть свое мнение плюс то, что мы выслушиваем вокруг, но чтобы никто из нас не умничал избыточно, ему направленно пудрят мозги. Недавно в ходу было словечко «коммунизм», а теперь - «экология», «либерализм», «демократия». Смысл этих понятий разрабатывается и внедряется с не меньшим энтузиазмом, чем какая-нибудь пепси-кола. Все обрастает бизнесом очень быстро. Репутация, или, как нынче говорят, имидж - коммерческий продукт. Он тускнеет, если его постоянно не подогревать, не оживлять, что бесплатно не делается. Вот и налаживается этакое деловитое болтливое счастье.
У одного писателя вычитал я забавную мысль о том, что за появление в газете или на радио, в телепередаче, за уличную рекламу всем заказчикам приходится платить. Редакторы, владельцы фасадов, городские власти берут немалые деньги за пропаганду оплаченного товара. Не платят только нам - тем, на кого, собственно, и рассчитан этот дурманящий ливень, чье мнение формируют, называя общественным, чьи мозги, как мишени в тире, продырявлены взаимно исключающими очередями тирад.
Очень нужны люди, занятые своим делом, чьи мозги, в силу их загруженности конкретной работой, пудрить труднее всего.