В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Особое мнение

Экс-председатель Службы внешней разведки Украины Николай МАЛОМУЖ: «Януковича упустили умышленно»

Татьяна ОРЕЛ 24 Февраля, 2015 00:00
В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» генерал армии Украины рассказал о том, как Россия готовила захват Крыма еще в 1990-х, можно ли было предотвратить войну на Донбассе и когда Янукович планировал вернуться к власти
Татьяна ОРЕЛ
Не так давно в сети появилось видео фрагмента одного из выпусков программы «К барьеру!» в эфире российского телеканала «НТВ». В студии программы, представляющей собой, по сути, теледуэль, встретились двое: депутат Госдумы Константин Затулин и бывший министр обороны Украины (с 2005-го по 2007-й) Анатолий Гриценко. Предмет горячего обсуждения — стремление Украины в НАТО, которое было расценено российским оппонентом как предательство одной братской страны по отношению к другой. В конце программы ее ведущий Владимир Соловьев заявил Анатолию Гриценко: «Недолго подышите. Пока мы не занялись вашим Крымом и Восточной Украиной...». Одиозный российский журналист Владимир Соловьев, один из самых отъявленных кремлевских пропагандистов, за время российско-украинской войны наговорил множество оскорблений в адрес нашей страны.

Но все де­ло в том, что программа «К барьеру!», фрагмент которой процитирован выше, вышла в эфир 3 апреля... 2008 года. Наивно было бы верить в то, что предупреждение Соловьева и дальнейшие исторические события совпали совершенно случайно.

Оцененный российской властью журналист, награжденный, в апреле 2014-го, кстати, орденом Александра Невского «за высокий профессионализм и объективность в освещении событий в Республике Крым», наверняка получал установки, о чем говорить можно и о чем нельзя, на закрытых идеологических совещаниях в Кремле.

Если еще за шесть лет до захвата Крыма и войны на Донбассе в эфире центрального российского телеканала из уст известного журналиста прозвучало: «Недолго подышите...», значит, планы по вторжению в Украину Россия разрабатывала давно и всерьез.

Это же подтвердил «ГОРДОНУ» экс-председатель Службы внешней разведки Украины с 2005 по 2010 год генерал армии Украины Николай Маломуж.

«СИТУАЦИЮ В УКРАИНЕ РОССИЯ ХОТЕЛА БЫ КОНТРОЛИРОВАТЬ И ЧЕРЕЗ ЭКОНОМИКУ, И ЧЕРЕЗ ФИНАНСЫ, И ЧЕРЕЗ ОБОРОННЫЙ СЕКТОР, НО В ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ТЕНЕВОЙ»

— Николай Григорьевич, выходит, Рос­сия задолго готовилась к захвату украинских территорий?

— У России были планы по захвату Крыма не военным путем еще в начале 1990-х, когда с помощью российских агентов готовился референдум, а так называемый «президент» Крыма Юрий Мешков должен был обратиться к руководству РФ с просьбой о присоединении полуострова к России.

Для быстрого предотвращения этого сценария мы предприняли комплекс мощных мероприятий. Пришлось ночью собирать оперативных сотрудников, группу «Альфа», поднимать внутренние войска, подтягивать пограничников на Керчь, подключать и другие спецподразделения МВД, чтобы остановить развитие событий.

Попытки дестабилизировать ситуацию в Крыму предпринимались и в дальнейшем. Но особенно активно с приходом к власти Путина, который возомнил себя собирателем русских земель и искал удобный момент для этого, рассчитывая на то, что большинство жителей Крыма поддержат присоединение его к России.

— В той самой программе «К барьеру!», в 2008-м, депутат Госдумы Конс­тантин Затулин назвал курс на сближение Украины с НАТО предательст­вом по отношению к Рос­сии. А в чем, собственно, пре­дательство?

— Целью Путина и его ок­ру­жения был неизменный политический и экономический контроль над территориями бывших республик СССР. С точки зрения Путина, Украина как партнер и «младший брат» России не имеет права на самостоятельное движение в Евросоюз, ни уж тем более на сотрудничество с НАТО. Ситуацию в Украине Россия хотела бы контролировать и через экономику, и через финансы, и через оборонный сектор, но в особенности через теневой.

Понимая, что Украина может окончательно уйти из-под контроля, российское правительство решило присоединить Крым, надеясь таким образом заставить нас отказаться от вступления в НАТО путем очень мощного политического давления и дестабилизации в стране.

— Вот еще одна цитата Затулина из той же программы «К барьеру!»: «Нам придется пересматривать свои военные стратегии». В качестве аргументов для этой угрозы он поставил в один ряд не только курс Украины на сближение с НАТО, но и приказ министра транспорта Украины о запрете на трансляцию в украинских поездах песен на русском языке. Этот приказ просуществовал всего несколько дней, но российские политтехнологи притягивали за уши все, что могло бы создать предпосылки для будущего конфликта. Ошибки украинского руководства в языковом вопросе сыграли в нем существенную роль?

— К языку или же к каким-то чувствительным темам истории нужно относиться с осторожностью. Мудрый руководитель страны никогда не станет обострять темы, которые могут создавать проблемы в отношениях с соседними государствами. А ведь Россия всегда остро относилась к вопросам ущемления русского языка или культуры. Не нужно было давать ей поводы для конфронтации.

— Как глава внешней разведки вы могли допустить, что Россия, спекулируя на языковой теме, способна так нагло отхватить Крым и развязать войну на Донбассе?

— С уверенностью прогнозировать войну мы, конечно, не могли. Но допускали, что конфронтация России с Западом на нашей территории может принять очень жесткую форму. Знали мы и о политических планах России: постепенно взять под контроль экономику, энергетику, оборонную сферу, перевести финансовую систему на рубли. Как и о главной цели, заключавшейся в политическом влиянии на Ук­ра­ину через президента страны, который был бы удобен руководству России. Им стал Янукович, победивший на президентских выборах в 2010 году.

— После бегства Януковича, в марте 2014-го, когда российские провокаторы только начинали раскачивать ситуацию в Украине, много ли ошибок было сделано украинским руководством, как вы считаете?

— И руководство Украины, и спецслужбы, и силовые структуры — все допустили целый ряд стратегических и тактических ошибок. После Майдана, предполагая возможное развитие ситуации, мы предложили нашему руководству создать центр, в который вошли бы профессионалы-силовики высокого уровня, способные быстро оценить уровень угрозы безопасности в стране.

Я докладывал руководству Украины о возможном сценарии присоединения Крыма к России, зная о том, что Владимир Константинов, на тот момент председатель Верховного Совета АР Крым, поехал в Москву, где решался вопрос о судьбе полуострова. Но надлежащая оценка ситуации сделана не была. Также не был задержан Янукович — его вообще упустили умышленно.

«МНЕ ЗВОНИЛИ ИЗ КРЫМА МЭРЫ: «ПРЕДПРИНИМАЙТЕ ЧТО-НИБУДЬ! ЕСЛИ СЮДА ПРИДЕТ РОССИЯ, МЫ УЖЕ НИЧЕГО СДЕЛАТЬ НЕ СМОЖЕМ». НО ОБРАЩЕНИЯ К РУКОВОДСТВУ СТРАНЫ ОСТАЛИСЬ БЕЗ ОТВЕТА»

— Когда Верховный Совет Крыма был захвачен боевиками, мы предлагали ввести чрезвычайное положение в Крыму, направить из центра внутренние войска, силами спецподразделения СБУ провести операцию по освобождению здания крымского парламента. На этом бы все и закончилось, а лидеры «Русского блока» и «Русского единства», которые находились в раз­работке СБУ, были бы задержаны — 26 человек, между прочим. И никакой аннексии Крыма бы не было, как и войны на востоке Украины.

Но из центра никаких указаний не присылали, местные спецслужбы растерялись, в общем, была полная дезорганизация. Мне звонили из Крыма мэры городов, просили: «Предпринимайте что-нибудь! Если сюда придет Россия, мы уже ничего сделать не сможем». Но обращения к руководству страны — напрямую и через прессу — остались без ответа. Постепенно мы теряли контроль над ситуацией, пока в Крым не пришли российские спецслужбы, российские войска и не был проведен так называемый референдум.

— Можно ли было предотвратить дальнейшие события на Донбассе?

— Во время крымских событий я настаивал на том, чтобы началась работа по Донбассу, пока там еще было относительно спокойно, хотя уже вовсю работала российская информационная пропаганда и местным жителям рассказывали, что скоро приедут «фашисты» их убивать.

Я встречался с руководителями предприятий, заводов, шахт — они жаловались на то, что их записали в сепаратисты, но на самом деле они были готовы к диалогу. Мы разработали комплекс мер, которые позволили бы легко урегулировать ситуацию, Служба безопасности во взаимодействии с другими органами должна была сработать именно так, как 20 лет назад в Крыму, выявляя экстремистов и диверсантов с российской стороны. До войны бы, конечно, в этом случае не дошло.

Но теперь во многом винят жителей Донбасса, хотя ответственность прежде всего лежит на руководстве страны. Защитить своих граждан — святая обязанность государства. И если оно не сумело этого сделать, то руководство должно было уйти в отставку.

Я общался с государственными лидерами других стран и слышал от них такие слова: «Если бы наша страна потеряла хотя бы пядь земли, все правительство было бы уже в отставке». Украина же теряет не только земли, но и людей уже на протяжении года почти, а выводов нет.

— Как вы считаете, планировалось ли возвращение в Украину Януковича через Донбасс?

— Да, планировалось — он был задействован в сценарии по дестабилизации ситуации на Донбассе. Его окружение убеждало Путина в том, что Янукович — самый рейтинговый политик на Донбассе, что его там поддержат. Они рассчитывали создать на юго-востоке несколько республик, затем раскачать ситуацию в центре Украины и вернуть Януковича к власти. Такой план разрабатывался, но поднять масштабное восстание жителей юго-востока не получилось.

«ВСЕ МИРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗА НАМИ» 

— В Украине немало путинских агентов? Есть они и во власти?

— Да, и это одна из причин того, почему мы потеряли Крым, почему идет война и почему мы сдаем позиции. В прессе иногда появляется информация о каких-то задержаниях, но это очень мелкие фигуры. Те же, кто определяют стратегию, не разоблачены, да никто и не пытается этого делать, потому что они же сами и находятся у контроля структур новой власти.

— Почему Украина предъявляет так мало очевидных доказательств участия России в этой войне?

— Есть сугубо оперативная информация, но она недостаточно проверена или задокументирована юридически. А все факты, которые оцениваются международной общественностью, следственными органами, должны пройти процессуальную оценку. Я ведь юрист, и мне понятно, что доказательства должны быть по каждому пункту.

— Несмотря на мирные договоренности, война продолжается. Если даже при участии столь высоких посредников, как президент Франции и канцлер Германии, эти соглашения не дают результата, остается только война?

— Перспектив в войне у Украины нет. Нужно выходить на уровень стран «Большой двадцатки» по урегулированию ситуации под мощнейшим международным контролем. На уровне Минских договоренностей это не работает. Нагнетание обстановки с любой стороны, в том числе и с нашей, недопустимо.

Все мирные инициативы должны быть за нами — не за Россией, не за Западом, а за Украиной. Конечно же, при стойкой позиции наших военных на линии размежевания. А затем подключаем Запад и принуждаем Россию к мирному процессу. Дру­гого варианта нет. Иначе — широкомасштабная война.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось