Надо начинать сначала, а не сводить счеты
Мы еще не все поняли. Как ни странно, мне в эти дни вспомнился припев революционной песни «Интернационал», переведенной на украинский язык поэтом Мыколою Вороным. Припев начинается строкой, которой нет ни в оригинале, ни в русском тексте: «Час розплати настав!».
Когда-то непременно приходит время осмысления и расчета — не обязательно кровавого и не обязательно с другими — важно для начала рассчитаться с самими собой. Мы прошляпили больше двух десятилетий независимого национального развития, и не надо, по-моему, все валить на нынешних президента с премьер-министром. У них на столе и на всех наших столах лежат счета, не оплаченные тремя президентами предыдущими, кстати, избранными нами, а также теми, кто наблюдал формирование парламента неведомо из кого, выдвижение в министры людей неведомых, воровство, распад промышленности.
Мы привыкли к чувству собственного бессилия, внушавшемуся нам еще советской властью, приучились к собственному разочарованию. Столько наговорив о патриотизме, мы не воспитали в себе чувства моральной ответственности за происходящее в стране — и власть это чувство тоже утратила. Многим, оказывается, было интереснее бороться за независимость, а не мозольно, продуманно осуществлять ее. 26 лет назад мы оставили у власти коммунистов — тех же, что разрушали Украину десятилетиями, врали нам, отделяли нас от человечества, уничтожали национальную элиту.
Это мы все ушами прохлопали, а сегодня хлопаем в ладоши, требуя немедленных перемен. И при этом вроде бы никто из нас ни за что не ответствен — в крайнем случае все шишки валятся на нескольких человек из властных структур, и даже холуйский хор, так звонко певший до недавнего времени и мешавший всем нам оглядеться, вроде ни при чем, он даже не упоминается. Мы в 1991 году не сумели не то чтобы перейти, а даже сделать шаг в сторону новой цивилизации, нового достоинства и расплачиваемся за все это сейчас. Время хорошенько задуматься, и поиск виновных в соглашательстве начинать надо с себя... Конечно же, наше место в Европе, но соседние с Украиной Польша, Венгрия или Чехия прошли огромное расстояние в направлении, к которому мы еще только примериваемся.
Никаких Гавелов с Валенсами не было у нас на вершинах власти и в помине — разве что преждевременно закончивший жизнь Чорновил. Скажите, каких молодых лидеров из среды одареннейшего народа мы выдвинули за эти годы, кого подняли к власти из талантливой молодежи и — честно говоря — был ли до сегодняшнего дня и есть ли сейчас у талантливых молодых людей шанс пробиться?
Когда я не так давно ходил по Администрации президента Грузии, видя вокруг молодые лица и зная, что старейшим в правительстве является 40-летний министр иностранных дел, самым важным для меня было то, что всех этих людей нашли, дали им возможность поучиться в Сорбоннах с Оксфордами и узнать, что такое европейская цивилизация. Конечно, правительство не футбольная команда, но, как писал поэт: «Все же, все же, все же...». Я вспомнил об этом, видя ребят, задававших тон на киевских демонстрациях, родившихся уже после советского распада и не желающих, чтобы Советский Союз поглотил их снова — под какими угодно названиями.
Опыт патриотического говорения у нас огромен. Очень боюсь, что в Украине будут объявлены несколько виновников нелепого пути, приведшего страну неведомо куда, и мы снова станем размышлять, как их наказать попримернее, и высчитывать, когда и кто нас поворачивал не туда. А между тем до сих пор не создана даже независимая судебная система для этого, мы не научились спрашивать не только с депутатов, но и с самих себя. Надо начинать почти что сначала, а не сводить счеты. Без истерик. Мы на это способны?