В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Пираты XII века

Моряк-украинец в Йемене Николай КУБИК: «У нас закончилась вода, вокруг взрывы, но если заведем двигатель, вооруженные до зубов арабы откроют стрельбу на поражение»

Елена ПОСКАННАЯ 14 Мая, 2015 00:00
Силы Аравийской коалиции ежедневно наносят удары по городу Ходейда в Йемене, в порту которого находится корабль с четырьмя украинскими моряками на борту. Судовладелец, греческая компания OceanWide Shipping, отказывается эвакуировать сотрудников. Об этом интернет-изданию «ГОРДОН» рассказал старший механик химического танкера Starlet
Елена ПОСКАННАЯ
Четыре украинских моряка оказались заложниками военных действий в Йемене. Греческий химический танкер Stаrlet, на котором ра­ботают украинцы, во время захода в порт города Ходейда повредил причал. По решению местного суда с 4 февраля на судно наложен арест до тех пор, пока владелец не выплатит штраф. В конце марта в Йемене произошли столкновения правительственных войск и повстанцев-хуситов, началась международная военная операция. Из-за боевых действий суд Ходейды не может рассмотреть дело, а охрана порта отказывается выпускать корабль. Одессит Николай Кубик работает старшим механиком танкера Starlet.

— Сейчас на борту находятся 13 человек, — сообщил Анатолий. — В составе экипажа четыре человека из Украины, в том числе ка­питан, остальные из Ганы. Также есть один гражданин Греции. Его задача — следить за экипажем и докладывать хозяину греческой компании OceanWide Shipping. У нас уже закончилась вода. Заказать бункер с пресной водой с берега мастер не желает, потому что за это надо платить. К тому же на земле идет война — служащим порта не до нас.

Мы начали собирать конденсат из кондиционера. В сутки накапливается около 400 литров, но она непригодна для питья и приготовления еды. Раз в трое суток выдают 15-литровое ведро кондиционированной воды на человека. Каждый ее расходует на свое усмотрение, на хозяйственные нужды ничего не остается. Про стирку я молчу. Мы уже забыли, что это такое. Смены чистого постельного белья на борту нет. На улице жара. Днем температура выше 30 градусов. Представляете, как все нагревается под открытым солнцем! На борту полная антисанитария. У людей уже начались кишечные расстройства. Туалеты не работают.

— Как же тогда экипаж справляет ес­тественные надобности?

— Кто где. Если по-маленькому, то за борт. Если по-большому, то мы в машинном отделении оборудовали место, провели шланг, где все смывается морской водой тоже за борт.

— А как у вас с питанием?

— Раз в месяц заказываем продукты. Недавно была доставка. Привезли все самое простое — рис, картошку, макароны, соки и газировку.

Эвакуировать экипаж хозяева танкера отказываются. С конца марта в Йемене ведутся боевые действия. Силы Аравийской коалиции (объединенные войска Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, ОАЭ, Бахрейна, Египта, Иордании, Марокко, Пакистана, Судана) постоянно наносят авиаудары. Ходейду, в порту которой находится корабль, обстреливают ежедневно. За последние два дня апреля коалиция разбомбила аэропорт и военную базу, расположенные в окрестностях города.

Вчера было шесть мощнейших взрывов примерно в восьми километрах от судна. Взрывная волна дошла и до нас. Судно так тряхнуло! Сохранять спокойствие совсем непросто. Ведь это химический танкер, который перевозит опасные вещест­ва. А у нас не работает аварийная пожарная сигнализация и система пенотушения.

Я отработал уже семь месяцев. Мой контракт закончился еще 29 марта. Я написал три заявления с просьбой предоставить мне замену. В конце марта, когда началась война и проводилась эвакуация из Йемена, отправили домой только одного человека — второго помощника, у которого начались серьезные проблемы со здоровьем. А меня не отпустили.

— Вы пытались связаться с руководством компании? Что вам обещают?

— Говорить с руководством невозможно. Они связываются только с капитаном. Боюсь, меня даже без зарплаты оставят за то, что я поднял бунт. Я написал заявление и отказался выполнять обязанности, поскольку срок действия моего контракта истек. Недавно хозяин позвонил капитану и попросил передать всем, у кого закончился контракт, что замену предоставить не смогут до тех пор, пока судно не зайдет в следующий порт или пока в Йемен не полетят самолеты. Это означает, что мы тут надолго. Ведь о самолетах говорить не приходится — аэропорт разбомбили, идет война.

— Раз идет война и городские власти не в состоянии рассмотреть дело в суде, не может ли судно покинуть порт?

— У нас на борту постоянно находятся два вооруженных до зубов араба. Это охрана порта. Автоматчики смотрят, чтобы судно не угнали. Они меняются каждую неделю. Нас предупредили: при любой попытке завести двигатель охрана откроет стрельбу на поражение. Да и, если честно, у нас уже закончилось топливо. Еще остается немного солярки для того, чтобы поддерживать системы в рабочем состоянии. Что будет, если отключится электроснабжение, даже представлять не хочу. Владелец танкера только запугивает экипаж лишением зарплаты. Нас держат, словно заложников. Я понимаю, что когда позволят сняться с якоря, без экипажа судно не поплывет. Но разве это моя проблема?

Жена Николая, Алена Кубик, сейчас ос­та­лась одна с четырехлетним ребенком и больной мамой на руках. На материальную компенсацию от компании, которая должна заплатить шесть миллионов долларов штрафа, не рассчитывает. Более месяца женщина пытается вызволить мужа. Одесская компания Key West Marine, которая набирала моряков, отказалась помогать и сняла с себя всю ответственность. В украинском МИД знают о сложившейся ситуации, в помощи не отказывают, но и ощутимых изменений действия дипломатов пока не принесли.

— Я обращалась на горячую линию МИД, — рассказала Алена. — Меня долго перебрасывали от одного специалиста к другому, даже имя сотрудника забыла спросить, с которым в итоге разговаривала. Он нашел запрос от организации «Асоль», которая помогает морякам. Спрашиваю: «Что вы уже сделали по запросу?». Пока ведут переписку с судовладельцем. Тот прислал ответ, что на судне все хорошо, моряки всем довольны. Но это же наглый обман! Я дала телефон своего мужа, чтобы они с ним поговорили.

Кроме того, я нашла людей в наших консульствах в Саудовской Аравии и в Греции. Переслала им всю информацию и документы. В греческом консульстве меня заверили, что компания делает все от нее зависящее и обещает при первой возможности отпустить моряков. Первая возможность — это когда судно дойдет до следующего порта! Я говорю: «Простите, но мой муж не может сидеть год или два в виде охранника, пока снимут с ареста судно. Это не ответ, не выход. Там идет война, и я не хочу, чтобы мне из Йемена цинковый гроб привезли». На этом разговор закончился.

Единственная надежда на «Асоль»: они прессингуют греческую компанию-судовладельца. Но пока ничего не получается. Греки все время откладывают решение, говорят: «Подождите день-два», а потом еще пару дней, и так до бесконечности. А мне нужно решение проблемы сейчас. Мы живем на съемной квартире, за которую платим 1400 гривен. Месяц назад моей маме сделали операцию. Я была вынуждена оставить работу, чтобы ухаживать за ней и за ребенком. И как мне сейчас жить без мужа и средств к существованию?

Р. S. Редакция интернет-издания «ГОРДОН» обратилась в МИД Украины за разъяснением и следит за развитием событий.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось