Подарки надо брать
Когда один год заканчивается, а другой начинается, приходит пора подарков. Универмаги и супермаркеты за два месяца, декабрь и январь, продают больше товаров, чем за любое из полугодий, и многие поневоле обрастают вещами, часть из которых им никогда не понадобится. Но куда деваться: подарки надо брать! Впрочем, не все и не у всех здесь просто. Знакомый завотделом газеты в Соединенных Штатах лишился должности, приняв от человека, о котором он вел журналистское расследование, бутылку дорогого виски в рождественской обертке. Другого газетчика долго трясли за то, что он сфотографировался на курорте в сомнительной компании. Что бывает с дорожными полицейскими, принимающими купюру в подарок от нарушителей правил движения, говорить не буду — отделы внутренней безопасности на дорогах неутомимы...
Я вспомнил обо всем этом по ассоциации, потому что все чаще в газетах и по телевидению наряду с рекламой подарков нам напоминают, что надо бы подумать про декларацию о доходах. Дело житейское: такие же или похожие декларации сейчас заполняют во всем мире, но везде по-разному. Раз уж зашла речь о подарках, вспомню, что почти четверть века назад, при президенте Картере, в США создали федеральное управление по чиновничьей этике. Директор управления назначается президентом на пять лет (чтобы срок этот не совпал с президентским и директор чувствовал себя увереннее, с этой же целью кандидатура директора проводит сенатское утверждение).
Все служащие достаточно высокого уровня (в том числе, кстати, и военные), а это несколько десятков тысяч, заполняют, кроме обычных налоговых, еще и специальные декларации, где они обязаны указать все полученные за год гонорары (за что, от кого и сколько), все подарки (за год из одного источника нельзя получить подарков более чем на полсотни долларов), все взятые кредиты (от кого и сколько).
Чиновник не имеет права использовать свое положение для получения выгоды себе лично или членам семьи. (О фирмы под руководством детей и жен наших министров и депутатов! Американский бюрократ не имеет права даже поглядеть в сторону магазина, принадлежащего его теще, не то что зайти в него). Кстати, и после ухода на пенсию чиновник не будет иметь права работать в той сфере, которую курировал от имени государства (чтобы не готовил себе местечко загодя). Эти правила простираются до самого верха исполнительной вертикали (часто вспоминаю, как президент Рейган в Москве не смог принять личный подарок в виде расписного самовара «Русское поле» стоимостью в несколько тысяч долларов — это выходило за этические пределы).
Наказания за вранье в декларации для федерального управления по этике могут быть лютыми — от огромных штрафов до тюремного заключения и (что едва ли не самое страшное) лишения пенсии. Эти декларации не прячутся под сукно — они доступны прессе, и поэтому завравшихся бюрократов ловят очень успешно. Помню несколько скандалов, когда шум подымался вокруг пустячных по нашим понятиям подношений, вроде построенного спонсорами забора вокруг загородного дома или оплаченного фирмой путешествия на Гавайи. Ну не может госчиновник брать деньги ни у кого, кроме государства, — не имеет права, и все тут! Кстати, в городе Бостоне, где я работал, мне однажды довелось попасть под проверку как профессору университета, и тогда же я узнал, что члены проверяющей комиссии тоже заполняют этические декларации, а на федеральном уровне их контролирует конгресс США.
В общем, настало время подарков и деклараций. В разных странах это выглядит по-разному. На что я и хотел обратить ваше внимание.