На что потратить миллиард?
Традиция это еще советская, когда после октября 1917 года по стране долго гулял фестиваль воровства - грабили усадьбы, коллекции, драли драгоценные оклады с икон, ссыпали бриллианты в коробки из-под сапог, но до сих пор имена грабителей всплывают лишь случайно. Вещи исчезали в небытии, пути их не документированы, а судьбы покрыты мраком. Или - если пути известны, то выборочно. Нашел в партийном архиве постановление Политбюро ЦК от 25 апреля 1931 года: «А. Картину Леонардо да Винчи не продавать. Б. Разрешить продажу картин Рафаэля и Тициана».
Награбленное уходило сквозь пальцы. Но картины, гобелены, работы Фаберже и других ювелиров приобретали не только частные собиратели. Богатые иностранцы покупали многое, чтобы подарить шальные сокровища музеям своих стран. Национальная галерея в Вашингтоне гордится коллекцией полотен старых мастеров, купленных миллиардером Эндрю Меллоном в большевистской империи и ставшей одной из основ музея. Жертвовали не только музеям. Абсолютное большинство американских университетов основано на частные деньги - вплоть до самых престижных - Гарварда, Принстона, Йеля. Миллиардер Эндрю Карнеги тогда же, в первой трети столетия, основал университет, оплатил существование 2500 библиотек по всему миру.
Эта традиция поощряется налоговой системой, укрепляя репутации людей и стран до сих пор. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг не так давно пожертвовал 300 миллионов долларов университету, основанному железнодорожным магнатом Джоном Хопкинсом. А Билл Гейтс, основатель и глава «Майкрософта», в последние годы внес полтора миллиарда долларов на стипендии для студентов из национальных меньшинств и еще 250 миллионов долларов - на развитие школ в США. Это и есть этика использования богатств.
У постсоветских богачей собственная гордость. Пока их заморские коллеги «разлагают молекулы на атомы», у наших другие заботы, тем более что традиция растаскивания накоплений, сделанных дома, живее всех живых. Миллиардер Роман Абрамович обитает в Лондоне, деньги вложил в лондонский футбольный клуб «Челси» и купил себе несколько самых дорогих в мире яхт. Миллиардеру Алишеру Усманову приглянулся другой лондонский футбольный клуб - «Арсенал», а владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев приобрел команду «Монако» из одноименного княжества. Миллиардер Сулейман Керимов скупает дорогущих футбольных звезд для своей «Анжи», команды, живущей в Москве, но почему-то числящейся за нищим Дагестаном. Не отстает от моды и пресловутый «Газпром», который десятки миллионов евро вбухал в петербургский футбольный «Зенит», не преминув отстегнуть долю и немецкой команде «Шальке».
А что бы вы сделали с деньгами, окажись у вас миллиард? Открыли университет или купили пятиэтажную яхту? Хуже всего, когда куча денег втихаря запрятана в швейцарском банке и ты боишься, что про это узнают.