В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Дым отечества

«Так вот какая ты...»: что нового узнала о себе страна после местных выборов?

Евгений КУЗЬМЕНКО. Интернет-издание «ГОРДОН»
Колумнист интернет-издания «ГОРДОН» подводит итоги прошедших в Украине местных выборов, рассуждает о приверженности части страны давно знакомым «уважаемым людям», анализирует, к кому ушел электорат коммунистов и куда движется рейтинг «Блока Петра Порошенко»

Ну что, давайте под­водить итоги? Все-таки выборы — это такой сеанс самовыражения, после которого страна с удивлением узнает о себе много нового. Совсем как протрезвевший гуляка, с пристрастием допрашивающий соседей в утро после шумной пьянки. Итак, что нового (и не очень) поведали нам местные выборы 25 октября?

Мы узнали, что часть территории страны верна своим феодалам. Принцип президента Рузвельта («Может быть, Сомоса и сукин сын, зато это наш сукин сын») работает на полную катушку. В Харькове в один тур побеждает Геннадий Кернес, на Закарпатье правят бал Балоги, большие и маленькие. Порой кажется, что в Мукачево готовы избрать мэром даже таракана — лишь бы он носил заветную фамилию...

Еще мы узнали, что в стране снова востребована электоральная ниша под названием «Дай в морду «Регионам», власти, кому угодно!». И, как и в 2012-м, эту нишу заняла «Свобода». Приготовьтесь, дорогие сограждане: скоро вас снова начнут учить, как правильно петь гимн, на каком языке говорить, что делать с нетитульными нациями и тому подобное. Помните: «Пам’ятай, чужинець: тут господар — українець!»? Нечего сказать, прекрасный выбор в стране, где первым погибшим на Майдане стал армянин Нигоян...

Идем дальше. Возвращение «Свободы» — лишнее подтверждение того, что свято место пусто не бывает. Один удачный телеролик от генпрокурора Шокина — и зализывать раны приходится Радикальной партии. Год назад именно телевидение обеспечило Ляшко и его команде рейтинговый рост и пропуск в Верховную Раду. Теперь для обратного эффекта хватило короткометражного документального фильма с нардепом Мосийчуком. «Я тебя породил, я тебя и убью» — намекает Олегу Валерьевичу телевизор.

Однако не все в украинской политике измеряется баблом и купленной на нее агитацией. Уж сколько бигбордов-биллбордов с Корбаном развесили вдоль столичных дорог; уж с каким напором лез из каждого утюга, из каждой микроволновой печи Сергей Думчев — и где они? Сидят себе унылыми носорогами на обочине да закусывают горечь поражения укропом...

О чем еще узнала страна в это октябрьское воскресенье? О том, что была Компартия — и нет Компартии, отряд не заметил потери бойца. Проценты Симоненко&Co с легкостью разобрали набежавшие нахлебники: Тимошенко, Каплин, Оппозиционный блок и его клоны — «Відродження» и «Наш край». Оказывается, для того, чтобы заниматься социальным популизмом, необязательно ходить на первомайские демонстрации и размахивать красными гвоздиками: достаточно объявить поход на Кабмин. Либо же каждую пятницу не вылезать из ток-шоу, вбивая в головы людей свои тарифные мантры.

К слову, про «Відродження» и «Наш край». Вот еще одна закономерность, очерченная этими выборами: в Украине то здесь, то там бал правят не столько идеология, сколько скачущие из партии в партию местные царьки и князьки. У них есть деньги, связи, команды, а главное — это неизбывное умение нашего обывателя нутром определять «уважаемого человека», с которым уже прожито столько-то лет, — и не то чтобы очень счастливо, но как-то все же стабильно. Так зачем выбирать молодого, борзого, пугающего новаторскими проектами? Пускай будет Иван Иваныч: я еще в школу ходила, а он уже в горисполкоме работал — «отака людина!».

Впрочем, что это я все о грустном? Ругаю харьковчан за Кернеса, а ведь он для многих харьковчан — тот же Иван Иваныч, притом небесталанный: чистоту в городе отмечают все там побывавшие. Дальше — больше: как выясняется, жители города одарили своим доверием без малого 40 процентов политических партий, называющих себя «демократическими». 40 процентов, Карл! В Харькове! Поневоле задумаешься: а если бы на выборах не было очевидного договорняка по линии Кернес — Банковая — Коломойский; если бы демсилы, объединившись, выставили бы в срок толкового конкурента Гепе — глядишь, и состоялся бы второй тур выборов мэра. И даже, вполне может быть, не без интриги.


5

Отдельное знание, дарованное стране этими выборами, связано с Днепропетровском. И это, по большому счету, знание про войну. Не случись на соседнем Донбассе войны; не узнай Днепр всего этого горя — с бесконечным грузом 200 и 300, с героизмом армии, добровольческих батальонов и волонтеров; со скрупулезной изматывающей работой власти — не будь всего этого, победа Вилкула в этом избыточно прагматичном городе оказалась бы, скорее всего, безвариантной. Просто Днепр стал другим — и в этом после первого тура убедилась вся страна. Очень не хотелось бы после второго тура убедиться в том, что когда два клана сражаются за свое, кровное, — без крови не обойтись...

Дальнейшие итоги очертим пунктирной линией. Рейтинг БПП падает — и если Петр Алексеевич не запустит свои «очень радикальные и неотложные реформы», на досрочных выборах в Верховную Раду (в том, что они будут досрочными, мало кто сомневается, весь вопрос, когда?), его эклектичную, собранную по принципу «каждой твари по паре» команду ждет оглушительный провал. И мы в один голос скажем: «А ведь вас предупреждали! На местных выборах...».

И, наконец, о явке. Про лень-матушку («Шел-шел, но как-то не дошел...»); про апатию и пофигизм («В прошлый раз всей семьей проголосовали — и что?»); про обывательский инфантилизм («Да чего за них голосовать — все одинаковые козлы!») — про все это написано уже немало. Видимо, не в первый раз — и, увы, не в последний. Пока общество не понимает, что выборы — и в первую очередь местные — это многолетняя непрекращающаяся селекция власти. И если селектору наплевать, то и продукт селекции будет соответствующего качества. Гнилой и с горчинкой. Господа не голосовавшие, вы что, в самом деле этого хотите?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось