Гапчинская: Писать картины о войне мне не нужно. Достаточно того, что мой муж в зоне АТО БГ

Виктория ВОРОНИНА 27 Июля, 2015 10:07
Художница Евгения Гапчинская рассказала изданию "Бульвар Гордона", почему жалеет "пиратов", не ходит на светские тусовки и никогда не возьмется обучать живописи.
Во время интервью Евгения едва сдерживала слезы, когда говорили о войне и о душе...
Во время интервью Евгения едва сдерживала слезы, когда говорили о войне и о душе...
Фото: art-veranda.ru

Евгения Гапчинская – одна из самых востребованных современных украинских художниц. Стоимость ее картин стартует от 100 тысяч гривен. Увидев изображение румянощеких детей и ангелов, каждый безошибочно определит их создательницу. Критики не жалуют Гапчинскую за то, что она на протяжении не одного десятка лет неизменно рисует только их. У художницы на это свой взгляд.

Я люблю людей крылатых, которые живут с расправленными плечами. Когда воруешь, крылья пропадают, и все твои действия уже с душком


Фото: networkview.ru
Фото: wedding.ua


– Евгения, сейчас часто можно встретить пиратскую продукцию с использованием сюжетов ваших картин. Как боретесь с таким методом воровства?

– У нас постоянно идут суды. Всем этим занимаются юристы. Один процесс выигрывается – открывается новый. Постоянно делаем контрольные закупки пиратских копий. Кстати, продажи на Крещатике, производятся под покровительством нашей милиции.

– Может быть, копирование и воровство – это мерило популярности?

– Многие мне говорят, что это обратная сторона медали: есть популярность – будут и копии. Видимо, это так и есть. Я вообще больше созерцатель. Отношусь к такому явлению философски и даже с некоторой жалостью к тому, что люди не нашли свое призвание. Приходится воровать, а это неприятно в первую очередь тому, кто ворует. Я люблю людей крылатых, которые живут с расправленными плечами. Когда воруешь, крылья пропадают, и все твои действия уже с душком. Но стараюсь этими мыслями себя не перегружать: я хочу остаться художником и женщиной, а потому не хочу копить злость.

– В вашей галерее есть картины, датированные еще 2004 годом. Можно сказать, что товар залежался? Вы анализируете, почему определенные картины не покупают? 

– Каждая работа находит своего покупателя в свое время. Одни работы покупают через десять лет после написания, другие – на следующий день. Я никогда не анализирую критерии успеха. Вы вообще первая, кто обратил на это мое внимание.

Большинство украинцев, у которых бизнес в России, не знают, что им делать, – сворачиваться или переждать


47_main
Фото: yablor.ru


– Вы пишете сейчас картины о войне?

– Я не отношусь к тем художникам, которые пишут о том, что происходит в обществе. И сейчас писать на тему войны, чтобы показать, что я в струе, не нужно. Достаточно того, что мой муж (художник Дмитрий Гапчинский. – "Бульвар Гордона") в зоне АТО. Каждый день я высылаю на весь его взвод все необходимое. Зачем выделываться на полотнах? Я работаю, как и работала. Но на тему АТО я говорить не буду. Ни о чем меня не спрашивайте, потому что я начну плакать.


Дмитрий Гапчинский. Фото: Facebook
Дмитрий Гапчинский отправился воевать в зону АТО. Фото: Дмитрий Гапчинский/ Facebook


– Решение вашего мужа идти в АТО было добровольным?

– Его призвал военкомат.

В мирное время у вас было много клиентов из России, есть галерея в Москве. Сейчас в России по-прежнему покупают ваши полотна?

– Мы не знаем сейчас, что делать с нашей московской галереей. У нас было много лицензионного сотрудничества – имеется в виду выпуск брендированной продукции. Пока все повисло в воздухе. В России много нормальных, вменяемых людей, которые принимают позицию, отличную от государственной. А большинство украинцев, у которых бизнес в России, не знают, что им делать: сворачиваться или переждать.

– Упали ли продажи в России в последнее время?

– До чего вы хотите докопаться? Не хочу говорить на эту тему. Я сказала, что мы не знаем, как поступить с московской галереей. А больше мне нечего добавить.

– Политика стала камнем преткновения в общении с вашими российскими родственниками?

– В России живут двоюродные сестры Димы. У нас, как правило, контакт с ними был по случаю: свадьба, день рождения. А о политике мы не говорим, так что, какую позицию они занимают, нам неизвестно.

Я живу старческой жизнью. Но мне это нравится


Фото:sunny7.ua
Фото:sunny7.ua


– Многие профессиональные художники и эксперты критикуют ваши работы и подход к искусству как к чему-то, что можно поставить на поток. Как относитесь к критике?

– Я анализировала свое творчество. Понятно, что все герои моих полотен друг на друга похожи. И, собственно, других я не рисую. Многие художники писали найденные ими образы из полотна в полотно. Вы можете открыть альбом Леонардо, Джотто, Василя Непийпиво, Филиппа Малявина, Казимира Малевича, Ганса Гольбейна Младшего, Ганса Гольбейна Старшего, Клода Моне... Например, все знают кувшинки, которые Моне любил и рисовал всю жизнь.

Раньше, услышав критику, я плакала. Но сейчас мне жалко свое время тратить на то, чтобы анализировать чужие разговоры. Понравиться всем невозможно. Любой предмет на этом свете, движущийся или не движущийся, мужчина, женщина, стул, коробка, не может нравиться каждому. А будешь все время оглядываться на чужое мнение – потеряешь свою жизнь и работу.

– Между художниками возможна дружба?

– Конечно. Это зависит от характера человека и способности дружить, а профессия к этому отношения не имеет. Очень люблю художниц Катю Борисенко, Нелли Исупову – и за то, что они делают, и за то, что они хорошие люди. Профессия может давать еще дополнительные точки соприкосновения, если люди любят друг друга всей душой.

– Вы не посещаете светские вечеринки. Почему?

– Я живу очень закрытой жизнью, очень люблю и уважаю свое пространство. Серьезно занимаюсь йогой, работаю. Ложусь спать в 10 вечера, просыпаюсь около 4.30 утра. Мне неинтересно ходить на пати по вечерам, готовиться к ним весь день, шить платье, делать укладку, стоять в пробках, красить маникюр. Если у меня свободный день, то лучше остаться у себя в саду и испечь хлеб для своей семьи, побыть в покое, подумать, что делать завтра. Свободный день потрачу на уединение. Возможно, я живу старческой жизнью. Но мне так нравится.

Некоторые свои картины никогда не отдам в галерею


Фото: madeart.biz
Фото: madeart.biz


– Вы когда-нибудь возьмете ученика?

– Нет. Я не умею учить. Это две разные профессии – преподавать и писать картины. Я осознала это еще в институте. Некоторые преподаватели великолепно вкладывают материал, могут сказать слово, способное заставить работать ближайшую ночь или ближайший год, и ты будешь из себя выжимать все! Но при этом они отнюдь не выдающиеся художники. И есть выдающиеся художники, которые не умеют объяснять и общаться с учеником. У них нет внутренней готовности где-то приласкать, где-то придавить. Многим преподавателям вообще легче все нарисованное тобой стереть резинкой. Я не умею объяснять, что сделать, чтобы картина стала лучше. Так у меня по жизни во всем. Я не могла бы быть архитектором или дизайнером, потому что не смогла бы объяснить клиенту, почему мне нравится стена именно этого цвета или именно под таким углом стоящая мебель.


Фото: facebook.com.ua
Герои полотен Евгении Гапчинской похожи друг на друга. Фото: Евгения Гапчинская/Facebook


– У вас дома есть ваши картины?

– Да, но их немного – только несколько любимых работ. Бывает, хочется, чтобы новые картины побыли у меня какое-то время. Некоторые работы я никогда в галерею не отдам: одна с морскими мотивами, другая – с "овощной" выставки, "Ангел в капусте". Они радуют меня, когда я просыпаюсь.


Фото:bestin.ua
Фото:bestin.ua


– Как относитесь к таким проявлениям современного искусства, как инсталляция, перформанс?

– Я этим занималась несколько лет, еще будучи в Харькове, когда состояла в группе современных художников "10+10". В группе было двадцать человек: десять из Германии и десять – из Украины. У нас были выставки в андеграундных галереях Харькова и Нюрнберга. Что только мы не делали: и резали, и рвали, и сшивали материал. Без аннотации на выставку можно было не заходить, так как невозможно было понять, что художник хотел сказать. Со временем осознала, что это не мое и что я кривлю душой, когда придумываю какие-то сверхоригинальные ходы. Я поняла, что по сути очень спокойный человек и искусством своим не хочу ничему научить, мне не надо ломать ничье мышление. Я просто хочу работать.

– Каковы ваши вкусы в литературе, музыке, кино?

– Люблю книги по психологии, философии, йоге. Из художественной – люблю истории о простых людях и их судьбах. Мне нравится, как пишет Дина Рубина. Фильмы люблю добрые, поднимающие настроение. Например, "Вкус жизни", "Реальная любовь".

В музыке я всеядна. Обожаю Баха, Моцарта, Генделя. В то же время люблю Синатру, попсу.

– Во время работы вам необходима тишина, чтобы сосредоточиться?

– Нет. Как правило, у меня работает музыкальный центр со спокойной музыкой.

– Как вы считаете, в чем главная цель искусства?

– По моему субъективному мнению, главная цель –- радовать и сделать легче душе при всей сложности и циничности жизни. Я за то искусство, после которого ты свое отплаканное можешь отпустить, забыть и жить дальше, не тянуть за собой сложности.

 

Теги: живопись Евгения Гапчинская Дмитрий Гапчинский зона АТО война картины светские тусовки эксклюзив


Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
ПО ТЕМЕ
Комментарии
1000 символов осталось