В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Во весь голос

Робертино ЛОРЕТИ: «Анатолий Соловьяненко — фантастический тенор из Украины — был моим близким другом и часто гостил у меня в Риме. Он хорошо меня знал — и как певца, и как повара...»

Татьяна РАЙДА. Интернет-издание «ГОРДОН»
Андрей КИРИЧЕНКО. Интернет-издание «ГОРДОН»
В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» знаменитый итальянский певец рассказал, почему его дети не хотят петь, правда ли, что из-за напряженного гастрольного графика он подростком потерял голос, чем он угощал в своем доме в Риме украинского тенора Анатолия Соловьяненко и что самое главное в певческой карьере

Робертино стал известен на весь мир под­ро­стком благодаря чистому и звонкому дисканту. Лорети родился в большой и небогатой семье, был пятым из восьми детей. Чтобы заработать, начал петь на улицах и в кафе. Его талант проявился очень рано: с шести лет Робертино был солистом церковного хора, с восьми — выступал вместе с хором Римского оперного театра.

Головокружительная карьера началась, когда на мальчика обратил внимание продюсер из Дании. В 13 лет Ло­ре­ти стал знаменит на всех континентах, собирал десятки тысяч зрителей, гастролировал без перерывов, пластинки выходили миллионными тиражами. Прошло всего три года — и его звонкий детский голос начал меняться, чтобы превратиться в баритональный тенор. Сегодня синьору Ло­ре­ти почти 70 и он по-прежнему поет свои хиты — O sole mio, «Вернись в Сорренто», «Ямайка» — и собирает полные залы, пусть и не на 40 тысяч мест, как в детстве.

«ПАПА РИМСКИЙ МЕНЯ БЛАГОСЛОВИЛ, ПОЦЕЛОВАЛ В ЩЕКУ И СКАЗАЛ: «У ТЕБЯ ГОЛОС, КАК У АНГЕЛА!»

— В Киеве вы выступили вместе с украинским победителем детского талант-шоу «Маленькие гиганты» Александром Подоляном...

— О, мне нравится Александр! Очень красивое лицо и прекрасный голос! Я желаю ему в жизни самого наилучшего, потому что у него настоящий талант и его голос очень похож на мой в юности. Когда я встретил Александра, я ему посоветовал не напрягать голос слишком сильно, не спешить, и постараться научиться, подготовить к будущему свой голос, если он хочет петь дальше.

После критического возраста, в 14-15 лет, его голос, естественно, начнет меняться. Если он будет слишком напрягаться в это время, то, вероятно, потеряет его. Но если начинать не спеша, с преподавателем, от которого можно получить дельный совет, что особенно важно в такое критическое время, можно продолжать петь.

— То есть в переходном возрасте нужно совсем прекратить петь? В СССР, где вы были очень популярны, ходил даже слух, что из-за менеджеров, которые вам не позволили сделать паузу, вы потеряли голос и он уже полностью не восстановился.

— Прекратить петь нужно только на год — с 15 до 16 лет. В это время необходимо продолжать делать упражнения для голоса, для техники. Это то самое время, когда нужно перестроить голос, приготовить его к будущему, чтобы получить тенор или, например, баритон. Я же прекращал петь даже на два года: с 15 до 17 лет, учился у великих Беньямино Джильи и Тито Скипы (знаменитые итальянские теноры XX века. «ГОРДОН»). Они медленно-медленно мне показывали, как работать с голосом, и я успешно возобновил выступления на фестивале в Сан-Ремо. Вот и Александру тоже нужно, чтобы рядом с ним был кто-то, кто учил бы его обращаться с голосом.

Но самое главное, номер один в карьере певца — правильный образ жизни. Нужно заниматься спортом, дыханием, упражнениями для диафрагмы. Понемногу каждый день петь легкие для исполнения песни, а не давить слишком сильно вот это вот: «O sooole mio!».

— А правда, что ваш талант оценил лично Папа Римский Иоанн XXIII? Вы действительно с ним встречались?

— Я встречался с Папой Джованни XXIII (итальянцы так произносят имя Папы. — «ГОРДОН»), когда мне было около 12. Он меня благословил, поцеловал в щеку и сказал: «Робертино, у тебя голос, как у ангела! Пусть Господь благословит тебя и твой голос, потому что ты дал мне почувствовать себя наполненным любовью. В твоем голосе — прекрасная харизма, это Божий дар, не забывай об этом». Он сделал мне прекрасный комплимент. Это, наверное, первый настоящий комплимент, который кому-либо сделал Папа Джованни.

«МЫ ОЧЕНЬ ПОХОЖИ С УКРАИНЦАМИ»

— Свалившаяся слава, постоянные гастроли и такая ранняя карьера певца не испортили вас? Это вообще хорошо, если детство проходит в работе?

— Для меня все было, как игра. Я пел для своей семьи и друзей, да, я работал много и напряженно, гастролировал по всему миру, а больше всего — по Европе и Скандинавии: Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Франция, Голландия, Австрия, Германия. Я был в обеих Америках, в Австралии... Но мне очень повезло, потому что вероятность того, что я останусь без голоса, была очень высокой. И я остановился в нужное время, дал отдых горлу и занимался с хорошими людьми и великими артистами, они указали мне правильный путь.

— Скучали по семье в турах?

— Я в то время слишком много путешествовал и слишком много работал, чтобы скучать. Минимум один концерт в день. Иногда — два или даже три: например в шесть, в девять и в 11 вечера. Два-три раза в неделю по три концерта в день. Это было сумасшествие, потому что моя популярность в то время была по всему миру невероятной, тысячи людей приходили, чтобы послушать меня под открытым небом, на больших площадях. Минимум по 10 тысяч человек на одном концерте, бывало и по 20, 40 тысяч зрителей. Прекрасное время.

— Тогда чаще слушали академическую, классическую музыку, но с тех пор появилось много новых стилей. Вам нравится что-то из современной музыки?

— Современная музыка хороша для сегодняшнего дня, потому что времена меняются. Но то, что пою я, не имеет отношения к моде. Ведь сегодняшняя музыка — это чистая мода: тун-тун, тун-тун... Слишком много звука. Моя любимая музыка — классическая, таланты и голоса, и свое вдохновение я черпаю от Паваротти, Джильи, Ди Стефано, Бочелли.

— А тишину любите?

— Да! Поэтому я люблю это место, откуда сейчас с вами говорю. Это дом в 78 километрах от Рима, здесь красивые холмы, здесь тепло, светит солнце, много деревьев, это прекрасное место, чтобы расслабиться и побыть в тишине. Но я люблю и принимать гостей. У меня здесь, в Италии, много друзей из Украины. То, что я скажу сейчас, это не комплимент, но мы правда очень похожи с украинцами. Анатолий Соловьяненко, фантастический тенор из Украины, был моим близким другом и часто гостил у меня в Риме. Я его очень любил, и он очень хорошо меня знал. Как певца и повара (смеется). Анатолий... Боже благослови.

— И чем вы угощали в Риме Соловьяненко? Что любите готовить?

— Готовка — одно из моих хобби, и у меня это хорошо получается. Я думаю, что даже очень хорошо. Я специалист по быстрым блюдам: аньолотти, лазанья, равиоли, букатини алла аматричана, рис в шампанском, «четыре сыра» — самые разные блюда, в Италии их очень много. Но в этих я специалист. Мясо и рыбу очень просто готовить, а вот такое блюдо, как тарелка пасты, кажется, что легко сделать, а на самом деле это тоже искусство.

«ДОЧЬ СКАЗАЛА: «ОДНОГО ПЕВЦА В НАШЕЙ СЕМЬЕ ДОСТАТОЧНО»

— Считается, что итальянцы разбираются не только в кулинарии, но также любят быстрые дорогие машины, модную одежду, роскошную жизнь. Все это можно сказать и о вас? Вы — типичный итальянец?

— Я увлекался всем этим, когда был молод. Но не сейчас. Сейчас я — скромный человек. Главное для меня, о чем никогда не забываю и о чем забочусь, — мой голос, тело и здоровье. Я веду очень здоровый образ жизни.

В шесть утра встаю, ложусь обычно в девять вечера — после того как поужинаю, а потом что-то почитаю, посмотрю, послушаю музыку. Моя жизнь очень размеренна. Мне скоро 70, но я себя чувствую на 20 лет моложе. Моя жизнь — как жизнь спортсмена, это секрет, который позволяет оставаться в хорошей форме долгое-долгое время. И я бы советовал молодым людям, которые хотят петь долго, не устраивать себе бестолковые ночи с алкоголем и множеством... Ну вы понимаете, что я имею в виду. Будьте осмотрительны, ведите правильный образ жизни — и вы будете всегда отлично выглядеть и хорошо себя чувствовать.

— А какой образ жизни ведут ваши дети? Ваш талант им передался по наследству, они поют?

— Пытались. Норма имела прекрасный голос, когда ей было 12-18 лет. Но сейчас она архитектор, дизайнер. Она сказала мне: «Одного певца в нашей семье достаточно». Младший сын, Лоренцо, пытался петь, когда ему было шесть-семь лет, у него был такой же голос, как у меня в детстве, — прекрасный. Он знает все мои песни, весь репертуар. Сейчас ему 24, и он один из лучших стилистов в Риме, в очень известной сети салонов Aldo Coppola. Лоренцо работает с кинозвездами, знаменитостями, доволен своей работой и очень счастлив без всякого пения. Говорит мне: «Роберто, я много раз пытался примерить на себя твой костюм супергероя, но он слишком велик мне. Я никогда не буду таким, как ты».

— Вы тоже пробовали оставить карьеру певца и занимались продюсированием фильмов. Но все-таки вернулись на сцену, почему?

— Я продюсировал пять или шесть фильмов. Мне очень нравилось, я был увлечен кино в возрасте 20-30 лет. Еще я очень увлекался лошадьми, потому что моя вторая жена — дочь одного из лучших жокеев Италии, Витторио Розо — это великое имя, легенда. Но сегодня я считаю, что должен беспокоиться в основном о своей семье, о жене и детях. И я должен как можно дольше оставаться в форме, потому что когда люди меня слышат, они встают, устраивают овации, и это приносит мне самое большое удовлетворение.

Я продолжаю гастролировать по миру — в Китае, Австралии, Скандинавии, по всей Европе. Я пою разные песни, но 90 процентов аудитории лучше всего знают именно мои хиты, я не могу выйти на сцену и не спеть Сaruso, Mamma или «Ямайка», «Вернись в Сорренто», Ave Maria или О Sole mio. В августе выступаю на одном из крупнейших фестивалей мира в Риге, в сентябре лечу в Нью-Йорк. Я до сих пор постоянно в движении. Не так, как в юности, но достаточно для моего возраста.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось