Родина и государство
Рассуждения о высоких материях — дело привычное для нас с вами, еще одна объединяющая примета. Я никогда не слышал, чтобы американцы, к примеру, столько рассуждали или злословили о своем отечестве, смысле его существования и его руководителях, как послесоветские граждане. Правда, те же американцы и не страдают от державного невнимания к себе и, если что не так, очень суровы с ими же избранными властями, снимая их с должностей с той же решительностью, с какой нанимали на службу.
Скажите, а вот вы лично ощущаете за собой государство? Я имею в виду состояние личной уверенности, при котором вы можете сказать, что страна эта вами интересуется, болеет за вас, стремится помочь вам и вас защитить. Хочется, чтобы ощущение такой поддержки было у каждого из нас, и в то же время я понимаю, насколько это непросто.
Давайте сразу же выясним для себя, что родина есть структурой вечной и никуда не исчезающей. Она единственная на все времена, и понятия вроде «вторая родина», «историческая родина» или еще как-то, всего лишь угодливые словесные обороты, не более. К тому же в течение многих лет нас приучали путать понятие родины с понятием государства. Был даже лозунг «За нашу советскую родину!», как будто родные края можно было принять в партию по решению их временного руководства.
Итак: существуют государство и родина. Государство во все времена было и остается доильным аппаратом, навешенным на родину, и вся проблема в том, хочет ли оно поделиться своим надоем. За многие века Украина видывала на себе и монгольское государство, и поляков, и Российскую империю, всякий раз болезненно переживая за свою обделенность. Проще говоря, если человек живет у себя на Родине и не чувствует за собой справедливого и сильного своего государства, значит, это самое государство увлеклось обслуживанием себя, забыв о гражданах.
А государство, как мы с вами не раз уже выясняли, это всего лишь оплаченная нами структура, нанятая нами для нашего же блага. Если оно на это благо не работает, надо менять обслуживающий персонал — увольнять одних и нанимать других государственных мужей, только и всего. Громче всего кричат о необходимости массового самопожертвования во имя государства, о низкой требовательности к нему как патриотической примете именно государственные мужи, потому что странным образом все наши пожертвования стекаются именно к ним.
Когда я в очередной раз слышу массовые рыдания по поводу того, что все на родине как-то не так, мне вспоминаются плохие коллеги-редакторы, которые жалуются на собственную газету вместо того, чтобы уволить одних сотрудников и нанять других. Надо быть хозяином у себя в доме. Надо ощущать за собой государство — и не как часового или соглядатая, а как обслугу, которую мы наняли, содержим и с которой обязаны спрашивать сурово и по делу. А если что не так — гнать в шею. А чего тут бояться?