Белорусская журналистка, главный редактор оппозиционного сайта «Хартия-97» Наталья РАДИНА: «Если количество белорусов, поддерживающих действия России на Донбассе, достигнет количества россиян, у Украины появится еще тысяча километров фронта»
Наталья Радина — главный редактор белорусского оппозиционного сайта «Хартия-97», номинант премии «Свобода слова», которая вручается британской правозащитной организацией «Индекс цензуры», и лауреат премии за свободу прессы Международного комитета защиты журналистов.
В 2010 году во время президентских выборов Радину избили и арестовали сотрудники КГБ, выдвинув обвинения в массовых беспорядках. Она провела полтора месяца в СИЗО, после чего ее отпустили под подписку о невыезде. Журналистка бежала из Беларуси и получила политическое убежище в Литве. Сейчас живет и работает в Варшаве, продолжает борьбу с белорусским режимом как общественный деятель.
«ДЕ-ФАКТО БЕЛАРУСЬ — РЕГИОН РОССИИ: ЕЕ МОЖНО СМЕЛО СРАВНИТЬ С КРЫМОМ, КОТОРЫЙ СЕГОДНЯ ОККУПИРОВАН»
— Чем, по-вашему, Беларусь может быть опасной для украинского политикума и общества?
— Это пример страны, где нарушаются права человека, где диктатура и плановая экономика. Удивительно, но украинские медиа подают Беларусь как некое экономическое чудо, а украинский обыватель уверен, что там рай на земле. Украинцы в действительности совсем ничего не знают о жизни соседнего государства. Не осознают, что нереформируемая белорусская экономика существует исключительно за счет российских дотаций, кредитов, дешевых нефти и газа. Кроме того, украинцы не знают, что в Беларуси происходят чудовищные преступления против человечности, убивают лидеров оппозиции, в стране нет ни свободы слова, ни свободы собраний.
Нет важного понимания, что это довольно враждебно настроенное к Украине государство. По данным социологов, 60 процентов белорусов поддерживают действия России на Донбассе и в Крыму. Это происходит потому, что на информационном поле республики действуют исключительно российские телеканалы. Александр Лукашенко придушил все независимые медиа, поэтому альтернативной информации нет. А белорусская пропаганда мало чем отличается от российской. Например, события Евромайдана в Украине называют исключительно «государственным переворотом». Белорусские СМИ взяли на вооружение всю риторику России. Конечно, градус антиукраинскости немного меньше, но суть осталась неизменной.
Подобная ситуация, на мой взгляд, крайне опасна для Украины. Ведь если количество белорусов, поддерживающих действия РФ на Донбассе и в Крыму, достигнет количества россиян, у Украины появится еще тысяча километров фронта на севере. И что особенно важно, фронта с Россией, поскольку, поверьте, никто не будет спрашивать у Лукашенко, размещать или не размещать войска на территории республики.
— Все-таки юридически Беларусь — независимое государство. Другой вопрос, насколько она на самом деле самостоятельна в своей политике?
— Не стоит забывать, что Беларусь входит в Союзное государство с Россией. О какой независимости может идти речь? Да, де-юре статус отдельного государства имеется. Но де-факто Беларусь — регион РФ. Ее можно смело сравнить с Крымом, который сегодня оккупирован. Лукашенко только делает вид, что он якобы гениальный правитель. На самом деле он не самостоятельный политик. Существует абсолютная экономическая зависимость, энергетическая, военная (республика, по сути, плацдарм России, у нас объединенная с российской система противовоздушной обороны), тесно связаны силовые органы (постоянно проводятся совместные коллегии МВД, Минобороны). Поэтому говорить о какой-то независимости Беларуси просто смешно.
— Если оценивать ситуацию в целом, насколько высока вероятность того, что Путин воспользуется таким удобным плацдармом, как Беларусь?
— Это может произойти в любой момент. Именно поэтому Путин и удерживает абсолютно пророссийский режим Лукашенко. Украина срочно должна укреплять границу с Беларусью, потому что постоянно появляется информация о действиях российских военных в приграничных регионах. Например, есть фотографии людей в российской военной форме, правда, без знаков отличия (без погон и шевронов). В разговоре с местными жителями сел Гомельской области они спокойно признавались, что являются российскими военными. А на вопрос, что они тут делают, спокойно отвечали: «Готовимся к войне».
Я потом разговаривала с украинскими военными из Генштаба, спрашивала их мнение по этому поводу. Мне ответили, что, скорее всего, россияне проводили рекогносцировку местности на предмет перехода границы со стороны севера. Выходит, военная угроза со стороны Беларуси абсолютно очевидна.
В Генштабе меня заверили, что понимают уровень опасности, но отметили, что, к сожалению, украинские власти не осознают этого до конца. Политики предпочитают не вдаваться в подробности. И мы это видим по их действиям. Тот же президент Петр Порошенко ни разу не высказался о том, что Беларусь — опасный сосед. Вместо этого он предпочитает встречаться с Лукашенко, лоббирует его интересы на Западе — это фактическое признание и поддержка режима.
В Беларуси стоят две российские радиолокационные станции, а вскоре будет и абсолютно российская военная база. Украинские медиа любят говорить, что Лукашенко не допустит ее строительства, заартачится (он и сам об этом периодически высказывается), но почему-то никто не заметил, что министр обороны Беларуси заявил, мол, республике не очень нужна военная база, зато необходимы ракетные комплексы, способные покрыть четыре базы НАТО в Польше. А теперь подумайте, что опаснее для Запада и Украины — ракетные комплексы или авиабаза?
«НА ВЫБОРАХ В БЕЛАРУСИ НИЧЕГО РЕШИТЬ НЕ ВОЗМОЖНО — ОНИ С ЛЕГКОСТЬЮ ФАЛЬСИФИЦИРУЮТСЯ КОМАНДОЙ ЛУКАШЕНКО»
— А ЕС совсем недавно приостановил действие санкций в отношении Беларуси. Европа считает, что Лукашенко исправился?
— После того как Россия ввела продовольственные санкции против европейских продуктов, во многих странах возникли проблемы со сбытом. Лукашенко помог их решить. Продукция поставлялась в Беларусь, менялись наклейки с маркировкой, и дальше товары направлялись в РФ как «произведенные в РБ». Так появились белорусские устрицы и лосось, например (к слову, точно так же едут в Россию украинские кондитерские изделия). Для многих политиков в ЕС это было очень важно. Итог мы видим — смягчение политики Запада в отношении режима Лукашенко. С него и его чиновников сняты санкции, идут разговоры о возможном предоставлении кредита МВФ. На мой взгляд, это фактическая сдача демократических принципов.
Безусловно, мы благодарны западным партнерам за поддержку. Но надо признать, что сегодня она недостаточна. Чтобы менять ситуацию в республике, нужна серьезная заинтересованность. Я таковой не вижу. На Западе тоже есть коррупция и процветают бюрократические подходы. Самое главное для них, чтобы в Беларуси все было «стабильно». Но мы-то понимаем, что стабильных диктаторов не бывает.
— Вы неоднократно заявляли, что верите в возможность смены власти в Беларуси. Откуда такая уверенность в то время, как многие белорусы говорят, что и рады бы голосовать за кого-то другого, но не видят альтернативы?
— На выборах в Беларуси ничего решить не возможно. Они с легкостью фальсифицируются командой Лукашенко.
«МАСС-МЕДИА УКРАИНЫ НЕДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ УДЕЛЯЮТ БЕЛАРУСИ»
— Тогда как может произойти смена власти?
— Точно так же, как в Украине. Почему вы считаете, что у нас такое невозможно? Безусловно, белорусское общество сегодня в более тяжелом состоянии, чем украинское накануне Майдана. В Киеве даже во времена Януковича было проще собрать людей на Майдане, чем сейчас вывести людей на протесты в Беларуси, где диктатура, с тотальным контролем, полностью уничтоженными независимыми СМИ и партиями.
Политические партии обязали подавать в Минюст списки своих членов со всеми контактными и паспортными данными — разве кто-то захочет после этого присоединиться к оппозиции? Все свободы отсутствуют, невозможно проводить агитацию, у нас даже пикет из трех человек нельзя провести — сразу же последуют репрессии.
Любые политические и экономические реформы для Лукашенко — не вариант, иначе он потеряет власть. Но терпение народа не бесконечно. Даже выстроив жесткую систему, невозможно удержать в абсолютном повиновении 9,5-миллионный народ. Я в этом уверена. Тем более надо учитывать нынешнюю экономическую ситуацию, которая просто катастрофическая. Этот фактор как раз и может стать катализатором процессов по смене власти.
— А белорусы готовы серьезно побороться за свои права?
— В обществе есть неприятие Лукашенко. Но силен страх, ведь Лукашенко удерживает власть вооруженным путем. В республике в семь раз больше милиционеров, чем было во времена Советского Союза. В СССР было 200, а в современной Беларуси 1400-1500 сотрудников правоохранительных органов на 100 тысяч населения, а еще есть различные спецслужбы, помимо этого.
Тем не менее я уверена, что борьба против режима возможна, просто она должна вестись по другим принципам. Как минимум, необходимо подполье, где лидеры движения будут глубоко засекречены.
— Как в свое время в Польше действовала «Солидарность» — с листовками, подпольными изданиями, летучими университетами и конспиративными квартирами?
— Какой-то опыт позаимствовать у поляков действительно можно. Но я также убеждена, что вырваться из советского лагеря им помогла сама история. Тогда Советский Союз рассыпался, и просто договорились отпустить Польшу, потому что удерживать ее больше не было сил. Ресурс держать Беларусь при себе у России еще есть.
Как журналист я имею право предъявить претензии к своим коллегам — масс-медиа в Украине недостаточно внимания уделяют Беларуси. Впрочем, как и украинские власти. Они сегодня предпочитают встречаться с диктатором во время визита в Беларусь, но игнорируют оппозицию, хотя мне казалось, это дурной тон.
Мы благодарны организации «Майдан иностранных дел», который не забывает уделять внимание Беларуси. Но в нынешних условиях этого недостаточно. Проявлять интерес к соседней стране, у которой такие проблемы с правами человека и настолько тесные связи с агрессивной Россией, для представителей правительственных и неправительственных организаций, и особенно СМИ, просто обязательно. А сегодня тенденция такова: нет белорусских СМИ, которые говорили бы правду об Украине, и нет в Украине медиа, которые рассказывали бы украинцам правду о Беларуси. Это катастрофа, потому что люди недооценивают существующие угрозы.
Нет украинских телеканалов, вещающих на Беларусь. Зато у вас транслируют пропагандистский канал «Беларусь 24». Если вы не говорите правду о том, что происходит в соседнем государстве, если у вас свободно себя чувствует белорусская пропаганда, а Лукашенко — самый популярный зарубежный политик, то у меня для вас плохая новость: не будет у Украины никаких перспектив и реальных изменений. Ваш народ не знает истории соседней страны за последние 20 лет, смотрит по телевизору «Беларусь 24» и думает: «Зачем нам все реформы, ваши Майданы, революции? Вот рядышком российская сатрапия, прекрасная и цветущая, где никто не воюет, никого не убивают и все хорошо».
В прошлом году Лукашенко и Порошенко договорились, что в РБ будут транслировать украинские телепрограммы. Их до сих пор нет. А если бы показывали хотя бы один украинский канал, отношение белорусов к украинцам поменялось бы. Мы понимаем, в какой сложной ситуации вы сами сейчас находитесь. Но у вас есть международные партнеры, говорите им о том, как важно, чтобы в Беларуси знали правду о ситуации в Украине. От того, на чьей стороне Беларусь, зависит прежде всего стабильность и безопасность Украины.