В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Мельницы истории

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона»
125 лет назад шотландец Джеймс Джордж Фрэзер выпустил первое издание своей знаменитой книги «Золотая вет­вь», которую затем дополнял всю жизнь, доведя ее полный текст до 12-томника. Фрэзер размышляет о странностях обычаев наших далеких предков и о том, как эти обычаи неожиданно перекликаются c событиями наших дней.

Название этого многотомного исследования происходит от обряда, по которому в древней Италии заменяли одного из верховных жрецов. Желающий занять престижную должность обязан был убить своего предшественника, сломав перед этим ветку растущего поблизости священного дерева, которое предыдущий жрец бдительно охранял с мечом в руке. Сложность и опасность процесса привела к тому, что претендентами на должность постепенно стали далеко не сливки древнего общества, иногда это были даже беглые рабы. Примитивный избирательный процесс в глубокую старину время от времени приводил к тому, что в некоторых государствах было очень трудно найти кандидата на верховную должность. В стародавней Камбодже, например, или в Западной Африке члены влиятельных семейств втайне решали, кого возвести во власть. После такого засекреченного совещания претендента ловили, связывали и запирали в священной хижине, где он сидел без еды и воды до тех пор, пока не соглашался принять корону.

В отборе кандидатов на верховную должность древнее общество периодически активничало, но чаще всего бывало пассивно, полагаясь на результат схватки между кандидатами, где победитель немедленно объявлялся избранником высших сил. Зато, получив очередного владыку, народ, как правило, оживлялся и начинал требовать от него успехов быстрых и совершенно немыслимых. Большинство правителей древнего мира от усталости, безразличия или по на­ив­ности не возражали против того, чтобы считать себя центром Вселенной, и народ с этим до поры до времени соглашался. Но массы вскоре выясняли, что раз уже все в мире находится под контролем начальства, то надо теперь и спрашивать с него построже. В примитивных обществах на правителя возлагалась ответственность за плохую погоду и плохой урожай. Голод, эпидемии, бури народ тоже приписывал небрежному правлению и ничему больше. Во многих древних государствах в случае того, что сегодня зовется кризисом власти, правителей наказывали розгами или заковывали в кандалы, а кое-где и казнили.

В общем, все признавали, что следует благодарить начальство за солнечный свет, хороший урожай и другие радости жизни, но важно и не давать власти расслабиться, не то все сразу пойдет наперекосяк. Никакой ответственности за происходящее народ ни в коем случае не желал принять на себя: печальные судьбы многих древних вождей, царей, императоров, жрецов, микадо и богдыханов свидетельствуют об этом...

Мудрый и прилежный шотландец Фрэзер объехал полмира, изучил множество рукописей, высеченных в камнях иероглифов и священных текстов. Начинал он с того, что удивленно констатировал, насколько похожими были обычаи у многих древних народов, которые, казалось бы, никак не могли обмениваться информацией. Но затем выяснилось, что существуют загадочные подобия не только в пространстве, но и во времени. Сегодня, конечно, свергаемых премьеров и президентов съедают крайне редко, но обходятся с ними, как в примитивных древних сообществах, гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд. Прогресс, конечно, прогрессом, но мельницы истории вращаются не так быстро, как иногда хочется.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось