Экс-заместитель министра внутренних дел Украины Николай ПОДДУБНЫЙ: «Шокин — не гад! Он честный, взяток не берет, ни с кем из коррупционеров не якшается»
10 февраля 2015-го Украина получила нового, третьего после победы Майдана, генпрокурора — Виктора Шокина. На фоне двух своих предшественников — Олега Махницкого и Виталия Яремы — Шокин казался образцом опытного следователя, способного не только реанимировать резонансные расследования, остановленные при режиме Виктора Януковича, но и одолеть такого коррупционного монстра, как Генеральная прокуратура Украины.
В первые месяцы работы Шокин даже оправдывал ожидания: по обвинению в содействии сепаратизму и посягательстве на территориальную целостность и суверенитет Украины был задержан бывший глава фракции Партии регионов Александр Ефремов, активизировались расследования убийств активистов Евромайдана, в самой Генпрокуратуре, при поддержке Запада, началась масштабная реформа по привлечению новых сотрудников через открытые конкурсы.
Иллюзии в отношении Генпрокуратуры развеялись спустя пять месяцев, когда конфликт между Шокиным и его молодыми заместителями Давидом Сакварелидзе и Виталием Касько выплеснулся в публичную плоскость. Причина конфликта — дело «бриллиантовых прокуроров». В июле 2015-го Сакварелидзе и Касько со своей командой задержали за вымогательство зампрокурора Киевской области Александра Корнийца и замруководителя Главного следственного управления Генпрокуратуры Владимира Шапакина. При обыске у чиновников были обнаружены почти полмиллиона долларов США, ценные бумаги, незарегистрированное огнестрельное оружие и 65 бриллиантов.
Собственно, после этого начался саботаж расследования со стороны высшего руководства Генпрокуратуры, система дала четкий сигнал: своих не сдаем. Итог: Корниец и Шапакин отпущены под залог (первый внес 3 млн 200 тыс. грн., второй — 6 млн 400 тыс. грн.), молодых сотрудников Генпрокуратуры, работавших над делом «бриллиантовых прокуроров», уволили, Сакварелидзе сослали в Одесскую область, Касько ушел сам, открыто заявив о давлении на следствие. Последние полгода гражданское общество и ряд парламентариев настойчиво требуют увольнения Шокина как человека, «покрывающего коррупцию, саботирующего реформы и полностью подконтрольного Петру Порошенко».
Тем неожиданнее на фоне развернувшегося кризиса стал звонок в редакцию «ГОРДОН» Николая Поддубного — заслуженного юриста Украины, генерал-лейтенанта милиции, бывшего начальника ГУВД Киева и заместителя министра внутренних дел (1997 год), экс-замдиректора Национального бюро расследований и Управления «К» СБУ. В советские времена Поддубный возглавлял отдел по борьбе с организованной преступностью, именно под его руководством в первые годы независимости Украины шла активная борьба с рэкетом и бандитизмом. В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» Поддубный подчеркнул, что считает Шокина «честным и порядочным человеком», который «стал жертвой собственной доброты и простоты».
«САКВАРЕЛИДЗЕ И КАСЬКО ПИАРЯТСЯ. ПУСТЬ ДОВЕДУТ ДЕЛО «БРИЛЛИАНТОВЫХ ПРОКУРОРОВ» ДО КОНЦА, ТОГДА И ПОГОВОРИМ»
— Почему вдруг вы решили выступить в защиту Виктора Шокина?
— Потому что всю жизнь проработал в правоохранительной системе и СБУ, возглавлял постоянно действующую группу по раскрытию умышленных убийств, боролся с организованными преступными группами, которых только в Киеве было более 27. Мы с Шокиным знакомы с конца 80-х, он был следователем, я — оперативным работником. Я видел его в работе и не могу не высказаться в его защиту.
Я никогда не был зависим от Шокина, не являлся его подчиненным, но видел, как этот человек полностью отдавался следственной работе в киевской, а потом Генеральной прокуратуре, как вел конкретные дела. Так что плохого слова в его адрес не скажу, Шокин очень порядочный, честный, абсолютный профессионал, который своим трудом добился того, чего добился.
— И чего же он «добился»?
— Вы молоденькая, а потому не помните громкое дело по «Белому братству», которое Виктор Николаевич довел до конца: мошенникам присудили 8 и 12 лет лишения свободы.
Сколько шума тогда поднялось, какое давление на следствие оказывалось! А ведь дело «Белого братства» было не просто криминальным, а политическим: там большие деньги вращались, важные люди вступались. А Шокин, возглавлявший следственную группу, довел все до конца благодаря своему профессионализму. Шокин — юрист высокой квалификации, прирожденный следователь, а общество его год критикует на пустом месте.
— Саботаж Генпрокуратуры в расследовании дела «бриллиантовых прокуроров» Корнийца и Шапакина вы называете «критикой общества на пустом месте»?
— Таких негодяев полно везде.
— Вы сейчас о высшем руководстве Генпрокуратуры, которое покрывает коррупционеров?
— Я о прокурорской мафии в лице Корнийца и Шапакина. Я всю жизнь презирал таких вымогателей, никогда в их коррупционные дела не влезал, переговоров не вел. Живу, как все простые люди, миллионов не нажил. Кстати, в Генпрокуратуру никто никогда не сможет зайти просто так. И раз Корнийца и Шапакина схватили с поличным, провели обыски в их кабинетах, значит, разрешение на проведение этих оперативно-следственных действий дал лично Шокин.
— Лично Шокин в тот момент был в отпуске, что и позволило его замам Давиду Сакварелидзе и Виталию Касько задержать «бриллиантовых прокуроров» по подозрению в вымогательстве взятки в особо крупных размерах. А генпрокурор, вернувшись с отдыха, был взбешен, что за его спиной провели операцию по вскрытию коррупционной схемы в его ведомстве.
— Ну откуда вы знаете, что Шокин был взбешен?
— Из открытых источников, в частности из интервью молодых замов генпрокурора.
— Не будем о Сакварелидзе и Касько, они пиарятся, работают только на собственную славу. Пусть доведут дело «бриллиантовых прокуроров» до конца, тогда и поговорим.
— 24 марта Шокин уволил Виталия Опанасенко — 27-летнего прокурора, который попал в структуру по открытому конкурсу и был процессуальным руководителем дела «бриллиантовых прокуроров». Вместе с Опанасенко отстранена от исполнения обязанностей вся его команда. Вы действительно думаете, что в таких условиях дело Корнийца и Шапакина можно «довести до конца»?
— Пустые обвинения, их выдвигают враги Шокина.
«Я В МВД БОЛЬШЕ 40 ЛЕТ ПРОСЛУЖИЛ И ТАКОЙ КОРРУПЦИИ, КАК СЕЙЧАС, НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ»
— Это не ответ. Спрошу прямо: почему Шокин препятствует расследованию дела «бриллиантовых прокуроров»?
— Вы у меня не интервью берете, а будто допрашиваете.
— Я задаю очевидные логические вопросы.
— Да поймите, я когда с Шокиным работал, один кусок хлеба с ним делил, мы днями и ночами не спали, расследуя дела. В такой ситуации всегда видно, бандит человек или нет, коррупционер, взяточник или нет. Шокин порядочный, честный! Докажите обратное в суде вместе со своими Сакварелидзе и Касько, и тогда я встану перед вами на колени и повинюсь. А пока это не критика, а незаслуженные нападки на генерального прокурора! Такое ощущение, что вас все украинские генпрокуроры устраивали, и только Шокин поперек горла стал.
— Меня как гражданку Украины не устраивает зависимость генпрокурора от политических кланов, прежде всего от президента. Не устраивает, что последние два года любая попытка очистить и реформировать мощную кастовую госструктуру под названием «Генпрокуратура» заканчивается полным провалом по причине отсутствия политической воли наверху.
— Да вижу я эти псевдореформы на примере МВД — структуры, которой отдал свое здоровье и нервы. Я туда пришел оперуполномоченным уголовного розыска, прослужил больше 40 лет, но такой коррупции и протежирования, как сейчас, никогда не видел. Настаиваю: Шокин — абсолютно честный человек, критика в его адрес — это клановая борьба за место генпрокурора.
— Борьба между кем конкретно?
— На диктофон не скажу, ваш читатель умный, сам догадается. Хотите факты? Вы хоть одним президентом Украины были довольны? Но если брать факты, то только при Кучме, как к нему ни относись, была стабильность, народ нормально жил. Посмотрите, что творится после правления Леонида Даниловича! Что, мы не знали, кто такой Янукович? Все знали! Но ведь выбрали. Та самая общественность выбрала, которая сейчас возмущается.
— Та самая общественность была так разочарована грызней в «оранжевой коалиции», что просто проигнорировала президентские выборы 2010 года, что позволило Януковичу с помощью огромного административного ресурса победить.
— Я всю жизнь проработал с уголовниками. Сейчас иду по Киеву, а бывшие зеки, уже старые и беззубые, со мной здороваются: «Приветствую, командир». Почему? Потому что я в жизни с ними никаких дел не варил, ничего от них не имел, поступал по закону.
— Я что-то потеряла нить разговора. Вы это сейчас к чему?
— К тому, что Янукович по молодости совершил незначительные преступления. Если бы он остался президентом, никакой войны в Украине не было бы.
«ТО, ЧТО ОТКРОВЕННЫЕ БАНДИТЫ ОСТАЮТСЯ В ПОЛИТИКЕ, — НЕ ВИНА ШОКИНА. ВЫ НЕ ЕГО КРИТИКУЙТЕ, А СМОТРИТЕ НА САМЫЙ ВЕРХ»
— Николай Олегович, именно Янукович на пресс-конференции в Ростове-на-Дону призвал Путина ввести войска в Украину. Кроме того, как он мог оставаться президентом после расстрела «Небесной сотни» в центре Киева?
— Вот вы интересный человек! Ну так следствие же идет! Накажите виновных, докажите причастность Януковича и его ставленников к расстрелам на Майдане!
— Вы действительно не в курсе, что за год руководства Шокина следствие так и не продвинулось, а адвокаты родственников «Небесной сотни» открыто заявляют о саботаже руководства Генпрокуратуры?
— Не хочу сейчас говорить о Шокине как о генпрокуроре, говорю о нем как о человеке. Через меня столько людей прошло, я сразу вижу, кто гад. Шокин — не гад! Он честный, взяток не берет, предан делу, ни с кем из коррупционеров не якшается, не грубит, по-человечески подходил к делу.
Вспомните дело Гонгадзе, которое только благодаря Виктору Николаевичу было раскрыто, а убийцу Георгия Алексея Пукача поймали. А ведь тогда на Шокина как на руководителя следствия очень давили сверху, никто в политической элите не был заинтересован в раскрытии убийства. Но Шокин занял принципиальную позицию, Пукач получил пожизненное.
— Что сейчас мешает генпрокурору проявить такую же принципиальную позицию и довести до конца расследования в отношении соратников Януковича, которые сейчас заседают в Раде?
— Я в политику не лезу.
— Вот именно потому, что 25 лет подавляющее большинство граждан не лезли в политику, точнее, не давили, не требовали и не контролировали все ветви власти, Украина оказалась там, где оказалась.
— Раньше еще больше давили, чем сейчас, и получали угрозы убийства. Сейчас напрямую угрозы не поступают, но простых людей медленно, незаметно, но планомерно убивают тарифами, ничтожными зарплатами, нищенскими пенсиями. Кланы борются за власть, а народ вымирает. Был бы я премьер-министром, знал бы, что у меня рейтинг 1 процент, написал бы «честь имею» и ушел. Но нет, этот премьер ни за что не уйдет.
— Вам не кажется, что генпрокурор Шокин тормозит расследования по бывшим регионалам потому, что президенту нужны голоса Оппозиционного блока в Раде, чтобы, например, избрать на пост премьер-министра своего человека?
— Милая моя, вы сами ответили на свой вопрос. Есть хорошая пословица «Яка гребля — такий млин, який батько — такий син». И то, что откровенные бандиты остаются в политике, — не вина Шокина. Вы не его критикуйте, а смотрите на самый верх политического руководства Украины.