Драма с каменьями
Театральный сезон завершен, но скандальный спектакль с участием руководителя Театра имени Леси Украинки Михаила Резниковича и министра культуры Оксаны Билозир продолжается.
Театральный сезон завершен, но скандальный спектакль с участием руководителя Театра имени Леси Украинки Михаила Резниковича и министра культуры Оксаны Билозир продолжается. Это подтвердила пресс-конференция, которую провел коллектив Русской драмы. Артисты посвятили ее счастливому для них событию - окончанию последней финансовой проверки КРУ (Главного контрольно-ревизионного управления).
К разочарованию журналистов, сам Михаил Юрьевич на сходку не явился. Впрочем, и Оксана Владимировна пока избегает комментариев перед телекамерами, возложив эту хлопотную и неблагодарную миссию на своего пресс-секретаря. Похоже, главные герои копят силы для эффектного выхода в финале.
Для тех читателей, которые не следят за превратностями театральной жизни, напомню завязку этой драмы. В марте новоиспеченный министр культуры расторгла контракт с гендиректором и худруком Резниковичем (срок истекал только через четыре года) и без долгих разбирательств его уволила. Свои действия Билозир объяснила миллионным ущербом, якобы нанесенным руководителем Русской драмы государству, и заведенным в связи с этим уголовным делом на Резниковича. Она даже присмотрела на его место кандидатуру, более приятную ее министерскому глазу, - Аду Николаевну Роговцеву.
Режиссер по определению должен обладать душой поэта и волей капрала, а это не всегда нравится актерской вольнице. Видимо, поэтому министр ожидала, что труппа встретит ее приказ радостными возгласами и подбрасыванием в воздух головных уборов. Но коллектив ответил единодушным возмущением, пикетами с лозунгами: "Геть куму!", дежурствами - на случай силового захвата театра и даже угрозой голодовки. Природу этого феномена народная артистка Украины, лауреат Шевченковской премии Александра Смолярова мне объяснила так:
- Актер - профессия эгоистичная. И люди, которые бросили камень раздора в коллектив, рассчитывали, что он попадет в сердце каждого из нас. Ведь артист - уж такая наша профессия - обязательно обижен: одного руководитель снял с роли, другому урезал зарплату, третьего отчитал... Но они просчитались. На защиту Резниковича поднялся весь коллектив.
- Это то, чего они не ожидали, обо что споткнулись, - уверен актер Давид Бабаев. - Начались звонки, запугивания. Мальвине Швидлер позвонила одна дама от Роговцевой: "Малечка, Ада удивлена: как вы могли подписать это письмо (в защиту Резниковича. - Авт.)? Неужели вы думаете, что Ада Николаевна не оставила бы вам зарплату (театр доплачивает своим пенсионерам. - Авт.)". - "Передайте Аде, - отрезала старая и мудрая актриса, - что я не такое говно!".
По мнению министра, Резникович отправлен в отставку, а фактически он по-прежнему ходит на работу, репетирует, выпускает премьеры - за последнее время две!
В защиту Резниковича поднялся не только весь творческий коллектив, но и многие представители власти. Письмо поддержки Александра Мороза, присланное в театр, было не единственным |
- Рассмотрение нашего иска перенесли в Голосеевский районный суд, подальше. Но пришло столько народу, что все в комнатушке не поместились. Кто-то уселся на пол - их выгнали за дверь. Николай Николаевич Рушковский, который закончил войну в Берлине, надел все ордена. За 25 лет, проведенных в театре, я впервые увидела их у него на груди. А в том, что у адвоката Минкульта тряслись руки и он не мог привести ни одного аргумента, мы увидели еще одно подтверждение своей правоты.
И напрасно министр культуры теперь уверяет коллектив Русской драмы в своей большой и непорочной любви к нему. "Не верим!" - совсем по Станиславскому отвечают актеры. "Наш театр, как религия, отделен от государства", - повторяют они. А при случае напоминают, что не только сама Оксана Владимировна, но и ее чиновники не удосужились лично поздравить двух старейших актеров Украины, недавно отпраздновавших юбилеи.
Верховная Рада тоже почему-то не поверила, что увольнение Резниковича продиктовано радением о судьбе театра, а не сведением политических счетов (за то, что не того кандидата поддержал на выборах). Депутаты даже приняли постановление о необходимости сохранения и развития Русской драмы, где прямо порекомендовали Президенту охладить пыл некоторых должностных лиц.
Но вернемся к пресс-конференции, которая прошла с аншлагом: на всех не хватило мест. На растерзание журналистам были отданы зам генерального директора, директор-распорядитель, главный бухгалтер, юрист, готовые раскрыть финансовую подноготную театра, хотя она всегда считалась вещью интимной. Да и какие тайны после того, как за последние месяцы в Русской драме, помимо КРУ, ударно потрудились Генеральная прокуратура, Шевченковская районная прокуратура, Налоговая инспекция и даже Управление по борьбе с организованной преступностью? Никаких финансовых нарушений они не обнаружили.
Сейчас в боевых действиях сторон объявлен антракт. Следующее судебное заседание, где будет рассматриваться законность увольнения, назначено на август. Конечно, основания для приказа теперь вроде бы отпали, но знающие люди в таких случаях говорят: "Не показывайте нам кодекс - покажите судью".