О правдолюбах и правдорубах
Великий украинский хирург Николай Амосов говорил своим пациентам правду. Это один из самых сложных моментов врачебной этики, потому что одни люди хотят непременно знать, как все обстоит на самом деле, а другие боятся правды и прячутся от нее. Когда я работал врачом, у меня была больная, которая после разговора с Амосовым, посулившим ей не более года жизни, не смогла жить. Другая больная выслушала знаменитого хирурга и «назло ему» прожила еще полтора десятка лет.
Мой любимый актер Евстигнеев поехал в Англию для операции на сердце. Тамошний хирург поведал ему, что она опасна, шанс умереть во время операции велик. Евгений Евстигнеев скончался еще до нее, не выдержав своих предчувствий. Кстати, большинство наших врачей считает, что больной не должен знать горькой правды.
Более половины опрошенных американцев считают, что живут по правде, тем не менее каждый шестой из них лжет при устройстве на работу, а каждый третий считает, что кража в супермаркете — не преступление. Семь из десяти американских школьников и половина студентов признались, что лгут регулярно. Актер Евгений Миронов сыграл роль князя Мышкина в очередной экранизации «Идиота» Федора Достоевского. Вживаясь в образ, он попробовал прожить один день «по Мышкину», то есть без стеснения говорить всем людям, что о них думает на самом деле. «Я чуть не сошел с ума», — сделал вывод актер, едва не испортивший отношения со многими старыми приятелями.
Наверное, многие из нас не раз переживали подобное состояние — надо или не надо сообщать человеку свое мнение о его словах и поступках. Все мы устали от лжи, но отшатываемся от болвана-правдолюба, громко и при всех сообщающего красавице, что у нее, кажется, зреет прыщик на лбу... Где кончается правдолюбие и начинается хамство?
Не хочу перечислять коллег, которые вчера еще искренне кричали о своей вере в коммунистические идеалы, а сегодня на голубом глазу клянутся, что с детства состояли в УПА. Политическое вранье въелось в души и кишки целому поколению, а кое-где перешло по наследству. Многие из нас знают, на каких политических лидерах обвинений в воровстве больше, чем на дворовом Бобике блох. Но можно быть уверенным, что в момент предъявления обвинений вороватый политик заговорит о политическом заказе, ущемлении национальных интересов, врагах, нанятых для подрыва авторитета, и других высоких материях. В общем, во все времена правдолюбие было качеством исключительным, рискованным и неоднозначным. О подробностях спросите у прокуроров...
Когда мы рассуждаем о неискренности, неприятии, зависти, пронизывающих мир шоу-бизнеса, отношения между многими дельцами, политиками, писателями, то снова беремся оценивать скорее традицию, чем бессистемность.
В прошлом и позапрошлом веках тоже были хлесткие правдолюбы. Не стану перечислять взаимные нападки политических противников, также уклонюсь от очередного перечисления ярлыков, которые советские сочинители клеили друг на друга, чаще всего по приказу свыше. Но и классики прежних времен бывали воинственно искренни, каменея в своей категоричности. Белинский терпеть не мог повестей Пушкина. Достоевский назвал Белинского «самым тупым и смрадным явлением русской жизни». Лев Толстой не признавал пьес Шекспира. Розанов крыл Гоголя почем зря. Адамович писал, что у Мандельштама «в одном пальце было больше мастерства, ума, чутья, чем во всем, что Есенин когда-либо написал и способен был написать». Сам уже не знаю, сколько правд вокруг и сколько у них носителей, сколько искренних мнений сталкиваются лбами.
Священное Писание предостерегает нас от лжи. С искренностью тоже непросто.