Из-за отсутствия собственных детей Тамара МАКАРОВА по-матерински относилась к своим ученикам. Был у нее и приемный сын, приходившийся племянником, которого актриса усыновила после того, как ее сестру отправили в ссылку. В середине 90-х Артура убили на квартире его гражданской жены Жанны Прохоренко, заколов испанским клинком из коллекции приемного отца Сергея Герасимова
Лариса Лужина: «Когда мы окончили институт, Макарова и Герасимов следили за нами издалека, переживали, чтобы мы не остались без работы» |
«ВСЕ МЫ СТАРАЛИСЬ ЕЙ ПОДРАЖАТЬ»
- Лариса Анатольевна, говорят, студенты Герасимова и Макаровой относились к своим наставникам как к родителям...
- ...а нас во ВГИКе всегда называли «герасимовскими и макаровскими детьми». Они помогали нам во всем - от мелочей до серьезных дел, трогательно опекали.
Тамара Макарова и Сергей Герасимов на отдыхе в Крыму, 1970 год |
Тамара Федоровна всегда беспокоилась о том, есть ли у нас пара рублей на обед. Если выяснялось, что нет, не слушая возражений, тут же одалживала деньги и, если кто-то забывал вернуть, никогда не требовала их обратно. Правда, касалось это в основном наших мальчишек, девочки были более бережливыми и на мели оказывались редко.
Девочкам Тамара Федоровна помогала выбирать одежду и украшения, вкус у нее был безукоризненный. Когда она появлялась в аудитории в новом платье, мы просто не могли оторвать от нее взгляд. А какие у нее были серьги, колечки, ожерелья, платочки и туфельки! В меру своих возможностей все мы тогда старались ей подражать.
Когда мы окончили институт, Макарова и Герасимов следили за нами издалека, переживали, чтобы мы не остались без работы.
Племяннику и приемному сыну Тамары Макаровой Артуру Сергей Герасимов дал свое отчество |
- Своей первой большой ролью в кино вы ведь обязаны именно им?
- Герасимов буквально навязал меня Станиславу Ростоцкому на главную роль в его фильм «На семи ветрах», воспользовавшись, если можно так сказать, своим служебным положением: Сергей Аполлинариевич был художественным руководителем объединения, которое работало над картиной.
Не секрет, что Герасимов каждый свой курс снимал в новой картине. Так появились ленты «Молодая гвардия», «Журналист», «У озера», «Дочки-матери». Ребят с нашего курса Сергей Аполлинариевич позвал в фильм «Люди и звери», где самые большие роли достались Жанне Болотовой и Сереже Никоненко. Для меня же там ничего подходящего не нашлось. Вот он и уговорил Ростоцкого, который изначально собирался снимать совсем другую актрису, взять меня к себе. Я очень признательна Сергею Аполлинариевичу за работу, ведь долгие годы меня везде и всюду узнавали - и до сих пор узнают! - именно благодаря этому фильму.
Но и Тамара Федоровна приняла тогда участие в моей судьбе. Узнав, что роль у меня не получается и Ростоцкий собирается снять меня с нее, она прислала письмо - встретиться мы тогда не могли, потому что она снималась в другом городе. На нескольких листах, исписанных красивым, ровным почерком, Макарова меня инструктировала: как играть эту роль, на что обратить особое внимание. После ее разъяснений как будто пелена с моих глаз спала - больше недоразумений с Ростоцким у меня не возникало. Но дело даже не в том, что там было много ценных советов, хотя и это очень важно.
Сергей Герасимов, Тамара Макарова и Юрий Васильев в картине Герасимова «Журналист», 1966 год Фото «РИА Новости» |
Главное, что она обо мне помнила и в трудный момент поддержала, это придало мне уверенности в своих силах.
- Кто был главным в их семье?
- Не зря в народе говорят, что муж - это голова, а жена - шея. Макарова никогда не выходила на первый план, всегда шла на полшага позади мужа, но все знали: именно Тамара Федоровна часто незаметно и ненавязчиво подсказывала Сергею Аполлинариевичу правильные ходы. Прислушиваясь к ее мнению, он брал на курс абитуриентов, на которых сам поначалу не обратил внимания. Так, Герасимову поначалу совершенно не понравилась Алла Ларионова, а Макарова его убедила: «Ты только посмотри, какая красивая девочка, какие волосы, какие глазки!». И ведь оказалась права - Ларионова стала одной из первых красавиц советского кино.
- В интервью нашей газете ваш однокурсник Евгений Жариков, ныне покойный, вспоминал, как Тамара Федоровна заступалась за него перед Сергеем Аполлинариевичем и спасла от отчисления... Вы помните эту историю?
- Еще бы! Женя (мы его называли «наш Ален Делон») как-то зевнул на лекции у Герасимова, причем сделал это очень смачно, во весь рот.
Студенты ВГИКа Наталья Бондарчук, Екатерина Васильева (дочь Жанны Прохоренко), Марина Левтова и другие со своими преподавателями Сергеем Герасимовым и Тамарой Макаровой, 1981 год Фото «РИА Новости» |
Герасимов разъярился ужасно, закричал: «Вон из института! Тебе что, скучно на моих занятиях?!».
Надо сказать, что Жариков сделал это не специально и уж тем более не от скуки. Дело в том, что ребята рано утром ехали на ипподром, где занимались верховой ездой, и только потом отправлялись на занятия. Женя просто устал и не выспался. Но объяснить это Сергею Аполлинариевичу было невозможно. Да мэтр и слушать ничего не стал - выбежал в коридор, громко хлопнув дверью. Тамара Федоровна вышла за ним: «Сереженька, только не волнуйся!». Что она ему говорила, никто не знает, но Жариков, который к тому времени от ужаса потерял сознание, остался в институте.
«БЛАГОДАРЯ МАКАРОВОЙ ВСЕ АКТРИСЫ СТАЛИ ПОЛУЧАТЬ 25 РУБЛЕЙ ЗА СЪЕМОЧНЫЙ ДЕНЬ»
- Сергей Аполлинариевич был очень вспыльчивым человеком?
- Мог и вспылить, и резкое - а порой и нецензурное! - словцо вставить. Тамара Федоровна, которая во всем остальном принимала своего супруга безоговорочно, этого не любила и не понимала.
«В Макаровой, дворянке по происхождению, порода чувствовалась даже тогда, когда она играла простых женщин» |
Сама она всегда, в любой ситуации оставалась спокойной, сдержанной и нас учила тому, что нужно всегда держать себя в руках. «Что бы ни случилось, - говорила, - улыбайтесь, и тогда все у вас будет хорошо». При этом на того, кто действительно провинился, она могла посмотреть так, что человек готов был провалиться сквозь землю.
А вот капризничающей я ее видела - правда, всего один раз. Это было в 1963 году на Неделе советского кино в Иране, мы тогда жили все вместе на большой вилле. По утрам Тамара Федоровна с большим, как мне казалось, удовольствием начинала капризничать: то у нее стрелка на чулках пошла, то еще что-то. Помню, Сергей Аполлинариевич как-то не выдержал и возмутился: «Тамара, на твои чулки уходят все наши суточные!». Но даже эти слова он сказал скорее в шутку, чем всерьез.
Лариса Лужина с учителями Тамарой Макаровой и Сергеем Герасимовым. «Они помогали нам во всем — от мелочей до серьезных дел» |
Кстати, именно благодаря Макаровой все актрисы Советского Союза получили ставку - 25 рублей за съемочный день. По возвращении в Москву Сергей Аполлинариевич на каком-то совещании сказал крупным киноначальникам: «Вы знаете, сколько стоят капроновые чулки? 25 рублей! А девочки у нас копейки получают».
- В том, что вы поступили на курс Герасимова и Макаровой, тоже заслуга Тамары Федоровны?
- При первой попытке на вступительных экзаменах во ВГИК я провалилась, хотя всю сознательную жизнь мечтала туда попасть. И только через два года мне выпал второй шанс - меня пригласили на прослушивание домой к Герасимову и Макаровой. Сергей Аполлинариевич сидел в глубине комнаты - в полумраке его почти не было видно, поэтому весь свой посыл я обратила на Тамару Федоровну, которую знала по фильму «Каменный цветок». Надо отдать ей должное - она умела слушать фантастически внимательно и доброжелательно. Но на прощание не она, а Сергей Аполлинариевич сказал мне: «Спасибо, можете идти», - и я поняла, что решать мою судьбу будет именно он.
Народные артисты СССР: Лев Свердлин, тенор Иван Козловский, Тамара Макарова, кинорежиссер Всеволод Пудовкин, Любовь Орлова и ее супруг кинорежиссер Григорий Александров |
На следующий день я узнала, что меня приняли. Правда, ни тогда, ни сейчас особо на свой счет не обольщалась. Просто на курсе Герасимова и Макаровой не хватало девочки моей внешности и темперамента, поэтому я им подошла.
«ДАЖЕ С ТЕМИ, КОГО МОЛВА СЧИТАЛА ОЧЕРЕДНОЙ ПАССИЕЙ ГЕРАСИМОВА, МАКАРОВА БЫЛА КОРРЕКТНА И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНА»
- В свое время поговаривали, что Герасимов и Макарова любят студентов, потому что у них нет своих детей...
- Не знаю, как Сергей Аполлинариевич, а Тамара Федоровна, думаю, очень переживала из-за этого. Она испытывала материнские чувства ко всем, кто так или иначе по возрасту годился ей в дети. Но у нее был и приемный сын Артур. Вообще-то, он приходился Тамаре Федоровне племянником, но мать мальчика и сестру Макаровой Людмилу осудили и отправили в ссылку. Чтобы ребенка не отдали в детский дом, тетя с дядей его усыновили.
Приемный сын Макаровой Артур со своей гражданской женой актрисой Жанной Прохоренко. «Было ясно, что его смерть связана с бизнесом» |
У Людмилы была еще совершеннолетняя дочь Эмма, которую Тамара Федоровна обожала, во всем ей помогала.
С Мариной Влади. «До преклонного возраста у Тамары Федоровны была стройная фигура и прекрасной формы ноги» Фото Fotobank.ua |
Артуру же Сергей Аполлинариевич дал свое отчество, позже приемные родители купили ему квартиру. Парень был очень талантливым писателем и сценаристом, дружил с Андреем Тарковским, Владимиром Высоцким и Василием Шукшиным. Но с ним произошла трагическая история - в середине 90-х его убили на квартире гражданской жены - известной актрисы Жанны Прохоренко. Было ясно, что его смерть связана с бизнесом, которым он, как и многие, начал заниматься в те годы, но убийцу так и не нашли. Самое страшное, что закололи Артура испанским клинком из коллекции его приемного отца Сергея Герасимова. Тамара Федоровна тогда почернела от горя, она пережила Артура всего на два года...
- Еще одна боль Макаровой - увлекающаяся натура ее мужа. Тамара Федоровна очень страдала из-за его измен?
- Слухов, конечно, всегда ходило очень много - называли имя то одной, то другой студентки или актрисы, но Тамара Федоровна никогда ничем не выдала своих чувств. Даже с теми, кого молва считала очередной пассией Герасимова, Макарова была неизменно корректна и доброжелательна. Удивительная женщина!
Последней работой в кино для Макаровой стала роль жены Толстого Софьи Андреевны в картине Герасимова «Лев Толстой», 1984 год. Писателя сыграл сам Сергей Аполлинариевич |
- Как вы считаете, в чем заключался секрет ее привлекательности?
- В естественности. Начав седеть, Тамара Федоровна не красила волосы, косметику употребляла в меру и нам не советовала перебарщивать с краской и макияжем. В Макаровой, дворянке по происхождению, порода чувствовалась даже тогда, когда она играла простых женщин. Думаю, прав был Булгаков, утверждавший, что кровь - великое дело.
В детстве и юности она занималась балетом, который дал ей величавую осанку и изящные, лаконичные жесты, которыми она славилась. До преклонного возраста - а Тамара Федоровна дожила до 89 лет - у нее была стройная фигура и прекрасной формы ноги. Помню, с каким восхищением и удивлением смотрели на нее зрители и журналисты в том же Иране. Ею невозможно было не любоваться.
Макарова пережила мужа на 12 лет. «Незадолго до смерти Герасимова Тамара Федоровна написала ему письмо, где были такие слова: «Я уверена, что мы обязательно встретимся — там, куда уходишь ты и куда скоро уйду я» |
- У нее водились поклонники?
- Наши мальчишки были от Тамары Федоровны без ума, а Сережа Никоненко и вовсе влюбился - не думайте, что я открываю какой-то неимоверный секрет, он этого никогда и не скрывал. У Макаровой были лучистые серые глаза, длинные - не приклеенные, а настоящие! - ресницы, красиво изогнутые брови, одна чуть выше другой, что придавало Макаровой немного горделивый вид. К тому же она всегда была очень элегантно одета: к каждому наряду у нее полагалась отдельная пара туфель. За границу актриса всегда ехала с двумя чемоданами нарядов и неизменно производила фурор даже у пресыщенной западной публики.
- Почему после смерти мужа Тамара Федоровна больше не снималась в кино?
- Мне говорили, что ей предлагали, но она отказывалась - не хотела изменять Герасимову, хотя тот себе такие вещи иногда позволял. Тамара Федоровна очень обиделась на мужа за то, что он не нашел для нее роли в одной из лучших своих картин - экранизации шолоховского «Тихого Дона». Макарова ни разу не появилась на съемках, хотя обычно всегда наблюдала, как он работает, и помогала чем могла. А когда фильм был уже снят и смонтирован, под разными предлогами отказывалась его смотреть.
Последней ее работой в кино стала роль жены Толстого Софьи Андреевны в фильме Герасимова «Лев Толстой». Когда мужа не стало, актриса удалилась от дел и мало с кем общалась. Она пережила супруга почти на 12 лет. Незадолго до смерти Герасимова Тамара Федоровна написала ему письмо, где были и такие слова: «Я уверена, что мы обязательно встретимся - там, куда уходишь ты и куда скоро уйду я...».