В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Жить по закону

Виталий КОРОТИЧ 20 Декабря, 2005 00:00
Со времен советской страны над всеми государствами, формирующимися из осколков бывшей империи, кружится титул государств полицейских, то есть таких, где на граждан покрикивают и разговаривают с ними исключительно при помощи дубинок, с позиции не закона, а бесконтрольной силы.
Виталий КОРОТИЧ

Со времен советской страны над всеми государствами, формирующимися из осколков бывшей империи, кружится титул государств полицейских, то есть таких, где на граждан покрикивают и разговаривают с ними исключительно при помощи дубинок, с позиции не закона, а бесконтрольной силы. Впрочем, эти обидные клички понемногу удаляются из прибалтийских стран, а после Майдана стало ясно, что и в сегодняшней Украине общественное мнение и сознание значат больше полицейского окрика.

Но если уж говорить совсем честно, то, как бы ни звали послесоветских начальников, ни один из них в диктаторы не годился. Кроме того, выяснилось, что ни скоропостижных наших президентов, ни силовых министров, назначавшихся из состава прежних правоохранников (а где их еще было взять?), никто не боялся и не боится до сих пор. Жить по закону мы не научились, а неистребимая советская привычка жить по понятиям оставляет такой простор для волевых решений, что приходится надеяться только на здравый смысл тех, кто эти решения принимает. Начальство дополняет каждый закон множеством исключений, объяснений и телефонных звонков, зачастую сводя законы к подзабытому стилю советской Конституции. Она, как известно, была лучшей в мире, но никем не принималась всерьез и не выполнялась.

Все это я к тому, что мир устоявшихся демократий, куда мы рвемся изо всех сил, прописывает свои законы и правила до мельчайших подробностей, требуя их строгого выполнения под угрозой нешуточных наказаний. Западные государства в основном вышли из того состояния, когда их можно обзывать "полицейскими диктатурами", поэтому никто не возмущается, что даже в контрактах о приеме на работу может быть оговорено что угодно, вплоть до того, на какой дистанции вам надо находиться от представителей противоположного пола, когда с ним беседуете. Я, например, не раз подписывал такие условия, а также регламентации о приеме алкоголя на университетской территории и стиле общения с собственными студентами.

По понятиям не выстраивается ничего. Законов, которые принимаются для птички, тоже нет. Считается, что лучше сразу предупредить под расписку, чем позже надевать наручники. Естественно, время от времени объявляются меры по усилению контроля, потому что нет смысла в законах, которые не выполняются. Например, в метро Нью-Йорка давно уже запрещено разрисовывать вагоны (но все они разрисованы), включать громко радио (все равно включают), занимать больше одного места (попробуйте сдвинуть огромного негра, положившего ноги на несколько соседних сидений).

Раз так, то с этого года объявлено, что к прежним правилам добавляются уточнения, а на полицию возложена обязанность быть к нарушителям особенно немилосердной. Тем, кто не подчиняется объявленному распорядку, грозит для начала штраф в 100 долларов или арест на срок до 10 дней. В вагоны запущено добавочное количество стражей порядка, и даже в пустом поезде класть ноги на сиденье или занимать несколько мест стало весьма рискованно. Нарушителей отлавливают, в том числе на ходу и в час пик.

В метро не впустят людей с велосипедами, посетителей на самокатах и роликовых коньках. За прыжки через турникет наказывают всех без исключения. Фотографировать и вести видеосъемку отныне могут только аккредитованные фотокорреспонденты. Правила сформулированы жестко, но важно, что при этом полиция гарантирует: все они будут выполняться. Хороши эти правила или плохи, в государстве должно быть именно так: законы долго обсуждаются, мусолятся, но затем вводятся в действие со всей непреклонностью. Раз в стране принят закон, его надлежит выполнять, иначе что это за страна?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось