В чем сила, брат?
СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ СМОТРЕЛИ НА ИВАНА СИЛУ, КАК ШКОЛЬНИКИ 90-Х - НА ТЕРМИНАТОРА
За реакцией пятиклашек пристально следили и режиссер, и генеральный продюсер картины Владимир Филиппов, и исполнитель главной роли - Ивана Силы - 34-летний Дмитрий Халаджи, признанный самым сильным человеком в мире еще в 2004 году. Фильм-то детский, и главное - то, как воспримут его маленькие зрители: а вдруг не поймут, сочтут скучным? Но волновались создатели картины напрасно: ребятня зааплодировала, уже когда герой Дмитрия впервые поднял штангу. А когда выиграл соревнования тяжелоатлетов, побил мировой рекорд и начал демонстировать на арене невероятные трюки (поднимать телегу с людьми, разгибать подковы и скручивать из гвоздей сердечки), в зале грянули овации. Современные дети смотрели на Ивана Силу так, как школьники 90-х - на Терминатора или Рэмбо, с неподдельным восхищением. Похоже, у Виктора Андриенко и компании действительно получилось то, о чем они мечтали год назад, начиная работу над фильмом: дать маленьким украинцам настоящего украинского героя, не выдуманного, жившего на самом деле.
В основу сценария, над которым народный «довгоносик» работал вместе с другом, российским актером Игорем Письменным (интеллигентный кум в «Кумских байках»), легла повесть Александра Гавроша «Неймовірні пригоди Івана Сили». Книга хорошо написана, светлая, легкая, читается на одном дыхании, однако слишком уж детская, и c учетом того, что нынешнее молодое поколение, насмотревшись голливудских блокбастеров, может сказать: «А, это кино для мелких», сценаристам пришлось вплести в ее канву события из реальной жизни Ивана Фирцака. В частности, показать Ивана Силу в старости - в обветшалой и открытой всем ветрам хате в родном селе Белки, куда прославленный атлет вернулся, объездив с гастролями весь мир, и где доживал свой век более чем скромно...
Пожилого Фирцака, «батю», который в одиночку вытаскивает из грязи грузовик, сыграл Сергей Романюк, алчную баронессу фон Бухенбах (благодаря которой Сила, собственно, ничего и не скопил, гастролируя по Европе и Америке) - Ольга Сумская, доброго доктора Новака - Вячеслав Гиндин, генерала полиции, взяточника и любителя «гладиаторских боев», - Лесь Заднепровский, президента Франции - Евгений Паперный, организатора поединков Гюссо - Алексей Вертинский, хозяина склада, где карпатский парубок Иван «дебютировал» как силач, всего за два часа загрузив вагон мешками с пшеницей, - Богдан Бенюк, борца по прозвищу Велет (Великан), с которым главному герою сначала приходится состязаться, а потом - дружить и вместе тренироваться, - Василий Вирастюк, так же, как и все вышеперечисленные, не нуждающийся в представлении. Словом, актерский состав более чем звездный.
Себя режиссер Андриенко назначил на роль главного злодея фильма - агента Фиксы, а Игоря Письменного превратил в администратора цирка Пьера Пандорского, безнадежно влюбленного в свою хозяйку-баронессу. Кстати, то, как актер-россиянин говорит по-украински, стоит взять на заметку и нашим политикам, и телеведущим, потому что это высший пилотаж!
Остальные тоже удивляли как могли: Сумская, Паперный и Вертинский изъяснялись по-французски, будто всю жизнь прожили в Париже, Вирастюк, который настолько ответственно отнесся к съемкам в кино, что брал уроки актерского мастерства у Олега Примогенова (тоже, кстати, занятого в фильме в небольшой роли), так достоверно сыграл обозленного и выброшенного на обочину циркового артиста, что хочется вскочить с места и броситься вырывать у него из рук факел, с которым он пришел жечь родной цирк.
НА ПРОСМОТРЕ ЗНАМЕНИТЫЙ СИЛАЧ ПЛАКАЛ: ЕМУ НЕ ВЕРИЛОСЬ, ЧТО У НЕГО ПОЛУЧИЛОСЬ
Но самое большое открытие - это, конечно, Дмитрий Халаджи. Будучи спортсменом, установившим 63 мировых рекорда, а не актером, он замечательно сыграл наивного парубка Ивана, простоватого, молчаливого и очень доброго, согласного бороться на арене не за деньги, а только за что-нибудь хорошее. Например, за то, чтобы беспризорник Миха (Леня Шевченко) больше никогда не воровал.
Текста у Ивана Силы не намного больше, чем у Конана-варвара в исполнении Арнольда Шварценеггера, однако слова в данном случае - не главное. Главное - эмоции, чувства, и Дима сумел так перевоплотиться в своего героя, что еще чуть-чуть - и отзывался бы на имя Иван. А во время просмотра картины всемирно известный силач плакал, как мальчик: ему самому не верилось, что у него получилось...
Кстати, на слезу пробило не одного Халаджи: и маленьких, и взрослых, и причастных к созданию картины, и видевших ее впервые растрогал эпизод, в котором юная акробатка Милена (Иванна Сахно) рассказывает влюбленному в нее Ивану, как погибли ее родители. Этот и другие тяжелые моменты режиссер решил не снимать, а доверить аниматорам, и замечательный художник Адриан Сахалтуев нарисовал целый мини-фильм. Вот маленькая девочка широко распахнутыми глазами смотрит, как парят под куполом мама и папа - воздушные гимнасты. А вот сломалось крепление - и мама сорвалась вниз, а папа - за ней... То ли не удержался, то ли понял, что страховки-то никакой и жить с мыслью о том, что не удержал любимую женщину, он не сможет. И вот та же девочка, и так же смотрит на родителей. Правда, они уже не в цирке, а на афише, безжалостно перечеркнутой надписью: «Отменяется»...
«ТИ САМ СОБІ СИЛА!»
Ход с мультипликацией напоминает тот, который использовали в картине «Гарри Поттер и дары Смерти»: ее создатели заменили жуткий рассказ о гибели трех братьев-волшебников анимацией. Только у американцев и мультик вышел не менее жутким - там и Смерть с косой, и висельник, и ножи, и лужи крови, в общем, еще немного - и получился бы «Город грехов». В фильме Андриенко все по-другому: трагическая история рассказана, как печальная сказка, вызывающая сочувствие, но вовсе не ужас и не отвращение.
Что же касается юмора, то он в картине тоже очень светлый и тонкий. Ни одной шутки ниже пояса и ниже плинтуса, все продумано до мелочей, и эти мелочи - как изюминки во вкусном кексе. Самые крупные «изюмины» - это, конечно, эпизоды с участием порядком уставших от жизни Белого (Владимир Комаров) и Рыжего (Борис Барский) клоунов и Василия Бендаса в роли больного, таскающего еду у всей больницы. Только представьте: ночь, проливной дождь, во всем здании светится лишь одно окно, и в том окне - задумчивый Вася с тарелкой супа...
Картину, где нет ни одной лишней, бессмысленной детали и все к месту, нечасто увидишь, и Госкино, по заказу которого был снят «Иван Сила», можно только поздравить с тем, что такой фильм в Украине появился. Даже финальная песня «в яблочко»: группа «ТНМК» вместе с детьми поет, что «ти сам собі сила», и призывает поверить в себя. А на экране в это время уже не Иван Сила, а Дмитрий Халаджи, который самостоятельно выполняет все трюки, от сгибания гвоздя до так называемой «чертовой кузни», когда на груди у атлета разбивают каменную глыбу. А я бы, честно говоря, туда еще пару кадров с Андриенко добавила. Потому что так, как верил в этот фильм Виктор Николаевич, не верил никто. И так, как сражался он со скептиками, говорившими: «Сколько-сколько ему там выделило государство? 15 с половиной миллионов гривен? Вот за что, интересно?», и с самой заржавевшей системой кинопроизводства в Украине, и с чиновниками, и с бюрократами, и - порой - с актерами, и с обилием цирка вокруг, в повседневной жизни, не сражался, наверное, еще ни один силач ни на одной цирковой арене...