В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
ЛЕГЕНДА

Дэви АРКАДЬЕВ. О друге. Тревога и боль

Выдающийся украинский футболист, ученый, заслуженный тренер СССР и Украины, чемпион
Советского Союза, обладатель Кубка СССР, Кубка кубков Европы и Суперкубка борется с тяжелейшим заболеванием — болезнью Паркинсона. Обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой поддержать Олега Петровича в его борьбе с недугом.

«Кому многое дано, с того большой спрос»

Мы не виделись более трех лет. И когда представилась возможность съездить на дачу Базилевича, что километрах в 30 от Киева, я немедленно ею воспользовался. Знал о тяжелом заболевании друга, который уже пятый год кряду мужественно борется с болезнью Паркинсона. Его круглосуточно опекают помощницы Лена и Таня, добросовестные украинки, которые, как мне показалось, души не чают в своем подопечном.

Болезнь неумолима, коварна и проявляет себя по-разному. Помощницы даже сомневались, узнает ли меня Олег Петрович?! Слава богу, с этим все было в полном порядке. Мы общались, вспоминая различные эпизоды. И если речь заходила о каких-то курьезах, я видел на лице Олега его фирменную, слегка заметную, улыбку...

И ужинали вместе, когда Татьяна потчевала нас роскошными украинскими блюдами. Девушки рассказывали мне, что восхищаются мужеством и стойкостью Олега Петровича, который никогда не жалуется. Но признаюсь вам, что в глазах друга я увидел ту боль, с которой он живет изо дня в день...

Известно, что кому многое дано, с того большой спрос. Но невольно подумалось, справедливо ли это по отношению к Базилевичу, посвятившему и отдавшему жизнь футболу?! Олегу, основной чертой которого всегда было и, слава богу, остается благородство?!

Девочки поделились со мной своим ноу-хау: придумывают для Олега Петровича звонки из футбольных организаций и от функционеров, которые якобы интересуются здоровьем Базилевича. На самом же деле, к сожалению... Из посетителей от клуба запомнили его партнеров по легендарному «Динамо»-1961 Андрея Бибу, Анатолия Сучкова и одного из воспитанников Олега Петровича середины 70-х Анатолия Конькова, которые нынешним летом навестили его...

Я отдавал себе отчет в том, где именно нахожусь, с кем общаюсь. Техника была со мной, и с разрешения Олега, воспользовавшись его отдыхом после ужина, попробовал кое-что передать для вас, начав съемку, естественно, с кабинета...

Я знал, что до меня здесь, в кабинете загородной дачи моего друга Олега Базилевича, никому раньше из моих коллег-журналистов снимать не разрешалось. Быть может, потому и волновался. И даже небольшой бюст древнегреческого философа Сократа, стоящий на письменном столе хозяина дачи, назвал в репортаже скульптурой. Впрочем, полагаю, не в этом главное...

«Бюстик Сократа не случайно занял место на рабочем столе хозяина кабинета»

Бюстик Сократа, думаю, не случайно занял место на рабочем столе хозяина кабинета. Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. А разве Олег Базилевич, внесенный во все мировые энциклопедии, первым из тренеров соединивший науку и футбол, не стал этаким футбольным Сократом?!

А начиналось все 50 лет назад. Вот как об этом вспоминает в своей замечательной книге «СИСТЕМА, или Размышления о ФУТБОЛЕ» Олег Базилевич.

«Мы играли тогда совсем по-другому. Нападающие практически не принимали участия в оборонительных действиях, защитники редко подключались к атакам, а если и подключались, то точно не для того, чтобы делать «забегания». Модель игры, которую тогда использовали мы, создает определенные интервалы, позволяющие восстановить силы. Нападающие отдыхали, пока защитники оборонялись. Защитники отдыхали, пока нападающие атаковали. Но в 1966 году мы увидели совсем другой футбол. И главное, футболисты могли играть в него все 90 минут.

Я выступал тогда в одесском «Черноморце». Команда была типичным крепким середняком чемпионата СССР, не хуже, кстати, многих. Тренировалась в щадящем режиме и играла в такой себе «полукурортный» футбол малой интенсивности. Приехав на очередную игру чемпионата СССР в Киев, мы всей командой собрались у меня дома у черно-белого телевизора с большим по тем временам экраном. Мы смотрели один из матчей сборной Англии. Разница между тем, что мы увидели, и тем, чем мы тогда занимались, была размером с хорошую пропасть. А наши эмоции просто не передать словами».

В прихожей дачи Олега Базилевича, на мой взгляд, в фотографиях и вырезках из газет очень точно отображены его истоки, отношение к родителям и, пожалуй, самые яркие эпизоды жизни блистательного футболиста и великолепного тренера.

А мне и тут, полагаю, помешало мое волнение, и фотографию молоденького Олега на фоне известного моста в Лондоне принял за его любимый киевский уголок.

Лечение болезни Паркинсона очень дорогое (часть лекарств приходится приобретать в Израиле или России). Специалисты, врачи-реабилитологи тоже не из дешевых. Повезло с ведущим врачом — Алексеем Юрьевичем Пелепейченко, главврачом клиники неврологии и нейроортопедии. И все это свалилось на плечи супруги Базилевича. Вы уж простите мне мои эмоции, но те более четырех часов, что я провел в доме Олега, у меня комок к горлу подкатывал, еле сдерживал слезы. Надо ли напоминать, что именно Олег Базилевич вместе со своим единомышленником Валерием Лобановским в 1975 году были признаны лучшими тренерами мира?!

Мне очень дорог этот человек. Согласитесь, что он — национальное достояние Украины...

Лечащий врач Олега Базилевича Алексей ПЕЛЕПЕЙЧЕНКО: «Ту боль, с которой он живет, можно прочитать лишь в его глазах»

— Судьба перекрестила наши пути более семи лет назад, — рассказывает лечащий врач невролог Алексей Пелепейченко. — Увы, познакомились мы не на съемках «Голубого огонька». Неизгладимое впечатление произвел масштаб личности Олега Базилевича: неподдельная скромность, умение выстраивать нить разговора, всесторонняя эрудированность в сочетании с юмором и тактом. За время нашего знакомства Олег Петрович дважды был на волосок от смерти — в 2013 и 2015 годах. Очевидным толчком к ухудшению психологической и физической формы стал его уход из киевского «Динамо». Именно события этого периода послужили драматической кульминацией ухудшения течения болезни Паркинсона.

В настоящее время панацеи от этого тяжелого недуга в мире не существует. Суть лечения: применение специальных препаратов, стоимость которых довольно высока, распорядок и режим дня с обязательными прогулками, специальное питание, комплексный врачебный контроль, наличие обсуживающего персонала.

Этот интеллигентный, благородный и скромный человек мужественно сражается с болезнью и никогда не жалуется. Ту боль, с которой он живет, можно прочитать лишь в его глазах. Олег Петрович никогда не просит о помощи, но я знаю, что она очень нужна. Поэтому призываю всех неравнодушных людей оказать легенде украинского футбола посильную финансовую поддержку. С удовольствием отвечу на интересующие вопросы.

Тел: (050) 351-59-86,

email: [email protected]

Поддержать Олега Базилевича можно, перечислив деньги на его счета

Для перечислений в гривне:

Банк получателя: ПАТ «Райффайзен Банк Аваль» МФО: 300335
Получатель: Базилевич Олег Петрович
ЕГРПОУ: 1406612031
Расчетный счет: 26252101
Назначение платежа: Пополнение карточного счета
Номер карточного счета: 0533121100
ФИО: Базилевич Олег Петрович

Для перечислений в валюте:

SWIFT в долларах США (USD)
Beneficiary: Bazilevich Oleg,
Ukraine, Kyiv, st. Lesi Ukrainky, build.39, h.B, apt. 59.
IBAN: UA863052990000026203610533228
Account: 26203610533228
Bank Of Beneficiary — PRIVATBANK,
50 Naberezhnaya Pobedy St., Dnipro, 49094
SWIFT Code: PBANUA2X



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось