Леонид ЧЕРНОВЕЦКИЙ: «В интервью Дмитрия Гордона вытаращенных глаз, пены изо рта и вздувшихся на шее жил нет, он очень позитивный, открытый, интеллигентный и красивый человек. Дай ему Бог!»
Давно не был я в Украине, но «горячими» новостями оттуда продолжаю интересоваться. Какие чувства они у меня вызывают? Разочарование, однако углубляться не стану.
Множество критиков действующей власти появилось, которые очень красочно проблемы описывают, но реальных путей решения не предлагают. Будучи мэром Киева, я с таким поведением критиканов сталкивался и могу сказать: обычно это пустые и амбициозные люди, без колебаний готовые все разрушить, но ничего нового для своих соотечественников создать не способные. Жаль...
В свое время в украинской политике белой вороной я выглядел, потому что постоянно говорил и пел о любви, призывал соотечественников относиться друг к другу бережно, пробуждал в их сердцах сострадание к тем, кому в жизни повезло меньше. Больно снова и снова убеждаться, что с моим уходом с политической арены градус агрессивности в Киеве, да и во всей стране, очень повысился, а ведь воинственная риторика, отказ от диалога с несогласными и готовность борьбу на всех фронтах и до последнего украинца вести, как и призывы к революции, — это путь в никуда.
Раньше Украина с «садком вишневим коло хати» ассоциировалась, а сегодня — с мусорными люстрациями, блокированием то Крыма, то российских фур, избиениями и даже убийствами идеологических противников, причем тон задают политики, которые оппонентов бутылками бьют и в них стаканы швыряют.
Уверен: далеко не все украинцы вакханалию эту поддерживают, которая окончательным расколом Украины и даже потерей государственности грозит, но протесты их не слышны — голоса здравомыслящих граждан активные лжепатриоты заглушают, которые, к большому сожалению, слишком сильно на внутреннюю политику влияют... Если честно, выхода из этой ситуации я не вижу — всегда видел, а сейчас нет, и предложить ничего не могу, да и некому.
Сегодня ни с кем из коллег в Украине я не общаюсь, и никто там моих советов не ждет, но для читателей Дмитрия Гордона скажу: по моему мнению, потребностям Украины такая ситуация не отвечает, это некий атавизм, наследие советского прошлого с его печально известным принципом демократического централизма (напомню, оно безусловное и нерассуждающее подчинение меньшинства большинству предполагает). Европа, куда Украина так стремится, порядок иной исповедует, там, если население по любому вопросу на несколько групп разделилось, рот никому не закрывают, свою точку зрения не навязывают. В демократическом обществе на большинство — и это само собой разумеется! — дополнительная ответственность за соблюдение прав и интересов меньшинств (не только сексуальных) возлагается, а вот в Украине это правило, гражданину каждой развитой страны понятное, игнорируется. Несмотря на то, — еще раз подчеркну! — что большинство украинцев, и особенно киевлян, творящийся беспредел наверняка осуждает.
Сегодня в украинских СМИ альтернативные точки зрения практически не представлены, но это же не европейский подход, а большевистский, печально известным лозунгом «Кто не с нами, тот против нас» выраженный. Мне это так знакомо: ярлыки, грязная борьба за власть, олигархические СМИ — все это на собственной шкуре я испытал, и наблюдать за этим даже издалека противно.
Причина нынешних проблем в Украине не в том, что у нашего политикума опыт поиска компромисса напрочь отсутствует, — повторяю, не в недостатке опыта дело: яростная борьба за власть идет, и тут все способы, так сказать, хороши... Когда победа во что бы то ни стало нужна, самые грязные методы ее достижения допустимыми, приемлемыми становятся, и желание «перекричать», «задавить» оппонента на митингах, в парламенте, на ток-шоу все затмевает. Политики специально народ накручивают, ведь в атмосфере ненависти осуществления личных, порой неприглядных, амбиций им добиваться проще.
В интервью Дмитрия Гордона, счет которым давно за полтысячи перевалил, вытаращенных глаз, пены изо рта и вздувшихся на шее жил, которые сегодня залогом успеха у украинской аудитории — телевизионной, читающей — считаются, нет. Дмитрий предоставляет слово тем, кто зачастую по разные стороны баррикад находятся, причем относится ко всем внимательно и достаточно уважительно, не пытается своих собеседников уесть, срезать, в неприглядном свете выставить, как это в украинских СМИ практикуется.
На мой взгляд, это большой плюс, потому что журналистика высокого класса толерантность и непредвзятость предполагает и, конечно, ненависть к тому, у кого берется интервью, исключает. Интервьюер должен позицию своего визави, причины его поступков и образ мыслей выяснить, душу ему, что называется, наизнанку вывернуть. Когда обеим сторонам общаться буквально до бесконечности хочется, тему за темой развивать и без ответа ни одного острого вопроса не оставлять, тогда и у публики желание поближе с тем или иным человеком познакомиться возникает, а уж какой он, пускай читатель решает.
У Дмитрия Ильича именно такой подход, поэтому его думающие люди, а не крикуны и провокаторы читают — среди зрителей его программ и читателей его книг этим сомнительным персонажам точно не место.
Кстати, каждый раз после общения с Гордоном под телекамеру я задумывался: как же ему в ходе беседы собственную позицию по ряду острых вопросов скрывать, точнее, не выпячивать удается? По-моему, это настоящее искусство — в споре с героем нейтралитет сохранять, а не стороной выступать, даже если тот за живое тебя зацепит. Я это оценить могу, поскольку сам человек творческий...
Вопреки давлению окружения и обстоятельств, Дмитрий Ильич приверженцем не агрессивной, а вдумчивой журналистики остается, в наше нервное время его авторская программа — это островок здравомыслия. Гордон хорошим примером украинскому обществу служит, которому срочно культуру диалога перенимать надо, слушать и слышать других учиться. Больше скажу: за таким взвешенным подходом будущее — европейское будущее!
Судя по внушительному списку собеседников Дмитрия, сегодня среди украинской (и не только) интеллектуальной элиты умных людей хватает, которые понимают: Украине совместная работа на общее благо нужна, а не грызня — прогрессу и в политике, и в экономике, и в утверждении демократических принципов постоянные свары только вредят.
Поймите, общество наше на хаос и беспредел до тех пор обречено, пока не перестанет компромисс проявлением слабости считать, пока не отторгнет тех, кто украинцев на правильных и неправильных поделил. Оно осознать должно, что в политике, во власти личности нужны, в командном духе воспитанные, к диалогу и сотрудничеству готовые. Когда это случится? Ой, не знаю... Вот скоро в Киев приеду, киевлян послушаю — тогда какое-то мнение и сложится.
Читатель меня спросить может: а ты что же, у моря погоды ждать собираешься? а тебе посильный вклад в процесс изменения общества внести слабо?
Я очень неспокойный человек, и всем это известно. Иногда выступление очередного крикуна смотрю и прямо в лицо ему бросить хочется: «Я же тебя знаю — ни на что, кроме как орать и воровать, ты не способен!» — но из зала аплодисменты и крики: «Вот он, настоящий патриот!» — слышу, и противно становится... Все плохое, что мне в Украине пережить пришлось, вспоминается, поэтому в политику совершенно не тянет, да и сомневаюсь, что там меня ждут. Даже выслушать никто не заинтересован, достаточно сказать, что записанное Дмитрием Гордоном мое интервью, которое украинцы так активно на You Tube смотрят, ни на государственном, ни на частном телевидении показать не позволили. С кем же мне дискутировать и где? Так что пока написанием этого предисловия ограничусь.
Удачи, Дмитрий Ильич! Вы очень позитивный, открытый, интеллигентный и красивый человек. Дай вам Бог!