Подгонять клячу истории нельзя
Все на свете относительно — особенно время. Многие историки считают, что для нас XVIII век начался не в 1701 году, а в 1714-м, когда российский император Петр I добивал остатки украинской независимости разнообразно — в том числе гробя последних мазепинских казаков на болотных стройках Санкт-Петербурга и переводя главную православную патриархию из Киева поближе к своей власти — в Москву.
Побежденный под Полтавой шведский король Карл XII только что освободился из турецкого плена, Российская империя окончательно прибрала к рукам Финляндию. В общем, Европа вступала в новую реальность, отступя от календарного начала века.
Так же 100 лет спустя не спешил определиться ХIХ век. Только в 1814 году завершились наполеоновские войны, перекроившие карту мира и, кстати, мимоходом подарившие Киеву его знаменитые каштаны из Франции.
Плененного императора, сотрясавшего мир, отправили в ссылку на остров Эльба, а победители торжественно съехались на Венский конгресс. В украинской истории произошло событие, значение которого будет оценено еще не скоро, — родился Тарас Шевченко. Историки пишут, что ХIХ век по-настоящему тогда и начался — в 1814 году.
ХХ век — это очень популярное убеждение — начался в 1914 году, вместе с убийством эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда в Сараево 28 июня и последовавшей за этим Первой мировой.
Тогда же в Индию возвратился Ганди, которому суждено было стать одним из главных разрушителей Британской империи.
Настала эпоха распада империй, а для Украины вторая декада столетия стала жестоким временем краткосрочных государственностей и началом советской трагедии, затянувшейся надолго.
В 2017 году, судя по всему, еще не заканчивается прошлая эпоха, долго и упорно державшаяся за свой полусоветский вариант в Украине, мешавшая многим народам, в том числе нашему, возвратиться в человечество, из которого в начале прошлого века мы были исторгнуты волей большевистских фантазий.
Все созревает постепенно. Призыв пролетарского поэта «загнать клячу истории» (не в рыночном, конечно, а в извозчичьем понимании) не имеет смысла, потому что подгонять историю нельзя.
Мы созреваем для очередного шага в будущее постепенно, и не надо искать где-то на стороне виновников наших торможений, так как во многом виноват персонально каждый из нас.