В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Если бы политика была дуракоустойчивой

Вера в здравый смысл, которая не покидает большинство из нас, и реальная жизнь не всегда стыкуются.

Вера в здравый смысл, которая не покидает большинство из нас, и реальная жизнь не всегда стыкуются. Недавно я получил письмо от ветерана вооруженных сил, который, служа в советской авиации, выполнял однажды приказ по перевозке ядерной бомбы. Один из четырех двигателей тяжелого бомбардировщика в полете заглох, а маршрут самолета был проложен над Киевом, но у ветерана не было и мысли о том, что самолет с бомбой может рухнуть на город. Он твердо верил, что долетит и так, а катастрофа не произойдет, потому что не может произойти никогда.

Многолетний министр иностранных дел бывшей нашей страны Андрей Громыко когда-то давал мне интервью и сказал, что, мол, ходят слухи, будто во время так называемого Карибского кризиса, когда Кеннеди требовал убрать советские ракеты с Кубы, а Хрущев требовал чего-то взамен, мир был на грани ядерной катастрофы. «Ежедневно я бывал в вашингтонском Белом доме, — заметил Громыко, — и точно знаю, что войны бы не допустили ни наша, ни американская сторона. Такое не могло произойти никогда...».

Мог бы привести еще несколько таких примеров. Но, при всем своем оптимизме, я хорошо знаю, что мы с вами принадлежим к роду человеческому, а человек — единственное из живых существ, которое сознательно способно уничтожить свой биологический род. Звери такого не могут, олени или даже хищники в брачных боях не убивают друг друга. Чтобы вывести породу бойцовых собак, разных питбулей, селекционеры трудились многие годы, с рождения уродуя собачью психику, стравливая щенков, выращивая убийц вопреки всем врожденным собачьим рефлексам. Люди же существуют в сообществах, где психика формируется своеобразно, толпу ввергают в одурение, когда отдельная личность уже мало чего стоит.

Вера в здравый смысл, которая не покидает большинство из нас, и реальная жизнь не всегда стыкуются. Иногда наверх вырывается и задает тон не один человек, а массовый психоз, как было в сталинские или гитлеровские времена, где толпы (в кинохронике это увековечено) вопили все, что им велят, без стеснения и понимания смысла своих воплей.

Гитлеровская Германия, кстати, одно время была ближе к созданию ядерного оружия, чем другие. Их тогдашние планы погубило как раз тупое сочетание патриотизма с придурью, с животным национализмом и мракобесием.

Не надо недооценивать значение руководящего дурака или подлеца в убийстве многих идей и личностей. Так в нашей бывшей стране гробили генетику с кибернетикой — и не только их. При Сталине, например, в роли главного инквизитора, председателя комиссий государственного и партийного контроля состоял некто Матвей Шкирятов, вершитель судеб и уничтожитель скверны.

Недавно я прочел извлеченное из архива его послание соратнику, Серго Орджоникидзе. Привожу отрывок, сохраняя особенности письма: «Дорогой Серго. Что они делают. Еслим был пириод когда они скрывали, что они ведут фракции работу, то в данное время этого уже нет. Они не скрывают и привлекают к своей работе всякого, лиш был бы против ЦК. Они борятся всяческими способами чтобы подорват авторитет к партии, расшатат ея дисциплину...». И сколько угодно можно тараторить о том, что Сталин книжки читал и писал, но он визировал и решения, которые готовились такими вот малограмотными умельцами, способными сдуру взорвать мир...

Сегодня разговоры о здравом смысле, который обязан спасти человечество, не утихают. Мне уже сотни раз приходилось читать статьи и даже книги на эту тему. Но мне нравится идея, воплощенная во многих изобретениях, — так называемая «дуракоустойчивость», когда случайный болван не может подорвать бомбу или еще раз устроить катастрофу вроде чернобыльской. Если бы политика была дуракоустойчивой! Если бы да кабы...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось