В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Сонное царство

Сущест­вует понятие «культура быта». Оно фор­мируется испод­воль, в течение столетий.

Сущест­вует понятие «культура быта». Оно фор­мируется испод­воль, в течение столетий. И поэтому очень интересно отслеживать, как люди ели, спали, тру­дились в раз­ные времена.

Культура быта послойна и в разных слоях общества выглядит по-разному. Крестьянский быт, например, очень похож в разных странах, потому что похож труд людей, работающих на земле. Проходя сквозь века, так называемый народный, мужицкий быт определялся прежде всего целесообразностью, в нем многое зависело от сельскохозяйственного календаря. Городской быт больше регламентировался сословными нормами и государственным предписанием. Но всегда было немало общего в сложившихся привычках представителей одного и того же народа.

Например, я с удивлением выяснил, насколько серьезно наши предки относились к обычаю дневного сна. Натощак ложились спать самые неимущие и несчастные, для остальных же дневной сон был послеобеденным. Еще киевский князь Владимир Мономах в своем знаменитом «Поучении», адресованном не только собственным детям, но и всем соотечественникам, напоминает, что днем надо непременно соснуть: «Ибо не только человеку, но и зверям, и птицам Бог присудил отдыхать в час полуденный».

В течение многих веков, особенно зимой, когда темное время суток превышает по длительности светлое, наши предки спали часов по 14-16 в день, почти как лесные жители в сезонной спячке. Свечи стоили дорого, жировые светильники и лучины коптили, газет еще не изобрели, книги были редкостны. Что же еще делать, как не любезничать, трапезничать и спать?

Любителей бодрствования не любили, как сегодня зачастую не любят непьющих, подозревая их в тайных недобрых умыслах. Внедренный из Польши самозванец Лже­дмитрий, в частности, был заподозрен в чужестранстве еще и потому, что никогда не укладывался спать после обеда. С такими привычками да в цари? «Не верю!» — как позже говаривал Станиславский...

Правители всех рангов показывали пример послеполуденных отдохновений. Спали после обеда украинские гетманы, в том числе и поссорившийся с Петром I Иван Мазепа. С двух до четырех часов пополудни спал ненавистный Мазепе император Петр. Любили поспать гоголевские запорожские казаки, старосветские помещики и реальные знакомцы семьи писателя, о быте которых знаменитому сыну заботливо и регулярно сообщала мать в подробных письмах.

Избавляться от сонной болезни нашим предкам пришлось постепенно, по мере того как жизнь становилась все более динамичной. Правда, обеспеченные люди, особенно в городах, прожигали теперь время в гораздо более вредных для здоровья застольях, которые поражали иностранных гос­тей не меньше, чем предшествовавшая им дневная сонливость.

Французский философ и дипломат Жозеф де Местр, путешествовавший по бывшей империи, в том числе по ее южным регионам, с нынешней Украиной включительно, ужасался расходованию денег и времени, с которыми была сопряжена повседневная жизнь богатых людей. Он подробно подсчитывал расходы, пытаясь понять их смысл, пока в записи от 18 августа 1803 года не пришел к выводам вполне современным: «При несметных богатствах все разорены, никто не платит долгов, и взыскания нет никакого».

В общем, оглядываясь на своих предков и зачастую завидуя им, хорошо бы просеивать доставшийся нам опыт, изучая его во всех подробностях. Хотя днем очень часто хочется спать: наверное, это наследственность...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось