В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
КРУПНЫЙ ПЛАН

Телеведущий и общественный деятель Дмитрий СПИВАК: «Мы 143-и по уровню коррупции и 132-е по уровню счастья — вот и весь диагноз нынешней политической элите»

Алеся БАЦМАН. Интернет-издание «ГОРДОН»
Дмитрий Спивак в эфире авторской программы главного редактора интернет-издания «ГОРДОН» Алеси Бацман на телеканале «112 Украина» проанализировал состояние страны накануне парламентских выборов. Интернет-издание «ГОРДОН» эксклюзивно представляет текстовую версию интервью.

«Мы первое место в мире занимаем по кори, от нас шарахаются, скоро колючей проволокой будут от нас ограждаться»

— Хочу тебя спросить как человека, регулярно курсирующего по маршруту Киев — Одесса — Киев, о тех телезрителях, которых ты встречаешь в транспорте — самолете или поезде. Всегда же идут какие-то разговоры, попутчики что-то обсуждают, делятся проблемами.

— Да.

— О чем сегодня люди в транспорте говорят?



Фото Ростислава ГОРДОНА

Фото Ростислава ГОРДОНА


— Очень многие жалеют, что у нас нет смертной казни. Это я иронизирую по-злому, саркастически говорю. У людей огромное количество проблем, Алеся, обычных, человеческих проблем. Позорная статистика, отвратительная и мерзкая: Украина занимает 132-е место среди 155 стран по уровню счастья. ООН проводила исследование, это не рука Москвы или Моссада.

В поездах, самолетах, если просто прогуляться по улицам — посмотрите: люди не улыбаются друг другу. Не говорю о тех, кто приезжает на дорогих машинах в центральные киевские или одесские ресторации, у кого все в жизни в порядке. Говорю о 95 процентах людей. Проблемы, опущены головы, куда-то спешат. Это психологический момент. Они опускают глаза, мне кажется, чтобы не встречаться глазами друг с другом. Как дожить до конца месяца, как заплатить коммуналку, родственники болеют — как купить медикаменты, как заплатить за учебу и так далее. Богатейшая страна, но все, оказывается, взаимосвязано: мы 143-и по уровню коррупции и 132-е по уровню счастья. Вот и весь диагноз нынешней политической элите. Не надо много говорить.

У нас самые отвратительные дороги, мы на 137-м месте по уровню здравоохранения. Не представляю себе портрет украинского гражданина, который поддерживает деятельность министра здравоохранения Ульяны Супрун. В Конституции написано, 49-я статья: медицина бесплатная. При­ехала женщина и говорит: «Я отменяю украинскую Конституцию!». (Хлопает в ладоши). Все — а-а-а, как обезьяны, ура-а! Молодец, реформы делает!

Мы первое место в мире занимаем по кори, от нас шарахаются, скоро колючей проволокой будут от нас ограждаться... Уже Европа брезгует, уже «Северный поток-2» вокруг нас, «Турецкий поток» вокруг нас, железнодорожный «Шелковый путь» — Китай, Россия, Беларусь — вокруг нас. Никто не хочет с Украиной иметь дело. Не с нами, Алеся, не с людьми. Люди потрясающие. И врачи, и журналисты. Власть отвратительная, бездарная, импотентная, вороватая. Как говорил Михаил Михайлович Жванецкий, не воруйте с убытков, воруйте с прибылей. Дайте людям жить по-человечески, а потом себе чуть-чуть шейте.

«Если ты государство, у тебя есть Конституция. Если ты территория хаоса, где правят Попандопуло и пан атаман Грициан Таврический, хлопцы напились и разбежались в разные стороны...»

— Ты уже, собственно, начал составлять свой собственный рейтинг проблем. Хочу, чтобы ты конкретизировал, назвал основные пункты того, что тебя достало, сильно достало.

— Достало буквально три вещи: ложь, лицемерие, махровый революционный популизм. Еще достало мародерство. Это не коррупция. Грабить свою страну во время войны, когда гибнут люди, просить у всего мира деньги и в это время грабить на войне — безбожно, аморально. Достала двойная мораль. Как можно грабить — и говорить о Томосе? Как можно доводить страну и людей до ручки, до отчаяния — и говорить о религиозных или общечеловеческих ценностях? Достал псевдопатриотизм.

Швондеры какие-то, страна швондеров, только они не в кожанках ходят, а в Brioni. У меня перед глазами история успеха казака Гаврилюка. Помните этого персонажа? Каким он зашел в Раду? А сегодня у парня все нормально, отдыхает, Мальдивы, курорты. Вот она, «эволюция»! Это все достало! Достали активисты. Где вы работаете, что это за профессия? Профессор Преображенский — это гениально, на все времена: «Раз­руха не в клозетах, а в головах». В наших с вами головах, уважаемые друзья.

Ко всему, что меня и вас достало, мы приложили руки.

— Ты надеешься, что при новой власти начнутся перемены к лучшему?

— Хуже уже некуда. Хотя есть один вариант развития, когда может стать еще хуже, но это уже общеукраинский садомазохизм будет, не хотелось бы. Надеюсь ли я? Мессии не будет. Я всегда честен перед телезрителями и избирателями. Конструкция украинской власти состоит из двух частей: выборы президента, потом — парламент, который сформирует коалицию и правительство. Президент и правительство составят кубик Рубика украинской власти.

Если ты государство, у тебя есть Конституция. Если ты территория хаоса, где правят Попандопуло и пан атаман Грициан Таврический, хлопцы напились и разбежались в разные стороны... У нас Конституция... (Смахивает воображаемую книгу со стола). Организация Объединенных Наций говорит, что 63 процентта украинцев за чертой бедности.

Я скажу свое мнение и свое отношение. Глава государства — это внешняя политика, это как реформировать Службу безопасности, контрразведку, внешнюю разведку. Дипломатию реформировать, потому что довели страну до края цивилизации.

— Тебя послушаешь — в стране нет ни одного нормального чиновника высшего ранга. Все плохо, Дима?

— (Саркастически). Нет, все замечательно.

Нам президент нужен, нам нужен главнокомандующий, человек, который перестанет разговаривать с гражданами, избирателями на языке махрового популизма.

— Парламентские выборы важнее, чем президентские?

— Одинаковы по важности. Так устроен этот гибрид. У нас все гибридное. Идет гибридная война, было гибридное военное положение, гибридный мир, гибридная система управления государством. Никто не понимает, что такое парламентско-президентская республика. Какой-то дуализм власти. Всегда будет конфликт между Администрацией президента и правительст­вом, всегда, вне зависимости от фамилий, он есть изначально. Надо жить или в президентской республике, как Соединенные Штаты, Франция, та же Россия, или переходить на парламентскую форму.

Я люблю разговаривать фактами. Не­давно господин Волкер (спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер. — «ГОРДОН»), наш главный куратор от Соединенных Штатов Америки, сказал очень четко. Не смогу точно процитировать, но близко к тексту. Сказал, что вступ­ление Украины в НАТО имеет две проблемы, две составляющие. Реформы в самой Украине и то, когда в НАТО придут к консенсусу относительно членства Украины. Перевожу на человеческий язык с дипломатического. Помните борд экс-кандидата в президенты мэра Львова Андрея Садового? Сначала было «Наступний», потом «Наступ». Третий должен был быть «На...». Вот Волкер сказал: «На...».

— (Смеется).

— И мы идем... Сегодня все политики, эксперты, журналисты говорят, что у нас полстраны агентов влияния. Половина — агенты северного соседа, вторая половина — американцев, «Моссада». Все это надо вычищать. У нас открытые границы.

Нужны политическая воля, внутреннее понимание государственного управления, колоссальный опыт, прикладное знание. Знание, что такое внешняя политика, как там котировки нефти, как взаимодействовать на Ближнем Востоке, что там Израиль, Сирия, Америка, Африка, Южная Америка, Россия. Это же не «ура, мы побежали!», нет...

Михаил Михайлович Жванецкий сказал: «В историю трудно войти, но легко вляпаться». На мой взгляд, ни одному предыдущему президенту не удалось по-настоящему войти в историю, сделать Украину цивилизованной, богатой, красивой европейской страной. Порошенко возглавил страну в такой период. Уже случилось то, что случилось. Какие у него заслуги, кроме безвиза? Не знаю. Является ли безвиз его заслугой? Да, наверное. Других не знаю.

— Томос — тоже историческое событие?

— Не комментирую никогда религиозные темы. Для кого-то так, для кого-то иначе. Фраза такая — «гарант Конституции»... Кто кому гарантирует Конституцию, если всем на нее наплевать? Ну, такое дело... (Машет рукой). Главное — политическая целесообразность, революційна доцільність. Критикуєш владу? Ти ворог, агент Кремля!

«Миром правят экономика и деньги»

— Справедливости ради скажем, что перед тем, как все это пришло в такое состояние и Россия развязала войну, у нас министр обороны был гражданином России, который успел все красиво подчистить. И глава СБУ, и еще ряд людей, причем это не скрывалось просто.

— И что?

— Кто больше всего разваливал, Дим?

— Армию невозможно развалить за три месяца.

— Подожди, эти люди были не три ме­сяца.

— То есть армию разворовывали и уничтожали только с 2010-го по 2013-й?

— Нет, я хотела сказать, что завершающий, финальный аккорд произошел именно с помощью российских граждан, которые, не таясь, возглавили наши Вооруженные силы и силовые структуры. Разве влияние России ослабло? Нет. У нас куча людей, которые работают на «русский мир», просто не афишируют это, а прикрываются патриотическими лозунгами.

— Алеся, мы на каком языке говорим?

— В смысле?

— Сейчас буду дискутировать. На русском мы говорим?

— Ну, конечно, а почему ты спрашиваешь?

— А что такое «русский мир»? Тогда я приверженец «русского мира».

— При чем здесь это? Ты же понимаешь, о чем я говорю. Если на русском говорит Путин, это не значит, что этот язык нужно ущемлять.

— А патриоты говорят, надо ущемлять.

— Это не патриоты. Патриоты, любящие Украину, понимают, что она многогранна и в этом ее сила. Те, о ком ты говоришь, или упоротые, или под прикрытием, или провокаторы, которые хотят развалить Украину.

— (Улыбаясь). Они упоротые провокаторы под прикрытием.

— Наверное. Вот мы и вывели формулу.

— Класс.

— Так что не манипулируй. «Русский мир» — это именно агрессия Путина, которую он и подобные ему несут. Пришли сюда, отняли Крым, развязали войну.

— Про Крым все понятно и неоспоримо. Но, как по мне, одинаково незаконно, когда граждане России или гражданка Соединенных Штатов Америки представлены здесь в министерствах. Будет ли Россия всегда вести агрессивную внешнюю политику? Да, конечно, будет. Второе ядерное государство в мире, семь часовых поясов (на самом деле в России 11 часовых зон. — «ГОРДОН»), 93 процента таблицы Менделеева. Они мощные, шестая экономика мира, они агрессивные. Будет ли Америка всегда вести агрессивную внешнюю политику?

Да, всегда будет расставлять базы по всему миру. Так устроена геополитика. Три монстра есть: Соединенные Штаты Америки, Китай и Российская Федерация. Идет война захватническая, экономическая, за ресурсы, человеческие ресурсы, за технологии, вооружения, деньги, нефть, влияние. Так и будет. Украина находится, по-одесски говоря, между тут и там. Но есть одна история, Алеся: 2400 километра общей границы между двумя государствами. Я разговаривал с украинцами. Мы никуда не собираемся. Я разговаривал с россиянами. Они тоже никуда не собираются.

— Жалко!

— Резюме: будем жить соседями. Мы зависим от них энергетически. Это не хорошо, не плохо, просто медицинский факт.

— Но это же не повод сдаться. К чему ты ведешь?

— К тому, что внешняя политика государства — это не лозунги и штампы. Это четкая хронология поступательных действий, ведущих к национальным интересам.

— Абсолютно правильно!

— Немцам выгодно сегодня строить с русскими «Северный поток-2» — они строят. «Турецкий поток-2» выгоден — его строят. Французам выгодно строить завод Renault в Воронежской области — они будут строить. А все остальное — лозунги. Миром правят экономика и деньги.

— Перед эфиром я спросила тебя: «Так ты еще и поешь?». Ты не успел ответить, началась программа. Спрашиваю сейчас. Если поешь — спой!

— 40 секунд у меня есть?

— 30.

— Понимаю вашу иронию. Фамилия — Спивак, но, кроме фамилии, ни слуха, ни голоса. Когда-то я пошутил, что в Украине есть два человека, которые одинаково здорово не умеют петь: я и Поплавский.

— Он не умеет, но очень удачно это монетизирует.

— Он гениальный человек. Напоследок хотелось бы процитировать замечательного Евгения Евтушенко.

Дай Бог не вляпаться во власть
И не геройствовать подложно.
И быть богатым, но не красть,

(Говорят в унисон).

Конечно, если так возможно.
Три точки!

— Спасибо!

Записал Николай ПОДДУБНЫЙ



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось